Логическая цепочка
Здравствуйте, уважаемая редакция газеты “Литература”!
С интересом просматриваю каждый вновь пришедший номер газеты, иногда возвращаюсь к ранее полученным номерам, чтобы использовать ценный материал в своей работе. Особенно нравится рубрика “Есть идея!”. Диву даюсь, насколько изобретательны наши учителя-практики! Что только не придумают ради привлечения внимания учащихся к литературе!
Некоторые идеи коллег мне пришлись по душе, и я уже их применила на своих уроках, какие-то из них уже существовали и в моей педагогической
Хочу предложить и свой прием, успешно апробированный на уроках. Известно, что повторять и обобщать обширные темы, связанные с большими биографическими данными жизни писателя или поэта, достаточно сложно. Порой ребята затрудняются выделить главное из полученной информации, плохо запоминают услышанное на уроке или самостоятельно прочитанное.
В поисках выхода из затруднительной ситуации я решила прибегнуть к следующему приему, который пришелся по душе и мне, и моим воспитанникам. Его суть – в составлении Логической цепочки,
Например:
Грибоедов – Москва – музыкант – Благородный пансион – гусарский полк – Кавказ – Персия – дипломат…
Такая цепочка может составляться учителем, учащимися или коллективно в зависимости от того, какие цели ставятся на уроке. Она может быть и большей, и меньшей по объему (все будет зависеть от уровня обученности детей и замысла педагога). Ученики должны “расшифровать” звенья предложенной цепочки.
Такой прием позволяет сразу обнаружить пробелы в изучаемой теме, которые можно восстановить сообща на уроке.
Задания с логической цепочкой можно усложнить: попросить учащихся добавить нужные на их взгляд звенья цепи, прокомментировав их необходимость, или найти лишнее звено, например:
Грибоедов – Москва – музыкант – Благородный пансион – гусарский полк – Кавказ – Петропавловская крепость – Персия – дипломат.
Музыкант – студент – писатель – гусар – дипломат – Геолог – публицист – переводчик.
“Горе от ума” – комедия – действие – конфликт – Чацкий – монолог – Софья – реплики – Правдин.
“Служить бы рад, прислуживаться тошно” – “А судьи кто?” – “Не человек – змея” – “Вот он на цыпочках, и не богат словами” – “Погибни, предатель! Конец твой настал” – “Молчит, когда его бранят!”
Данный прием можно использовать на различных этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении или повторении изученного, а также в домашнем задании или в самостоятельной работе учащихся. Работа с подобными логическими цепочками, на мой взгляд, помогает учителю разнообразить урок, заинтересовать учащихся, которые могут по-новому взглянуть на типичные биографические справки писателей и поэтов, а также развивать интеллектуальный и творческий потенциал школьников на уроках литературы.
Татьяна Борисовна Носкова,
Учитель русского языка и литературы, МОУ СОШ № 14, г. Новочебоксарск.
- Определение Словообразовательная цепочка Словообразовательная цепочка – это такой ряд однокоренных (родственных) слов, в котором каждое последующее слово непосредственно производно от предыдущего. В начале цепочки находится немотивированное слово, все остальные слова пребывают в отношениях последовательной мотивированности. Например: греть -> обогреть -> обогревать -> обогреватель; старый -> стареть -> устареть -> устарелый -> устарелость; мир -> мирить -> примирить -> […]...
- Рекомендации по формированию и активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики в специальных (коррекционных) школах VII вида I. Основа активности учебно-познавательной деятельности: – адаптация, приспособление детской психологии к созданным на уроке условиям; – стимулирование учебно-познавательной деятельности учащихся; – преодоление противоречий между познавательными и практическими заданиями, выдвигаемыми ходом обучения. II. Результаты активности познавательной деятельности школьника зависят от уровня развития его общих способностей: памяти, внимания, восприятия, мышления. Поэтому необходимо помнить: – о возрастных и […]...
- Использование ребусов на уроках английского языка Использование ребусов на уроках английского языкаУченики, как правило, относятся к изучению слов как к нудному, однотонному занятию и чтобы Дети не скучали на уроках, нужно давать им нестандартные задания. Это порождает креативных учителей применять нетрадиционные приемы работы обучения на уроках. Одним из этих приемов является использование ребусов на этапе закрепления ранее изученной лексики. Ребусы способствуют […]...
- Интерактивный урок по технологии 5 класс “Текстильные волокна” Аннотация Название работы. Автор – Димитрова Татьяна Федоровна, учитель технологии, МБОУ Новотроицкой СОШ Татарского района Новосибирской области. Цель урока: Познакомить учащихся с понятиями: материаловедение, текстильные волокна, волокна растительного и животного происхождения; Развивать память, мышление, воображение ; Воспитать интерес к изучению предмета технология. Тип урока: Получение новых знаний. Методические рекомендации : урок по разделам “Материаловедение” для […]...
- Конспект урока для 5 класса “Создание итогового мини – проекта” Технологическая карта урока. Босова Л. Л. Информатика. 5 класс. ФГОС. Урок 32. Создание итогового мини – проекта. Планируемые учебные результаты: Предметные – повторение основных понятий, изученных на уроках информатики в 5 классе; Метапредметные – формирование умения структурировать знания; умения поиска и выделения необходимой информации; ИКТ-компетентность; Личностные – понимание роли информационных процессов в современном мире. Решаемые […]...
- Кого из современников Грибоедова можно считать его ближайшими друзьями? Кого из современников Грибоедова можно считать его ближайшими соратниками, друзьями, единомышленниками? Прежде всего это были братья Бегичевы, Степан и Дмитрий, с которыми он познакомился и довольно близко сошелся еще в штабе Кологривова. Дружба со Степаном Бегичевым продлилась всю недолгую жизнь Грибоедова. Известно даже, что, не будучи литератором, Степан Бегичев однажды вознамерился выступить в защиту комедии […]...
- Самоанализ урока Самоанализ урока Это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществленным с учетом успехов и продвижения учащихся. Основные требования к анализу урока учителем: цель и задача анализа темы; знание основ дидактики, психологии, методики, программ, нормативных требований и […]...
- Мой любимый школьный предмет (1) Рисование – мой любимый школьный предмет. Почему он мне так нравится? Наверное, потому, что у нас очень хороший преподаватель – Виктор Сергеевич. На его уроках всегда очень интересно, поэтому время летит незаметно. Чаще всего мы рисуем с натуры. Выбираем себе предмет или группу предметов и стараемся их изобразить на листе бумаги так, чтобы они были […]...
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА < table width=1042 cell; border-; border-; border-; > Автор материла Кротикова Люболвь Ивановна Место работы, должность МКОУ СОШ №2 р. п. Екатериновка Саратовской области, учитель русского языка и литературы Название материала Основные темы и мотивы лирики Лермонтова Вид ресурса (разработка учебного занятия, дидактический материал, тренажер, методические рекомендации, статья и т. п.) Презентация для […]...
- Применение компьютерных технологий на уроках русской словесности Компьютерные технологии заняли прочное место в организации учебного процесса по различным дисциплинам, в том числе и в области филологии. Пять лет назад на одном из районных семинаров по применению ИКТ в преподавании русского языка и литературы, проходившем в Петербурге, говорилось о первых, робких, хотя и весьма интересных, приемах работы с компьютером на уроках русской словесности. […]...
- Самоанализ урока английского языка Самоанализ урока английского языка, Проведенного учителем английского языка Акуловой Е. С. Урок английского языка был проведен в 4Б классе. Согласно календарно-тематическому планированию тема урока “Jobs and Professions”. По типу урока – урок, формирования первоначальных предметных умений. Практической Целью данного урока является: развитие лексико-грамматических навыков. Воспитательная Цель : формирование реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной деятельности. […]...
- Какое воспитание и образование получил Грибоедов, кем были его учителя? Какое воспитание и образование получил Грибоедов, кем были его учителя? В традициях русского дворянства эпохи А.С. Грибоедов получил прекрасное первоначальное домашнее воспитание и образование. Его гувернерами были И.Б. Петрозилиус и Б.И. Ион. И.Б. Петрозилиус впоследствии занимал должность библиотекаря Московского университета, а Б.И. Ион стал первым в России, кто получил степень доктора права. Богдан Иванович Ион […]...
- Урок обществознания в 8 классе по теме: “Товар и деньги” Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия станицы Ленинградской муниципального образования Ленинградский район Урок обществознания в 8 классе по теме: “Товар и деньги” Учитель истории и Белякова Ирина Викторовна Урок: Обществознание, 8 класс. Тема: Товар и деньги. Используемый УМК: Microsoft Power Point. Цель урока: Объяснить, что такое деньги, какие функции они выполняют; сущность товарного производства в современном обществе; […]...
- Конспект урока по технологии “Строгание. Рубанок” 8 класс Обухов Владимир Валерьевич Учитель трудового обучения высшей категории КГУ “Средняя школа №12” ГУ “Отдел образования акимата Житикаринского района” Разработка урока по трудовому обучению на тему: “Строгание. Рубанок” Для учащихся 8 вспомогательного класса Цель: Дать общую характеристику операции строгание, инструментам, применяемым при строгании, основным приемам работы. Задачи: Познакомить с назначением строгания, дать основные понятия и определения […]...
- Урок по тему “Электронные таблицы” Урок по тему “Электронные таблицы” Абайдуллина Динара Ринатовна-учитель информатики Краткая аннотация урока: Учебный предмет – информатика. Уровень образования школьников : 9 класс, второй год изучения предмета, базовая программа. Место урока в изучении раздела: Первый урок; Продолжительность урока : 45 минут. Основные понятия : книга, лист, ячейка, диапазон ячеек, тип данных, формула, формат данных Тип урока […]...
- А. С. Грибоедов – краткая биография Грибоедов Александр Сергеевич, русский драматург и дипломат, родился 15 января 1795 года в Москве в семье гвардейского офицера. Благодаря дворянскому происхождению, получил разноплановое домашнее образование, особенных успехов достигнув в изучении европейских языков. В возрасте 11 лет поступает в Московский университет, успешно окончив отделения философского и юридического факультетов. В 1808 году получает звание кандидата словесных наук, […]...
- Развитие творческих способностей и эстетического вкуса учащихся на уроках ИЗО Развитие творческих способностей и эстетического вкуса учащихся на уроках изобразительного искусства Автор: Мещерякова Юлия Владимировна, учитель изобразительного искусства, МБОУ СОШ №1 города Демидова Смоленской области. Описание работы: Предлагаю вам статью, раскрывающую некоторые пути развития творческих способностей и эстетического вкуса учащихся на уроках изобразительного искусства. Данный материал будет полезен учителям изобразительного искусства, работающим с учащимися 5-6 […]...
- А. С. ГРИБОЕДОВ: ЛИЧНОСТЬ И СУДЬБА А. С. Грибоедов (1795-1829) – выходец из старинного дворянского рода. Его разносторонняя одаренность (способность к языкам, музыкальные и литературные способности), энциклопедические знания. Грибоедов поступил в университет в возрасте 12 лет и за неполных семь лет прошел курсы философского, естественно-математического и юридического факультетов. Друзья молодого Грибоедова – передовые люди своего времени, в том числе будущие декабристы […]...
- Технологическая карта к изучению творчества Толстого, Достоевского, Тургенева в 10-м классе От редакции Технологическая карта – интересный опыт планирования занятия по литературе. У нее несколько особенностей. Во-первых, технологическая карта в отличие от поурочного планирования позволяет учителю более четко спланировать работу на уроке, акцентируя внимание учащихся на самых важных историко – и теоретико-литературных понятиях. Во-вторых, определяя, какие умения необходимо сформировать у учащихся, технологическая карта способствует рациональному формулированию […]...
- Использование и развитие мультимедиа в современном образовании Уважаемый коллега! Что такое Мультимедиа компонент, для чего его можно использовать в образовательном процессе? Как подготовить качественный Мультимедиа компонент и эффективно использовать его на уроке и во внеклассной деятельности? Как подготовить и провести полноценный Мультимедиа урок? Каковы перспективы и новые возможности применения мультимедиа в школе? Ответы на эти и многие другие актуальные для школьного образования […]...
- Урок изучения нового материала по теме “Трапеция” Марченко Мария Александровна Учитель математики МКОУ СОШ №6 Г. Минеральные воды Ставропольского края Урок изучения нового материала по теме “Трапеция” Данный материал адресован учителям, работающим по учебнику Л. С. Атанасян и др. “Геометрия 7-9”. На этом уроке полностью представлены конспект и презентация материала по теме “Трапеция”. Цель урока: Учебные: Дать определение трапеции и равнобедренной трапеции […]...
- Урок по теме: “Ткани животных” Волощук Л. А. Учитель биологии МАОУ “СОШ №4” Г, Тобольск Тюменская область Урок “Ткани животных”. Цель: Сформировать знания учащихся об особенностях строения тканей животных, их функциональных особенностях. Развивать умение работать с фиксированными препаратами в ходе лабораторной работы. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру. Тип урока: комбинированный (лабораторный практикум с использованием ИКТ). План урока: Целеполагание. Опрос […]...
- Конспект урока биологии на тему “Строение легких. Газообмен в легких и в тканях” Тема урока: “Строение легких. Газообмен в легких и в тканях” Разработчик: Саляхова Гульгена Габдулловна – учитель биологии. Данный план-конспект урока составлен по учебнику “Биология. Человек. 8 класс. Сонин Н. И., Сапин М. Р., издательство “Дрофа”, 2004 год”. Тип урока: урок усвоения навыков и умений. На уроке учащиеся показывают, к чему они научились раньше, одновременно осваивают […]...
- Развитие творческих способностей учащихся начальных классов на уроках литературного чтения Развитие творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения На уроках литературного чтения в начальных классах необходимо сформировать читательские умения, главнымииз которых являются: – Умение представить картину, нарисованную автором; – Умение сопереживать героям и автору; – Способность понять главную мысль произведения, его идею; – Умение осознать свою позицию и передать ее в разных формах устной и […]...
- Конспект урока по математике “Задача на совместную работу” 6 класс Задача на совместную работу Цель урока: Развитие логического мышления учащихся, формирование вычислительных навыков, развитие и обогащение речи учащихся, развитие познавательного интереса к предмету, формирование и развитие нравственных качеств учащихся: гордость, чувство собственного достоинства, дисциплинированность; Способствовать развитию прочных навыков решения задач данных типов Ход урока 1. Организационный момент. (2 мин) Здравствуйте, садитесь. Сегодня у нас урок […]...
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Использование интерактивной доски в рамках коммуникативно-деятельностного подхода в обучении иностранным языкам является эффективным средством вовлечения учащихся в активный процесс познания на основе использования интерактивных способов обучения, что позволяет создать условия, способствующие формированию и развитию иноязычной коммуникативной компетенции учащихся. Процесс внедрения использования интерактивной доски на уроках иностранного языка включает: 1) подготовительный этап (изучение технических особенностей, возможностей, […]...
- Конспект урока по биологии 5 класс: “Обобщение по теме “Питание живых организмов”” Конспект урока по биологии в 5-х классах На тему: “Обобщение по теме “Питание живых организмов””. С применением компьютерных технологий. Цель: Обобщить знания учащихся, полученные при изучении темы “Питание живых организмов”. Задачи : Обобщить у учащихся знания по теме “Питание живых организмов”; об особенностях питания живых организмов (растений и животных), о значении минеральных солей и воды […]...
- Сочинение на тему: Какой урок я больше всего люблю и почему? Какой урок я больше всего люблю и почему? В последнее время я полюбил уроки изобразительного искусства, или ИЗО, как все сокращенно называют этот предмет. Раньше я их недолюбливал, потому что у меня получались некрасивые рисунки, даже какие-то несуразные, можно сказать. Но перейдя из начальной школы в пятый класс, мы попали к новому учителю ИЗО. Это […]...
- Урок информатики для 10 класса по теме “Создание коллажа в Photoshop” Синева Валентина Николаевна Федеральное государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа имени А. Н. Радищева г. Кузнецк-12 Учитель информатики и информационно-коммуникационных технологий Урок информатики для 10 класса По теме “Создание коллажа в Photoshop” Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний Цели урока: Освоить технику создания коллажа, демонстрации и защиты своих проектов; Развивать творческую активность учащихся; Развивать […]...
- Урок для 8 класса по теме “Четырехугольники” Евстафьева Людмила Федоровна Учитель математики первой категории МОУ “Джалильская СОШ №2” Урок для 8 класса по теме “Четырехугольники” Цели и задачи: Обучающие: 1. Обобщение и систематизация знаний учащихся; 2. Закрепление основных понятий базового и развивающего уровня; 3. Контроль и оценка знаний учащихся по разделу “Четырехугольники”; Развивающие: 1. Развитие мыслительной деятельности при практической работе; 2. Развитие […]...
- Александр Сергеевич Грибоедов. Краткое изложение текста Драматургия Горе от ума История создания комедии “Горе от ума” Анализ произведения Конфликт Чацкого с московским обществом Критика о комедии А. С. Грибоедова А. С. Пушкин И. А. Гончаров Ю. Н. Тынянов Ю. М. Лотман Темы сочинений по творчеству А. С. Грибоедова Биография Грибоедова Александра Сергеевича А. С. Грибоедов и А. С. Пушкин о судьбе […]...
- Урок для 7 класса по теме: “Формулы сокращенного умножения. Квадрат суммы и разности двух выражений” Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия № 19 им. Н. З. Поповичевой г. Липецка Урок по алгебре в 7 классе Формулы сокращенного умножения. Квадрат суммы и разности двух выражений Подготовила Учитель математики Маликова Ольга Георгиевна Липецк, 2015 Тема урока: Формулы сокращенного умножения. Квадрат суммы и Разности двух выражений Тип урока: “открытие” нового знания. Цели урока: 1) […]...
- План-конспект урока по математике “Признаки делимости” 6 класс Перепелова Надежда Владимировна МБОУ “Средняя общеобразовательная школа № 8” Рузаевского муниципального района Республики Мордовия Учитель математики ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Признаки делимости натуральных чисел План-конспект урока математики в 6 классе по теме “Признаки делимости”. Урок изучения нового материала по изучению признаков делимости на составные числа и 11 с использованием ЭОР ФИО (полностью): Перепелова Надежда Владимировна Место работы: […]...
- Конспект урока по математике “МАСШТАБ” 6 класс Конспект урока С использованием информационно-коммуникационных технологий. Подготовили и провели: Емельянова М. В. – учитель математики МБОУ “СОШ № 21” г. Владимира, Федорова М. В. – учитель географии МБОУ “СОШ № 21” г. Владимира. Тема урока: МАСШТАБ. Цель: Закрепить и обобщить знания о масштабе и показать связь математики с географией. Задачи: Образовательные : Организовать деятельность учащихся […]...
- История создания комедии Грибоедова “Горе от ума” Выдающийся русский драматург и дипломат, поэт и композитор настоящий русский дворянин Александр Сергеевич Грибоедов вернувшись из заграничной командировки в 1816 году, был приглашен на один из аристократических вечеров. Жеманство, лицемерие друг перед другом поклонение всему иностранному присущее высшему свету того времени в Москве, очень раздражало образованного и умного Грибоедова. Наблюдая на балу, как большинство представителей […]...
- Новые технологии обучения на уроках литературы Методика преподавания литературы в школе сделала шаг вперед в осмыслении целей и задач преподавания литературы. Этот переход характеризуется прежде всего переориентацией учителя от выполнения задачи накопления знаний и литературных фактов к личностно-ориентированному обучению. В современной школе главным является “переживание” знаний, “вчувствование” в текст, сотворческая деятельность учителя, ученика и автора. Начиная с середины 60-х годов, в […]...
- Урок для 3 класса по теме “School subjects!” Муниципальное образовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа № 15” Учитель английского языка: Ахвледиани О. Г. I категория Класс: 3 Урок по теме “School subjects!” Цель урока : более эффективное использование выраженных способностей учащихся младшего школьного возраста к овладению иностранным языком и к речевому развитию в целом. Задачи: Учебный аспект: Формирование и развитие коммуникативных умений учащихся на […]...
- Фамусовская Москва в комедии “Горе от ума” Интересно, что еще в 1818 году, то есть до появления пьесы, Грибоедов писал С. Н. Бегичеву: “В Москве все не по мне. Праздность, роскошь, не сопряженные ни с малейшим чувством к чему-нибудь хорошему”. Для создания проблемной ситуации возможно обсуждение трех цитат, проясняющих три взгляда на Москву: “Что нового покажет мне Москва?” (Чацкий). “Едва/Другая сыщется столица, […]...
- ТЕМА УРОКА “ПРОГРАММЫ И ФАЙЛЫ” 5 КЛАСС Информатика и ИКТ 5 класс Тема урока “Программы и файлы”. Цель урока: сформировать новые понятия, провести связь с ранее изученным материалом, вырабатывать навыки работы с клавиатурой и мышью, создавать условия для применения знаний в нестандартной ситуации, расширять кругозор учащихся. Оборудование: интерактивная доска, ПК для каждого обучающегося. Ход урока. < table width=650 cell; > Этап урока […]...
- Изучение творчества Василия Шукшина на уроках литературы в 5-11-х классах У Сухомлинского в “Родительской педагогике” можно прочитать: “Есть опасная вещь – лень души. Загляни себе в душу, нет ли в ней зернышка этой беды. Если есть – выбрось ее, не дай прорасти дурманом. Лень души – это равнодушие к человеку. Учись видеть и чувствовать человека. Помни, что самое главное в окружающем тебя мире – человек”. […]...