Представители “темного царства” в пьесе “Гроза”

Драму ” Гроза ” принято считать одним из главных произведений А. Н. Островского. И это нельзя отрицать. Любовный конфликт в пьесе отходит чуть ли не на последний план, вместо этого обнажается горькая социальная правда, показывается “темное царство” пороков и грехов. Добролюбов называл драматурга тонким знатоком русской души.

С этим мнением трудно не согласиться. Островский очень тонко описывает переживания одного человека, но при этом точен в изображении общечеловеческих пороков и изъянов человеческой души, которые присущи

всем представителям “темного царства” в “Грозе”. Таких людей Добролюбов назвал самодурами.

Главными самодурами Калинова являются Кабаниха и Дикой.

Дикой – яркий представитель “темного царства”, изначально показан как неприятный и скользкий человек. Он появляется в первом действии вместе со своим племянником Борисом. Савл Прокофьевич очень недоволен появлением Бориса в городе: “Дармоед!

Пропади ты пропадом!” Купец ругается и плюется на улице, чем выказывает свою невоспитанность.
Следует отметить, что в жизни Дикого места для культурного обогащения или духовного роста

совершенно нет. Он знает лишь то, что положено знать, чтобы руководить “темным царством”. Не знает Савл Прокофьевич ни истории, ни ее представителей. Так, на цитирование Кулигиным строк Державина Дикой приказывает не грубить ему.

Обычно речь позволяет многое сказать о человеке: о его воспитании, манерах, кругозоре и прочем. Реплики Дикого полны ругательств и угроз: “ни одного расчета без брани не обходится”. Практически в каждом появлении на сцене Савл Прокофьевич либо грубит другим, либо некорректно выражается. Особенно купца раздражают те, кто просит у него деньги.

При этом сам Дикой очень часто обманывает при расчетах в свою пользу. Дикой не боится ни представителей власти, ни бунта “бессмысленного и беспощадного”. Он уверен в незыблемости своей персоны и того положения, которое он занимает.

Известно, что при разговоре с городничим о том, что Дикой якобы обирает простых мужиков, купец открыто признает свою вину, но так, будто сам гордится таким поступком: “Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами о таких пустяках разговаривать! Много у меня в год – то народу перебывает: вы – то поймите: не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются, так оно мне и хорошо!”Кулигин говорит, что в торговле все друг и друга воруют, а в помощники выбирают тех, кто от длительного пьянства потерял и человеческий облик, и всякую человечность.

Дикой не понимает, что значит трудиться ради общего блага. Кулигин предлагал поставить громоотвод, с помощью которого легче было бы получить электричество. Но Савл Прокофьевич прогнал изобретателя со словами: “Так ты знай, что ты червяк. Захочу – помилую.

Захочу – раздавлю”. В этой фразе наиболее отчетливо видна позиция Дикого.
Купец уверен в своей правоте, безнаказанности и власти. Савл Прокофьевич считает свою власть абсолютной, ведь залог его авторитета – деньги, которых у купца более чем достаточно. Смыслом жизни Дикого является накопление и приумножение своего капитала любыми законными и незаконными методами. Дикой полагает, что богатство дает ему право ругать, унижать и оскорблять всех.

Однако, его влияние и грубость пугают многих, но не Кудряша. Кудряш говорит, что не боится Дикого, поэтому поступает только так, как хочет сам. Этим автор хотел показать, что рано или поздно самодуры темного царства лишатся своего влияния, ведь предпосылки для этого уже есть.

Единственный человек, с которым купец говорит нормально, это другой характерный представитель “темного царства” – Кабаниха. Марфа Игнатьевна известна своим тяжелым и сварливым нравом. Марфа Игнатьевна вдова. Она сама воспитала сына Тихона и дочь Варвару.

Тотальный контроль и тирания привели к ужасающим последствиям. Тихон не может действовать против воли матери, говорить что-то неверное с точки зрения Кабанихи он тоже не хочет. Тихон сосуществует с ней, жалуясь на жизнь, но не стараясь что-либо изменить.

Он слабый и бесхарактерный. Дочь Варвара лжет матери, тайно встречаясь с Кудряшом. В финале пьесы она сбегает с ним из родного дома.

Варвара сменила замок на калитке в саду, чтобы беспрепятственно уходить гулять ночью, пока Кабаниха спала. Тем не менее она также открыто не противостоит матери. Больше всего доставалось Катерине.

Кабаниха унижала девушку, стремилась всячески задеть и выставить перед мужем (Тихоном) в плохом свете. Она выбрала интересную тактику манипулирования. Очень размеренно, не спеша Кабаниха понемногу “ела” своих домашних, притворяясь, что ничего не происходит. Марфа Игнатьевна прикрывалась тем, что заботится о детях.

Она считала, что только старое поколение сохранило понимание норм жизни, поэтому непременно нужно передать эти знания следующему поколению, иначе мир рухнет. Вот только у Кабанихи вся мудрость становится изуродованной, извращенной, ложной. При этом нельзя сказать, что она делает благое дело. Читатель понимает, что слова “забота о детях” становятся оправданием перед другими людьми.

Перед собой Кабаниха честна и прекрасно понимает что делает. Она воплощает в себе мнение о том, что слабый должен бояться сильного. Об этом сама Кабаниха говорит в сцене отъезда Тихона. “Что ж ты стоишь, разве порядку не знаешь?

Приказывай жене – то, как жить без тебя!” На вполне разумное замечание Тихона о том, что Катерине незачем его бояться, ведь он ее муж, Кабаниха отвечает очень резко: “Как зачем бояться! Да ты рехнулся, что ли? Тебя не станет бояться, меня и подавно”.

Кабаниха уже давно перестала быть матерью, вдовой, женщиной. Теперь это настоящий тиран и диктатор, который стремится утвердить свою власть любыми способами.

<

p>Островский в “Грозе” представителей “темного царства” наделил наиболее неприятными чертами. Автор показывает, что они все еще стоят у власти, но времена меняются, и вскоре все изменится. Эта информация поможет учащимся 10 классов при подготовке сочинения на тему “Яркие представители темного царства в пьесе “Гроза””


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (3 votes, average: 3.67 out of 5)
Loading...

Представители “темного царства” в пьесе “Гроза”