Быт и нравы темного царства по пьесе Гроза (Островский А. Н.)
При чтении произведений Островского мы неожиданно попадаем в царящую в обществе атмосферу и становимся невольными участниками событий, происходящих на сцене. Мы соединяемся с толпой и словно со стороны рассматриваем жизнь героев.
Мы оказываемся в приволжском городе Калинове и получаем возможность наблюдать за бытом и нравами его жителей. В основной массе это купечество, жизнь именно этого сословия изображена драматургом с мастерством и глубоким знанием дела.
Купечество является, по мнению автора, “темным царством”, правящим
Мы знакомимся с типичными представителями этого общества. На первых страницах произведения перед нами предстает купец Дикой – “значительное лицо” в городе.
Шапкин так отзывается о нем: такого “ругателя”, как “Савел Прокофьич, поискать еще”. Мы тут же слышим такие же слова и о Кабанихе. Нам становится ясно, что с Диким они одинаковы.
Кулигин любуется необыкновенным пейзажем, однако на фоне этого самого пейзажа мы наблюдаем безрадостную картину жизни, изображенную
Поэтому он заявляет о невежестве и необразованности масс, о том, что честным трудом невозможно заработать деньги, вырваться из кабалы знатных лиц, заправляющих в городе. Они далеки от цивилизации, но она им и не нужна. Сохранение прежних устоев, нежелание нового, отсутствие закона и полная власть силы – вот что является законом и нормой их жизни, этим они живут и довольствуются.
Эти люди подчиняют своей воле всех, кто рядом с ними, всякий их протест они подавляют, как и любое проявление личности.
Автор демонстрирует Кабаниху и Дикого – типичных представителей “темного” общества. Они имеют в обществе особое положение, их боятся и поэтому испытывают к ним уважение, у них есть капитал, а это означает, что у них есть власть. Общие законы для них не существуют, они живут по своим законам и всех заставляют жить согласно им.
У них одно желание – покорить всех, кто слабее, а тех, кто сильнее – “умаслить”. Они являются деспотами и в семье, и в жизни.
Так, Тихон беспрекословно подчиняется своей матери, Борис – дяде. Брань Кабанихи всегда подается “под видом благочестия”, ругань же Дикого говорит о том, что он будто “с цепи сорвался”. Оба они не желают признавать новое, живут по домостроевским порядкам.
Они невежественны и скупы, что вызывает у нас смех, а порой и горькую усмешку. Например, о грозе Дикой говорит, что это наказание на род людской, чтобы мы чувствовали это.
Удивительно и бессердечие, с которым эти люди относятся к зависимым от них.
Эти властители имеют и персонажей, помогающих им осуществлять свое господство. Среди них Тихон, способствующий укреплению власти Кабанихи, молчаливый и слабовольный; Феклуша – глупая и необразованная сочинительница небылиц о цивилизованном мире; горожане, проживающие в Калинове и примирившиеся с такими порядками. Все эти персонажи и представляют собой “темное царство”, изображенное автором в пьесе.
Драматург применил разнообразные художественные средства, изобразил типичный провинциальный город, показал его обычаи и нравы, описал произвол, насилие, полнейшее невежество, царящие в Калинове, подавление любого проявления к свободе, в первую очередь, к свободе духа.