Конспект урока по ОРКСЭ “Любовь и уважение к Отечеству” 4 класс

Урок ОРКСЭ №30

Тема : “Любовь и уважение к Отечеству”

Учитель Михайлова Е. В.

Тема урока : “Любовь и уважение к Отечеству”.

Цель урока – создать условия для формирования у детей чувства любви и уважения к Отечеству, выяснить у детей, что объединяет всех граждан России.

Задачи урока :

А) поразмышлять вместе с детьми о многогранном чувстве любви;

Б) уточнить значение понятий Родина, Отечество, Патриотизм;

Г) развивать познавательный интерес к истории нашей Родины; развивать устную речь учеников.

Глоссарий

к уроку : Родина, Отечество, страна, город, малая Родина, семья, добрые дела, патриотизм.

Оборудование и наглядный материал : компьютер, проектор, экран, презентация к уроку, деревья.

Методы и приемы работы на уроке : слово учителя, фронтальная беседа, учебный диалог, работа с иллюстративным материалом, работа со статьей учебника, работа в группах, игра.

Ход урока

Организационный момент:

– Прозвенел уже звонок!

Пора, ребята, на урок!

Посмотрите на друзей,

Улыбнитесь всем скорей.

Слово доброе скажите,

Настроенье поднимите.

А теперь начнем урок,

Руки все на локоток.

У:

Доброе Утро! Я очень рада вас сегодня видеть.

Д: Доброе утро!

Сегодня у нас с вами необычный и очень интересный урок. Этот урок будет наполнен одним очень красивым состоянием человеческой души. А каким, вы скоро определите сами.

Давайте улыбнемся друг другу, и пусть нам сопутствует удача!. Итак, мы начинаем!

Присоединение к теме урока:

– Прослушайте стихотворение и подумайте, о чем мы с вами сегодня будем говорить? ) Один из учеников, (Харьков И.) заранее подготовленный, выходит к доске и выразительно наизусть рассказывает следующее стихотворение:

На карте мира не найдешь

Тот Дом, в котором ты живешь.

И даже улицы родной

Мы не найдем на карте той.

Но мы всегда на ней найдем

Свою страну – наш общий дом!

– Спасибо! Итак, ребята, о чем это стихотворение?

(Это стихотворение о нашем общем доме, о нашей стране, о нашей Родине)

– Верно, ребята! А что есть Родина? Давайте все вместе вслушаемся в слово Ро-ди-на.

Что оно обозначает? Слово Родина происходит от слова Род (ряд поколений, происходящих от одного предка, родоначальника).

– Ребята, а какие вы знаете слова близкие по значению к слову Родина? Назовите их.

Моя страна, государство, Россия, Отечество.

– Спасибо, ребята! Давай подумаем, а почему Россию мы называем нашей Родиной, нашим Отечеством?

Родина – это Отечество, отчизна. К. Д. Ушинский писал: “Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию, потому что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней говорят родным нам языком и все в нее для нас родное; матерью – потому что она вскормила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережет нас от всяких врагов…”

3.Сообщение темы урока (формулируют учащиеся):

-Ребята. Сформулируйте сами тему урока. О чем будем говорить на уроке?

– Какие вы молодцы! Наш урок будет посвящен любви и уважению к Родине, к Отечеству. На уроке мы узнаем, что такое Отечество, Любовь к Родине, патриотизм, в чем они проявляются.

Определение учебной задачи: Найдите ключевые слова в теме урока. Ключевые слова: любовь, уважение, Отечество.

Тема сегодняшнего урока “Любовь и уважение к Отечеству”

Звучит песня с чего начинается родина?

Какие мысли и чувства возникли у вас при слушании песни?

О чем поется в песне?

Родина начинается на пороге твоего дома, все в ней нам близко, знакомо и понятно. Родина нас объединяет. А что для вас означает слово Отечество? Отечество – страна, где родился человек.

Значит, слова Родина и Отечество имеют одно значение. Что слово Родина означает для каждого из вас? Почему мы Родину называем матушкой, мамой?

Мы – Дети нашей Родины и она заботится о нас. Родина нас кормит, дарит красоту, одевает, бережет и т. д.

Стих читает 1уч-ца.

Я песнь о Родине пою

И о любви я к ней взываю,

Живущих всех в моем краю,

Что Первомайским называют.

О малой родине своей

В стихах и книгах не расскажешь.

Я только знаю, что земли

На свете нет милей и краше!

В лесу я знаю все тропинки.

Мой дедушка их показал,

Из детства ясную картинку:

Грибы и ягоды мне собирал.

Знакомил с жителями леса,

С его душевной тишиной.

Мне не забыть картины детства

О родине моей родной!

В любом углу, в любом конце

Любовь, как эхо раздается.

И песнь о Родине своей

Звучит в сердцах у Первомайцев!

Как называся наша малая Родина?

У: Часто в своей речи мы употребляем слово Родина, и у каждого из нас перед глазами встает своя картина. Ее можно нарисовать словесно, как в этом стихотворении, а можно передать кистью. как это сделали вы, ребята.

Ребята, какое дерево является символом России? Береза.

Песня Березовый рай

Как называется наша Родина? Российская Федерация, Россия.

4.Основная часть урока:

Давайте подробнее разберем понятия Родина, Отечество. Это место родное для человека. Это село, город, страна, где человек родился, вырос, где жили его предки. “Моя Родина”- можно сказать по отношению к своему родному дому в деревне и в отношении всей нашей страны.

Родина, это все, что свято для человека: его семья, друзья, одноклассники.

Отечество – родная страна. Понятие отечество обозначает страну предков (отцов) человека.

Моя Родина – Россия – это земля моего народа, политая кровью доблестных предков, защищавших ее в исторических сражениях. Моя Родина – это душа моего народа, его вера, его чаяния и молитвы. Моя Родина – это традиции и культура моих предков.

Между народами нашей страны много общего.

Россия – какое красивое слово.

За ясные зори, умытые росами,

За русое поле с колосьями рослыми,

За реки разливные в пламени синем,

Тебя по-славянски назвали Россия.

Презентация (Гимн рас. Детям) звучит Гимн Рос. Фед.

Показать фото на доске Герба и флага, спросить, что обозначает каждый цвет.

(книги выставка)

О гимне – звучит Гимн Российской Федерации.

А) Вопрос, открывающий обсуждение по теме урока:

– Ребята, мы с вами в течение этого курса познакомились с Великим Духовным наследием, которое многие века одно поколение наших соотечественников передавало другому. Вы узнали о Религиях, духовных Идеалах, моральных нормах наших предков, о том, во что они верили и как жили. Наша культура росла и укреплялась, питаясь от разных духовных традиций.

Б) работа с материалом учебника :

– Что объединяет всех людей, живущих в нашей стране?

Ответы учеников: Общие традиции, мы любим своих родителей, учимся..

– Молодцы, ребята, вы произнесли очень важное слово любовь. А что такое любовь? Откройте свои учебники на странице 95 и прочитайте второй абзац.

-Итак, ребята, к кому или чему может быть наша любовь?

– Молодцы, ребята! А в чем ценность любви? Какой должна быть наша любовь?

Ответы учеников: Искренней, настоящей, бескорыстной.

– Правильно, ребята, а что значит бескорыстная любовь?

( Это означает то, что человек делает что-то хорошее и не ждет выгоды для себя.)

– А как может проявляться любовь к Отечеству?

Ответы учеников : помогать ближним, беречь окружающую природу, защищать Отечество, заботится о своих родных и близких.

В) Работа в тетрадях.

Посмотрите на доску. Дерево – это образ нашей Родины. Каждый листик – это семья.

Все листочки разные: есть большие, а есть и маленькие, как и семьи. Но все мы связаны друг с другом, так как у нас одна Родина. Что нас объединяет!

Д: Культурные традиции, историческая память, вера, язык.

Какая у на вера?

(православная)

У – мы православные христиане.

Кто такие христиане?

(люди, который приняли учение Христа)

В каком году на Руси приняли православие?

( 988)

Кто крестил Русь?

(Князь Владимир)

У нас страна многонациональная, в нашей стране живут калмыки, татары, буряты, турки-месхитинцы. У каждого народа есть своя религия.

Какие религии вы знаете (буддизм, ислам, иудаизм)

У: Как человек не может жить без Родины, так и дерево не может жить без корня. А корни нашего дерева уходят в глубокую древность. Поэтому историю своих предков должен знать каждый из вас.

У: У каждой семьи есть свои ценности. Какие ценности близки вашей семье?

( На доске слова, картинки, перевернутые. Дети отбирают свои и приклеивают к индивидуальному листу.)

Дети отличают истинные и ложные ценности.

На доске:

Истинные ценности Ложные ценности

Любовь настольные игры

Забота деньги

Семья мороженое

Домашние животные коньки

Природа компьютер

Так давайте же к нашему дереву относиться так же, как к самому себе, как к ближнему своему. Посмотрите на другое дерево. Почему оно стало таким.

Д: Его не поливали, за ним не ухаживали, оно получало мало света.

У: Такое не должно случиться с нашей Родиной. А что мы должны для этого сделать?

Д: Давайте бережно относится к нашей Родине, защищать ее, любить ее, украшать ее.

У: Давайте украсим наше дерево.

(Дети отгадывают загадки на обратной стороне цветов и приклеивают к дереву. Загадки о Родине, Отчизне, Отечестве, любви, известных людях и т. д.)

Загадки:

Деревца-красавицы,

Белым станом славятся.

Льют по дубу слезоньки

Русские…

(Березоньки.)

Раздается в поднебесье

Утром радостная песня.

Кто взлетел с утра в зенит,

Колокольчиком звенит?

(Жаворонок.)

Изгнал из страны

Супостатов-французов

Наш славный герой,

Полководец…( Кутузов)

У тебя, краса-река,

Женское обличье,

Даже имя у тебя

Женское, девичье. (Река Лена.)

Я – город-герой,

Стою над Невой.

(Санкт-Петербург.)

С городом этим

Трудно сравниться.

Главный в стране он,

Это – …

(Столица.)

Отчизну она защищает,

Наш мир и покой охраняет.

В ней – авиация, пехота

И бойцы морского флота.

(Армия.)

Назвать имена соотечественников и исторические памятники:

Г). Значение слов “любовь”, “уважение”.

У: Давайте еще раз прочитаем тему урока. Чем же наполнен весь наш урок?

Д: Любовью, уважением к Родине ( или любовью к Родине)

У: Давайте же все-таки уточним, что значит любить Родину, любить свое Отечество.( к доске прикрепляется красный круг со словом Отечество)

Рисунок.

Д: защищать, уважать, ценить, беречь, заботиться, украшать, гордиться, любить свою семью, ближнего своего, друзей, одноклассников. ( каждый лучик прикрепляется и вырисовывается солнце на доске)

У: Кем гордится каждый человек нашей Родины?

Д: Ю. А. Гагарин – первый космонавт, А. Невский, Владимир Красное Солнышко, А. С. Пушкин, нашей Армией, фронтовиками, героями труда и т. д. ( так разбирается каждый лучик)

У: А что значит уважать Отечество?

Д: Помнить о прошлом.

Помогать фронтовикам и пенсионерам.

Почитать традиции родителей.

Быть гостеприимным.

Изучать историю своей Родины.

У: Так что же сохранит наше Отечество?

Д: Любовь

Забота и т. д.

У: Без чего не может жить дерево? Так и наше Отечество не может жить без любви и уважения.

Г) Работа в группах: пословицы собрать, объяснить смысл.

Д) Игра:

– Какие же вы молодцы! А теперь мы с вами немного поиграем. Игра называется “Что отдашь Земле родной?”.

Правила игры: дети встают, делятся на пары, берутся за руки и встают в цепочку друг за другом. Один человек – водящий. Первая пара обращается к нему со словами: “Если хочешь быть со мной, что отдашь Земле родной?”. Водящий должен сказать, что он сделает для Родины, когда вырастет, например: посажу сад, буду строить красивые дома, буду помогать больным…

После его ответа все поднимают руки, и ребенок проходит под поднятыми руками. По пути он выбирает кого-то из любой пары и ведет его за собой. В конце цепочки они образуют новую пару.

Тот, кто остался без пары, подходит к началу цепочки, и игра продолжается.

– Спасибо, ребята! Понравилась вам игра? (ученики рассаживаются по местам).

Ребята, вот от таких малых дел рождается большая любовь к ближнему, семье, народам России. Все это называется патриотизм. Научить патриотизму, как учат математике и физике, нельзя. Чувство Родины – это не заучивание перечня правил и положений, это чувство проникает в нас с молоком матери, это воздух, которым мы дышим, солнце, которое мы видим, дом, в котором мы живем.

Чувство любви и уважения к Отечеству должно пронизывать всю нашу жизнь.

Ребята давайте вернемся к своим традициям. Какой праздник будут отмеч. Прав.

Христ. в это воскресенье?

+ Вход Господен в Иерусалим.

Или как по другому называют его в народе?

( Вербное воскресенье )

А за ним следует праздник-праздников-какой. как он называется (Пасха). Каким событиям посвящен этот праздник?

( воскрешению Христа). Христос воскрес на 3день после его распятия.

Вот я вам принесла журнал “Свечечка”. В последнем номере все рассказывается о Пасхе. Возьмите и почитайте, я думаю вы много интересного и полезного узнаете для себя.

5. Работа с компьютером. Тест

6.Рефлексия:

– Итак, ребята, давайте подведем итог

-Что вам сегодня было интересно на уроке?

– А что творческого было на уроке?

-А чему вы обучились на уроке?

– А что главное было на уроке?

Главным было то, что все мы разные, но живем в одной стране. Нас всех объединяют духовные традиции и любовь к Отечеству. Мы должны любить, уважать, заботиться о своем Отечестве!

Мы все хотим, чтобы в нашей стране всегда был мир. А какую птицу называют птицей мира? Вот я хочу подарить вам голубя-птицу мира, чтобы у вас у всех был мир в доме, в семье и конечно же мир в нашей стране. (звучит песня Струве Моя Россия.)


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Конспект урока по ОРКСЭ “Любовь и уважение к Отечеству” 4 класс