I. Основа активности учебно-познавательной деятельности: — адаптация, приспособление детской психологии к созданным на уроке условиям; — стимулирование учебно-познавательной деятельности учащихся; — преодоление противоречий между познавательными и практическими заданиями, выдвигаемыми ходом обучения. II. Результаты активности познавательной деятельности школьника зависят от уровня развития его общих способностей: памяти, внимания, восприятия, мышления.
Поэтому необходимо помнить: — о возрастных и индивидуальных особенностях детей; — о развитии мыслительных особенностей учащихся в познавательной деятельности на уроках математики; — что процесс познания у ребенка идет через чувственное (наглядно-образное), логическое (абстрактное) мышления. III. Существует три основных мотива, стимула, побуждающих учащихся к учебно-познавательной деятельности: — принуждение; — интерес к предмету; — сознательность.
Учитель должен уметь: 1. Планировать формирование познавательного интереса на уроке. 2.
Конструировать урок с учетом отношения учеников к учебному предмету. 3. Проектировать индивидуальный подход к учащимся на уроке.
4. Учитывать при отборе учебного материала познавательные интересы и потребности учащихся. 5. Включать в учебный материал занимательные факты с расчетом на любознательность и любопытство учеников. 6. Насыщать материалом, требующим раздумья и мыслительной активности. 7. Подбирать систему самостоятельных работ.
8. Побуждать учащихся к постановке познавательных вопросов. 9. Проводить объяснение с учетом направленности на самостоятельный поиск ответов на поставленные вопросы. 10. Усложнять самостоятельные задания в ходе урока.
11. Формировать мыслительные приемы работы, обучать рациональным приемам решения мыслительных задач. 12. Проводить дифференцированную работу в классе.
13. Оказывать своевременную помощь слабоуспевающим учащимся. 14. Использовать разнообразные формы поощрения.
15. Формировать у учащихся веру в свои возможности. 16.
Создавать эмоционально положительное отношение к уроку. 17. Разнообразить формы домашних заданий.
Таким образом, активизация познавательной деятельности учащихся с ЗПР на уроках математики — это система педагогических воздействий учителя, направленная на формирование у всех учеников способности к усвоению новых знаний, новых способов деятельности, потребности в познании, в обновлении информации и преобразовании окружающей действительности с помощью усвоенных знаний, умений и навыков. На уроках математики в среднем звене в специальных (коррекционных) школах VII вида учителя сознательно формируют не только образовательную дидактическую цель, но и развивающую и воспитательную задачи, вытекающие из содержания материала, возможностей детей, уровня их интеллектуальной, эмоциональной и волевой подготовки, не дожидаясь, пока психические функции полностью созреют, а соответствующими приемами и методами, упражнениями, игровыми заданиями ускоряют качественный скачок на новый уровень развития. «Красной нитью» в работе учителя с данной категорией детей проходит его стремление к постепенному переводу учеников с позиции НосителейЭпиграф — знаний в позицию Организаторов собственной познавательной активности, получив в итоге либо интерес, либо устойчивое положительное отношение учащихся к предмету.
- Конспект занятия для учащихся 12-14 лет, обучающихся в коррекционных школах 2 вида по теме: Чайные традиции Конспект занятия «Чайные традиции»Автор: Лилия Равилевна Насырова, воспитатель ГБОУ Бакалинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 2 вида, с. Бакалы Описание материала: Предлагаю вам конспект занятия для учащихся 12-14 лет, обучающихся в коррекционных школах 2 вида. Данный материал будет полезен воспитателям, работающим в среднем звене. Этот конспект познавательного занятия, направленного на воспитание интереса к истории возникновения чая ... Читать далее...
- Инновационные технологии обучения как средство развития познавательной деятельности учащихся Образование третьего тысячелетия — это образование для конкретного человека и человечества вообще. Главное в новой парадигме образования — это ориентация на интересы личности, адекватные современным тенденциям развития общества, признание уникальной сущности каждого ученика и индивидуальности его учебной траектории. Обучение и развитие человека взаимосвязаны с его творчеством а последнее с познавательной деятельностью: развивается лишь тот, кто ... Читать далее...
- Активатизация познавательной деятельности учащихся Ни для кого не секрет, что математика сложный предмет, который требует плодотворного труда. Математику нельзя выучить («зазубрить»), ее надо понять! А как понять предмет, если он кажется ученику скучным, уроки однообразными. Вот здесь и нужна моя педагогическая находчивость, которая имеет одну цель — заинтересовать!!! Проявление интереса к предмету можно добиться путем применения новых современных или ... Читать далее...
- Мастерство учителя в активации познавательной деятельности учащихся на уроке Мастерство — это высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей. Педагог мастер своего дела — это специалист высокой культуры, глубоко знающий свой предмет, хорошо знакомый с соответствующими отраслями науки или искусства, практически разбирающийся в вопросах в общей и особенно в детской психологии, в совершенстве владеющий ... Читать далее...
- Активизация творческой деятельности учащихся на уроках физики Активность личности в том или ином виде деятельности рассматривается как важнейшая черта человека, способность изменять окружающую действительность, проявление усилия, напряжения умственных сил, как стремление к энергичной деятельности, как преобразование окружающих явлений, процессов, предметов. Обучение — процесс тесного взаимодействия между учителем и учеником. Оно будет эффективно только в том случае, если и учитель, и ученик проявят ... Читать далее...
- Организация творческой познавательной деятельности как средство формирования социально адаптированной личности — Скачать Организация творческой познавательной деятельности как средство формирования социально адаптированной личности Автор: Новикова Людмила Васильевна, учитель физики Бюджетное образовательное учреждение города Омска «Средняя общеобразоваельная школа №135» «Воспитывает не педагог, а собственная деятельность ученика, которую педагог организует». Умело организованная деятельность, ведущая к росту творческой активности, способствует решению одной из главных задач образования — воспитанию грамотного, продуктивно мыслящего ... Читать далее...
- Формирование универсальный учебных действий на уроках математики с помощью «кейс — метода» Учебно-методическая разработка «Формирование универсальных учебных действий на уроке математики с помощью «кейс — метода» Автор: Кунавина Ольга Михайловна, учитель математики МКОУ Верхнехавской СОШ №1 Верхнехавского муниципального района Воронежской области Описание материала: Предлагаю Вашему вниманию описание опыта применения «кейс-метода» на уроках математики в 6 классе. Статья может быть полезна учителям математики, работающим в общеобразовательных учреждениях, являющихся ... Читать далее...
- Активизация познавательной деятельности на уроках украинского языка Активізація пізнавальної та розумової діяльності учнів на уроках української мови та літератури. Екологічне виховання школярів. Кожен вчитель має право не вибір рівня активізації, який залежить від наявного часу на вивчення теми, якості підготовки школярів і самого вчителя, змісту матеріалу та розвиваючих і виховних завдань уроку. За достатньої кількості часу можна забезпечити найвищий рівень активізації — ... Читать далее...
- Межпредметные связи на уроках информатики и во внеурочной деятельности Одной из главных задач в обучении является развитие творческих и исследовательских способностей учащихся. На уроках информатики применение компьютеров позволяет учащимся заниматься исследовательской работой при решении задач из различных областей (например, физические, математические, экономические задачи). При этом они должны научиться четко формулировать задачу, решать ее и оценивать полученный результат. Использование межпредметных связей — одна из наиболее ... Читать далее...
- Использование на уроках литературы программы самореализации личности для формирования жизненных компетентностей учащихся ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Самореализация учащегося — это реализация его возможностей, его «Я», предъявление себя другим во взаимодействии с миром и людьми, реализация ценностных ориентаций, раскрывающих смысл жизни ребенка, характер и направленность его деятельности, Общения, межличностных отношений. На уроках литературы я предлагаю учащемуся, помимо традиционных, задания для самостоятельной работы, которые тренируют способность к продуктивным действиям на основе ... Читать далее...
- Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в образовательном учреждении Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач организационно-управленческих, учебно-методических, кадрового обеспечения, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических. Эти задачи могут решаться в любом образовательном учреждении при наличии инициативной группы педагогов единомышленников во главе с управленцем, организатором учебно-воспитательного процесса и научного руководства развитием этой деятельности со стороны ... Читать далее...
- Использование интерактивной доски на уроках математики Интерактивные технологии активно входят в нашу жизнь, помогают каждому человеку максимально раскрыть свой творческий потенциал, стать более успешным в учебе и работе, сделать мир вокруг себя ярче. Решая проблему информатизации школы нельзя забывать об основных инструментах работы преподавателя и ученика: доска, мел, ручка, тетрадь — сегодня эти традиционные инструменты предстают в новом исполнении как интерактивная ... Читать далее...
- Развитие творческих способностей и эстетического вкуса учащихся на уроках ИЗО Развитие творческих способностей и эстетического вкуса учащихся на уроках изобразительного искусства Автор: Мещерякова Юлия Владимировна, учитель изобразительного искусства, МБОУ СОШ №1 города Демидова Смоленской области. Описание работы: Предлагаю вам статью, раскрывающую некоторые пути развития творческих способностей и эстетического вкуса учащихся на уроках изобразительного искусства. Данный материал будет полезен учителям изобразительного искусства, работающим с учащимися 5-6 ... Читать далее...
- Система работы по формированию устойчивых каллиграфических навыков у учащихся начальной школы Томилова И. Г., Учитель начальных классов, Учитель высшей категории Орфографическое действие — Один из аспектов письма. Однако ученик может сосредоточить На них свое внимание только тогда, Когда письмо перестает быть предметом обучения. Н. Г. Агаркова Заглядывая в тетради учеников, мы с каждым днем все больше и больше убеждаемся в том, что у большинства из них, ... Читать далее...
- Олимпиадные задания 2-ого тура по русскому языку для учащихся 6 класса С(к)ОУ VIII вида Олимпиадные задания 2-ого тура по русскому языку для учащихся 6 класса С(к)ОУ VIII вида. Автор: Овчинникова Елена Владимировна, учитель русского языка и чтения МБС(к)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «С(к)О школа № 54 VIII вида» г. Перми. Описание материала: Предлагаю задания для проведения школьной олимпиады по русскому языку для учащихся 6 класса коррекционных ... Читать далее...
- Развитие творческих способностей учащихся начальных классов на уроках литературного чтения Развитие творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения На уроках литературного чтения в начальных классах необходимо сформировать читательские умения, главнымииз которых являются: — Умение представить картину, нарисованную автором; — Умение сопереживать героям и автору; — Способность понять главную мысль произведения, его идею; — Умение осознать свою позицию и передать ее в разных формах устной и ... Читать далее...
- Организация мыслительной деятельности на уроках литературы в старших классах Введение Принципы гуманизации и гуманитаризации являются определяющими в концепции нашей гимназии. Их реализация находит отражение в поиске новых эффективных технологий обучения. На уроке должны быть созданы те условия, при которых ученик смог бы реализовать себя, свои возможности и способности. Литература — особый предмет в школьной программе. Влияние ее на развитие личности ребенка огромно. В методике ... Читать далее...
- ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ШКОЛЬНЫХ ЭКСПЕДИЦИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ, ПРИРОДООХРАННЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ — скачать бесплатно Из опыта работы школьных экспедиций по формированию экологических знаний, природоохранных умений учащихся Н-Б. М. Дабаев, Учителя биологии МБОУ «Дульдургинская» СОШ Любовь к природе — чувство не абстрактное. Она складывается из тысячи конкретных связей, обстоятельств, причин. Она имеет свою историю в каждом сердце, подвержена развитию, критике, переоценкам. И если она сознательна, то трудно оспорить значение этого ... Читать далее...
- Активизация мыслительной деятельности на уроках музыки Проблема развития мышления во время обучения занимает особое место в школьной практике. Школьник учится думать и думает, учась: там, где нужно найти ответ на вопрос, что-то понять, и начинается мышление. Среди факторов, активно влияющих на процесс обучения, ведущая роль принадлежит сформированным приемам мыслительной деятельности, которые, в свою очередь, став активными способами учебной работы, помогают достигать ... Читать далее...
- Тест по русскому языку для учащихся 8 класса С(к)ОУ VIII вида по теме «Однородные члены предложения» Тест по русскому языку для учащихся 8 класса С(к)ОУ VIII вида по теме «Однородные члены предложения» Автор: Овчинникова Елена Владимировна, учитель русского языка и чтения МБС(к)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «С(к)О школа № 54 VIII вида» г. Перми. Описание материала: Предлагаю материалы тестовых заданий по русскому языку для учащихся 8 класса специальной ... Читать далее...
- Коррекционно — развивающие и дидактические игры на уроках математики Дидактические игры на уроках математики Хисматова Мавлия Агзамовна. Учитель высшей категории, Савинский детский Дом — интернат для умственно отсталых детей Город Йошкар-Ола. Республика Марий Эл. Данная разработка может быть полезна педагогам коррекционных школ VIII вида в начальных классах в процессе формирования у детей с нарушением интеллекта математических представлений. Методическая разработка. Коррекционно-развивающие и дидактические игры на ... Читать далее...
- Формирование интереса учащихся к математике при решении задач Автор: Лязина Ирина Владимировна, учитель математики МБОУ «СОШ № 28 «, г. Братск. Описание материала : Предлагаю вам статью, в которой показано, как с помощью задач можно преодолеть кажущуюся сухость и скучность математики, как увлечь учащихся математикой, стимулировать их учебу, внести в нее эмоции, пробуждающие к поиску и порождающие жажду знаний. Данный материал будет полезен ... Читать далее...
- Новые технологии обучения на уроках литературы Методика преподавания литературы в школе сделала шаг вперед в осмыслении целей и задач преподавания литературы. Этот переход характеризуется прежде всего переориентацией учителя от выполнения задачи накопления знаний и литературных фактов к личностно-ориентированному обучению. В современной школе главным является «переживание» знаний, «вчувствование» в текст, сотворческая деятельность учителя, ученика и автора. Начиная с середины 60-х годов, в ... Читать далее...
- Индивидуализация и дифференциация контроля знаний учащихся Индивидуализация и дифференциация контроля знаний учащихся. Дифференцированный подход в обучении — это важнейший принцип воспитания и обучения. Он означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения по обязательным учебным программам, предполагает сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных заданий для повышения качества обучения и развития каждого ученика. Одна из важнейших задач, ... Читать далее...
- Конспект урока на тему «Площадь параллелограмма» Мишукова Л. А., учитель математики, МОУ Красненская СОШ Тема урока : Площадь параллелограмма Тип урока: урок закрепления и применения полученных знаний на практике. Цели урока: продолжить отработку навыков решения задач на нахождение площади параллелограмма; способствовать развитию внимания, мышления и познавательной активности учащихся, интереса к предмету; развивать навыки работы с интерактивной доской; воспитывать культуру общения и ... Читать далее...
- Применение элементов здоровьесбережения на уроках ОБЖ Применение элементов здоровьесбережения на уроках ОБЖ В соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики. Укрепление психического и физического здоровья детей и забота о нем — одна из главных задач школьного образования. Известно, что эффективность обучения детей в школе во многом зависит от состояния здоровья. Здоровые Дети творчески активны, ... Читать далее...
- Урок математики в 3 классе «Площадь прямоугольника» Урок математики в 3 классе «Площадь прямоугольника» Тип: Урок «открытия» нового знания Цели урока: Образовательные: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов; выведение правила вычисления площади прямоугольника; умение вычислять площадь прямоугольника; Развивающие: Развитие логического мышления, воображения; развитие коммуникативных качеств, речи обучающихся; Воспитывающие: формирование умения общаться, устойчивого интереса к занятиям математикой. Формирование УУД: ... Читать далее...
- Ігри для використання на уроках математики Ігри для використання на уроках математики Гра «Знаю» Дiти, починаючи з першої парти, лічать уголос. Кожен учень по порядку встає, називаючи наступне число. Замість числа «5» учень, на якого воно випадає, повинен сказати: «Знаю», — i плеснути п’ять разів у долоні. А наступний знову починає лічбу з одиниці, i т. д. до останнього учня в ... Читать далее...
- Диагностика филологических знаний учащихся Пристальное и повседневное отслеживание процесса обучения всего класса и каждого ребенка — обязательное условие успеха литературного образования. Одним из составляющих элементов такого отслеживания должна стать диагностика знаний, умелый контроль со стороны учителя. Контроль — это не просто один из способов решения проблемы оценки знаний, но также и попытка увлечь ребенка чтением, «заставить» его прочесть или ... Читать далее...
- Дидактичні ігри на уроках математики 5 клас Дидактичні ігри на уроках математики мають важливе значення, бо в учнів 5 класу пізнавальний інтерес нестійкий і такий, що безпосередньо обирається навколо вузькоконкретного змісту їхнього життя. Ось тому мені, як і кожному вчителю, хочеться перетворити ситуацію уроку в ситуацію нормального дитячого життя, де діти будуть навчатися у грі. Та й урок стане цікавішим, діти менше ... Читать далее...
- Дифференциация обучения на уроках литературы Концепция курса Сегодня перед учителем литературы стоят сложные задачи. Как помочь читателю-школьнику осознать необходимость литературного образования? Как научить литературе каждого ученика, чтобы приобретенные знания и умения стали для него личностно значимыми? Как определить уровень и динамику литературной подготовки разных учащихся? Как научить понимать произведения разных родов и жанров в той мере, которую могут обеспечить возможности, ... Читать далее...
- «Личностно-ориентированный подход в обучении на уроках физкультуры» «Личностно-ориентированный подход в обучении на уроках физкультуры» Пискунова Татьяна Владимировна, учитель физической культуры, МКОШИ «Общеобразовательная школа интернат основного общего образования № 1», г. Астрахань. Аннотация Личностно-ориентированный подход в обучении на уроках физкультуры — тема М. О. учителей-предметников на 2015 — 2015 учебный год. Раскрытие индивидуального потенциала ученика, реализация личностных запросов и потребностей, формирование ценностных установок, ... Читать далее...
- Конспект урока по математике «Путешествие по Нилу» Урок — путешествие » Путешествие По Нилу «. Учитель: Сидоренко Марина Николаевна. Тип урока : урок применения знаний и умений, интегрированный. Форма урока: урок-путешествие. Форма учебной работы : классно-урочная. Технологии: игровые, ИКТ, здоровьесберегающие. Цели и задачи : 1.Образовательные : Повторить и систематизировать теоретические и практические знания по теме » обыкновенные дроби»; Расширить кругозор учащихся посредством ... Читать далее...
- Разработка урока по биологии в 11 классе по теме «Вид. Критерии вида. Популяция — единица вида и эволюции» Разработка урока по биологии в 11 классе по теме «Вид. Критерии вида. Популяция — единица вида и эволюции» Цель: сформировать знания о виде, его критериях и структуре; раскрыть сущность генетических процессов в популяциях и их результатов; доказать эволюционную роль мутаций. Задачи: Знать определение понятия «вид»; Называть критерии вида и обосновывать важность критериев для определения вида; ... Читать далее...
- Конспект урока по математике «Повторение ключевых тем курса математики начальной школы» 5 класс План-конспект конкурсного урока Организационная информация Учитель: Гудько Юлия Сергеевна Образовательное учреждение — МАОУ СОШ № 3 Предмет — математика Класс — 5а Методическая информация Тема урока: «Повторение ключевых тем курса математики начальной школы» (в форме путешествия по математическим станциям страны знаний) Автор учебника, по которому ведется обучение: Зубарева И. И. Математика. 5 класс: учеб. для ... Читать далее...
- Что отличает творческую деятельность от любого другого вида деятельности? Издавна труженики делились на мастеров и ремесленников. Настоящих мастеров, тех, кто создавал в своем воображении, а потом воплощал это в конкретном деле, меньше. Однако необходимы и ремесленники — добросовестные исполнители замыслов других. Думаю, что человеком творческой работы может быть не только ученый-книжник, исследователь каких-то вопросов, а любой человек, у которого есть искра Божьего дара, талант, ... Читать далее...
- Тест-викторина по сказке К. Паустовского «Стальное колечко» для учащихся 6 класса С(к)О школы VIII вида Тест-викторина по сказке К. Паустовского»Стальное колечко» для учащихся 6 класса С(к)О школы VIII вида Автор: Овчинникова Елена Владимировна, учитель русского языка и чтения МБС(к)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 54 VIII вида» г. Перми. Описание материала: Викторина по сказке К. Паустовского»Стальное колечко». Данный материал будет полезен учителям русского ... Читать далее...
- Влияние обобщающего повторения на качество знаний учащихся В процессе обучения математике важное место отводится организации повторения изученного материала. Необходимость повторения обусловлена задачами обучения, требующими прочного и сознательного овладения ими. Указывая на важность процесса повторения изученного материала, современные исследователи показали значительную роль при этом таких дидактических приемов, как сравнение, классификация, анализ, синтез, обобщение, содействующее интенсивному протеканию процесса запоминания. При этом вырабатывается гибкость, подвижность ... Читать далее...
- Конспект урока математики в 7 классе. Взаимное расположение графиков линейных функций Автор: Димакова Ольга Николаевна, учитель математики МБОУ СОШ №2 имени Героя Совесткого Союза И. Е. Жукова, г. Владимир Описание материала: Предлагаю вам конспект урока математики для учащихся 7 класса по теме «Взаимное расположение графиков линейных функций». Данный материал будет полезен учителям математики среднего звена. В ходе урока преобладает групповая форма работы. Конспект урока математики, 7 ... Читать далее...
- «Диференціація — одна із форм інтерактивного навчання молодших школярів на уроках математики» Диференціація — одна із форм інтерактивного навчання Молодших школярів на уроках математики Державним стандартом початкової загальної освіти передбачається одне з найголовніших завдань школи — всебічний розвиток та виховання особистості через формування в учнів бажання і вміння вчитися, повноцінних мовленнєвих, читацьких, обчислювальних умінь і навичок відповідно до пізнавальних можливостей дітей молодшого шкільного віку. В цих рядках ... Читать далее...
Рекомендации по формированию и активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики в специальных (коррекционных) школах VII вида