Кто виноват в смерти Катерины? (по пьесе А. Н. Островского “Гроза”)

А. Н. Островский является не только замечательным драматургом, но и истинным новатором в области пьес. Никто до него не рассматривал так многогранно купеческую среду, ее характеры, типажи, судьбы.
Островский ввел в русскую литературу проблему “темного царства”. Он показал, что за стенами благообразных купеческих домов творится беспредел, тирания, жестокость. Здесь губятся молодые жизни и судьбы, пресекаются любые попытки внести в жизнь что-то новое, свободное, индивидуальное.
Особенно тяжело в этой атмосфере приходится женщинам.

Одним из самых ярких и известных женских образов А. Н. Островского является Катерина, главная героиня пьесы “Гроза”. Это молодая женщина, попавшая в дом Кабановых, выйдя замуж за безвольного Тихона.

В семье мужа Катерина встретилась с бездной непонимания, неприятия, атмосферой “темного царства”. Все это ее гнетет, но Катерина терпит, потому что считает это своим долгом и божьим промыслом.
Катерине особенно тяжело в семье мужа из-за особенностей ее характера. Никому не желая зла, героиня мечтала о счастье и благополучии. Вспоминая о своем детстве и девичьих годах, девушка рассказывает Варваре

о том, как формировался мир ее чувств и настроений. Ласка матери, которая в дочери “души не чаяла”, уход за любимыми цветами, которых у Катерины было “много-много”, вышивание по бархату, посещение церкви, рассказы странниц – такова была жизнь героини до замужества.

Она жила в замкнутом мире, погружаясь порой в сказочные грезы и мечты: “В солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют”.
Катерина добра к окружающим, которые, к сожалению, не замечают этого. Она очень много общается с Варварой, доверяет ей свои сокровенные мысли. Девушка пытается найти отзывчивость в сердце мужа, изо всех сил старается быть ему любящей и верной женой. Но все попытки разбиваются о рабскую приниженность Тихона и грубость его интересов.

Тихон думает только о том, как бы забежать к Дикому “выпить”, покутить…
Натура мечтательная, впечатлительная, с характером “любящим, идеальным”, по определению Добролюбова, Катерина в то же время обладала пылкой и страстной душой: “Такая уж я зародилась горячая! Я лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега.

На другое утро уж нашли верст за десять!” Ее решительность, ее настрой бороться за свое счастье достигают пика, когда Катерина встречает Бориса. Борис, с первого взгляда, не похож на окружающих, он подарил ей новые впечатления и надежду на счастье. К сожалению, только надежду…

Любовь к Борису у девушки была безоглядной, пылкой, не знающей преград. Так любить могут немногие! Весь смысл существования Катерины сошелся в этом человеке.

Эта любовь открывала ей дорогу в иную, лучшую жизнь: “Кабы моя воля, каталась бы я теперь на Волге, на лодке, с песнями, либо на тройке на хорошей, обнявшись”. Мечтательность, безграничная любовь, решительность и искренность непременно помогли бы Катерине обрести счастье, но не в обществе Кабаних и Диких, самодуров и лицемеров. Чистая душа девушки не смогла выжить в этом удушливом обществе.

Смерть оказалась предпочтительнее.
Какое же общество окружало Катерину? Большинство жителей города Калинова отличаются редкостным самодурством, тиранией, фанатичной приверженностью к старине, нежеланием принимать ничего нового. И в этом нет ничего удивительного, ведь таковыми являются самые влиятельные и богатые люди в городе – Дикой и Кабаниха.
Дикой изображен как законченный самодур. Он куражится перед племянником, перед домашними, но отступает перед теми, кто способен дать ему отпор.
Марфа Игнатьевна Кабанова – это характер сильный и властный. Она ярая сторонница домостроевских порядков. Кабаниху искренне расстраивает то, что ее жизненные принципы уходят в прошлое, молодежь живет своим умом.

Ей кажется, что если рухнут ее устои, то наступит конец света: “Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю”. Поэтому она и тиранит всех окружающих. А эти качества вместе с сильным и властным характером делает жизнь в ее доме просто невыносимой.
Так кто же виноват в смерти Катерины? Я считаю, что нельзя назвать какого-то отдельного человека. Катерину погубила сама атмосфера города Калинова, где нет места новому, светлому, хорошему.

Виноват в смерти молодой женщины, безусловно, и Борис. Его слабость, безволие, страх остаться без наследства вынуждают его оставить Катерину. Получается, герой только использовал ее, толкнул своей страстью и увлеченностью на грех, а дальше “ночных свиданий” пойти был не способен.
Виновен в смерти Катерины и Тихон. Он мог бы больше внимания уделять своей жене, поддерживать ее, оберегать от нападок Кабанихи.
Считаю, что необходимо здесь упомянуть и Варвару. Она также сыграла свою роль в гибели Катерины. Ведь именно из-за “сладких” речей Варвары в голову героини начали закрадываться мысли об измене мужу, именно Варвара помогла устраивать свидания Катерине и Борису.

Но она исходила из своих жизненных представлений. Думаю, Варвара никогда никого не любила. Она не способна пожертвовать своей жизнью ради любви.

У этой героини на первом месте стоит она сама, ее желания и прихоти. Варваре незнакома жизнь “по божьим законам”, она даже любит для себя, не умея отдавать, жертвовать. Поэтому ее никогда не постигнет участь Катерины.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Кто виноват в смерти Катерины? (по пьесе А. Н. Островского “Гроза”)