Фамусовская Москва в комедии “Горе от ума”

Интересно, что еще в 1818 году, то есть до появления пьесы, Грибоедов писал С. Н. Бегичеву: “В Москве все не по мне. Праздность, роскошь, не сопряженные ни с малейшим чувством к чему-нибудь хорошему”.

Для создания проблемной ситуации возможно обсуждение трех цитат, проясняющих три взгляда на Москву:

“Что нового покажет мне Москва?” (Чацкий).

“Едва/Другая сыщется столица, как Москва” (Фамусов).

“В моей комедии я, кажется, убиваю тирана – любезнейшее мое отечество – драгоценнейшую Москву” (Грибоедов).

Школьники

должны найти оценки Москвы главными персонажами комедии и выявить их отношение к Москве.

Для этого нужно проанализировать следующие фрагменты комедии (по группам):

1. Монолог Чацкого и его диалог с Софьей о прежней

Москве (действие I, явление 7).

Какие характеристики Чацкий дает москвичам – родственникам и знакомым Софьи?

В каких словах заметно его ироническое отношение к Москве?

2. Монологи Фамусова о распорядке его жизни и о

Максиме Петровиче (действие II, явление 1).

Какой образ московской жизни описывает Фамусов?

Почему Фамусов идеализирует Максима Петровича?

3. Монолог

Фамусова о Москве (действие II, явле Ние 5).

Почему Фамусов уверен, что только в Москве “и дорожат дворянством”?

Каковы его суждения о гостеприимстве, молодежи, старшем поколении и московских дамах? Докажите, что Фамусов восхищается Москвой, а автор относится к московским порядкам с иронией.

4. Анализ эпизода “Гости съезжаются на вечер к Фаму Сову” (действие III, явления 5-10).

О чем говорят гости, приезжающие к Фамусову? Каковы их жизненные интересы?

Какие конфликты определяют напряжение сценического действия в каждом явлении?

Что можно сказать о гостях Фамусова по их речевым характеристикам?

Какое место занимает этот эпизод в комедии?

В результате анализа монологов и обобщения суждений учащихся составляется таблица, работу с которой можно продолжить дома и на следующих уроках.

Итоговый вопрос

– Какой показана Москва в восприятии героев комедии?

На втором уроке разговор о Москве будет вестись через характеристики отдельных образов-персонажей (представителей фамусовского общества), их отношения к жизни, к людям, к общественному строю (по группам). Результаты исследований учащихся будут фиксироваться в обобщающей таблице.

Возможна и исследовательская работа, направленная на выявление самооценок образов-персонажей, принадлежащих к фамусовскому обществу, и их оценок другими ге

Роями (работа может быть закончена дома). Можно также организовать конкурс “Кто найдет больше оценок героя другими персонажами?”.

– Какие отношения между людьми, нравы, стремления и поступки, высмеянные Грибоедовым, заслуживают осуждения и сегодня?

Итог урока

Могущество фамусовской Москвы – в ее однообразии, единомыслии и сплоченности. В Москве признают только тех, кто не выделяется, согласен со всеми. Здесь царствуют семейственность и протекции, круговая порука.

Старая Москва хочет всеми силами затормозить движение нового, передового, обороняясь могущественным оружием – невежеством, хулой на учение и книги. Пустые разговоры, сплетни, слухи, суета – основное времяпрепровождение москвичей. Фамусовский мир очень силен и постоянно пополняется за счет таких, как Молчалин.

Домашнее задание

Составить сообщение “Обычаи и нравы фамусовского общества” и подготовиться произнести его как обвинительную речь. Закончить заполнение таблиц. Перечитать все монологи Чацкого и выявить главную мысль каждого.

Индивидуальное задание

Составить словарик историко-культурных реалий ко второму или третьему действию комедии (по выбору).


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Фамусовская Москва в комедии “Горе от ума”