Изображение “жестоких нравов” “темного царства” в пьесе “Гроза” А. Н. Островского

Александр Николаевич Островский был наделен великим талантом драматурга. Он заслуженно считается основателем русского национального театра. Его пьесы, разнообразные по тематике, прославили русскую литературу. Описание событий в романах и других произведениях Островского имело демократический характер.

Он создавал пьесы, в которых проявлялась ненависть к самодержавно-крепостническому режиму. Писатель призывал к защите угнетенных и униженных граждан России, жаждал социальных перемен.

Огромная заслуга Островского в том, что он

открыл просвещенной публике мир купечества, о повседневной жизни которого русское общество имело поверхностное понятие. Купцы на Руси обеспечивали торговлю товарами и продовольствием, их видели в лавках, считали необразованными и неинтересными. Островский показал, что за высокими заборами купеческих домов в душах и сердцах людей из купеческого сословия разыгрываются почти шекспировские страсти.

Его называли Колумбом Замоскворечья.

Способность Островского утверждать прогрессивные тенденции в русском обществе в полной мере раскрылась в пьесе “Гроза”, опубликованной в 1860 году. В пьесе нашли

отражения непримиримые противоречия между личностью и обществом. Драматург поднимает острый в 1860-е годы вопрос о положении женщины в русском обществе.

Действие пьесы происходит в небольшом приволжском городке Калинове, где проживает в основном купеческое население. В своей знаменитой статье “Луч света в темном царстве” критик Добролюбов так характеризует жизнь купцов: “Их жизнь течет ровно и мирно, никакие интересы мира их не тревожат, потому, что не доходят до них; царства могут рушиться, новые страны открываться, лицо земли… изменяться – обитатели городка Калинова будут себе существовать по-прежнему в полнейшем неведении об остальном мире… Принятые ими понятия и образ жизни – наилучшие в мире, все новое происходит от нечистой силы…

Темная масса, ужасная в своей наивности и искренности”.

Островский на фоне прекрасного пейзажа рисует безрадостную жизнь обывателей Калинова. Кулигин, который в пьесе противостоит невежеству и произволу “темного царства”, говорит: “Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!”

Термин “самодурство” вошел в обиход вместе с пьесами Островского. Самодурами драматург называл “хозяев жизни”, богачей, которым никто не смел перечить. Таким в пьесе “Гроза” изображен Савел Прокофьевич Дикой.

Островский не случайно наградил его “говорящей” фамилией. Дикой славится своим богатством, нажитым обманом и эксплуатацией чужого труда. Ему не писан никакой закон.

Своим вздорным, грубым нравом он наводит страх на окружающих, это “жестокий ругатель”, “пронзительный мужик”. Его жена вынуждена каждое Утро уговаривать окружающих: “Батюшки, не рассердите! Голубчики, не рассердите!” Безнаказанность развратила Дикого, он может накричать, оскорбить человека, но это касается только тех, кто не дает ему отпор. Полгорода принадлежит Дикому, но он не расплачивается с теми, кто на него работает.

Городничему он объясняет так: “Что ж тут особенного, я им по копейке недодам, а у меня целое состояние складывается”. Патологическая жадность затмевает его разум.

Прогрессивный человек Кулигин обращается к Дикому с просьбой дать денег на установку в городе солнечных часов. В ответ слышит: “Да что ты ко мне лезешь со всяким вздором! Может, я с тобой и говорить-то не хочу.

Ты должен был прежде узнать, расположен ли я тебя слушать, дурака, или нет. Так прямо с рылом и лезешь разговаривать”. Дикой совершенно разнуздан в своем самодурстве, он уверен, что любой суд будет на его стороне: “Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник, вот и все… Что же ты, судиться, что ли, со мной будешь?..

Так знай, что ты – червяк, захочу – раздавлю”.

Другой яркой представительницей нравов “темного царства” является Марфа Игнатьевна Кабанова. О ней Кулигин отзывается так: “Ханжа. Нищих оделяет, а домашних заела совсем”. Кабанова единолично правит домом и своей семьей, она привыкла к беспрекословному повиновению.

В ее лице Островский показывает ярую защитницу диких порядков домостроя в семьях и в жизни. Она уверена, что только страх скрепляет семью, не понимает, что такое уважение, понимание, доброе отношение между людьми. Кабаниха всех подозревает в грехах, постоянно жалуется на отсутствие должной почтительности к старшим со стороны молодого поколения. “Не очень-то нынче старших уважают…”, – говорит она.

Кабаниха всегда прибедняется, изображает из себя жертву: “Мать стара, глупа; ну а вы, молодые люди, умные, не должны с нас, с дураков, и взыскивать”.

Кабанова “чует сердцем”, что старым порядкам приходит конец, ей тревожно и страшно. Родного сына она превратила в бессловесного раба, который не властен в собственной семье, поступает только по указке матери. Тихон с радостью уезжает из дому, только чтобы отдохнуть от скандалов и гнетущей атмосферы родного дома.

Добролюбов пишет: “Самодуры русской жизни начинают, однако же, ощущать какое-то недовольство и страх, сами не зная перед чем и почему… Помимо их, не спросясь их, выросла другая жизнь, с другими началами, и хотя далеко она, еще и не видна хорошенько, но уже дает себя предчувствовать и посылает нехорошие видения темному произволу самодуров”.

Показывая жизнь русской провинции, Островский рисует картину крайней отсталости, невежества, грубости и жестокости, которые убивают вокруг все живое. Жизнь людей зависит от произвола Диких и Кабаних, которые враждебны любым проявлениям свободной мысли, чувства собственного достоинства в человеке. Показав со сцены жизнь купечества во всех ее проявлениях, Островский вынес суровый приговор деспотизму и духовному рабству.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Изображение “жестоких нравов” “темного царства” в пьесе “Гроза” А. Н. Островского