Конспект урока по ОРКСЭ “Искусство в религиозной культуре”



Тема: Искусство в религиозной культуре (ислам, христианство)

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Дидактическая цель урока: создать условия для осознания и осмысления нового материала.

Цели по содержанию урока:

1. Дать детям представление о том, что в большинстве случаев предметы искусства, находящиеся в священных сооружениях разных религий, связаны с данными религиями; познакомить учащихся с предметами искусства, встречающимися в церкви и мечети.

2. Развивать коммуникативные навыки, формировать

умение работать в группе.

3. Воспитывать потребность к расширению своего кругозора.

Технология: Развивающего обучения, деятельного подхода, ИКТ.

Методы обучения: работа с книгой, рассказ, фронтальная беседа, работа с дидактическим материалом, демонстрация, практическая работа.

Оборудование: Выставка предметов христианской и исламской религий, мультимедийная установка (для работы с электронным пособием к учебнику и демонстрации презентационного материала), демонстрационный и раздаточный дидактический материал, учебное пособие для учащихся, аудиозаписи азана, звука колокола, церковного пения,

мунаджата, изображение мечети Кул-Шариф и Благовещенского собора.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Введение в тему.

1. Работа в парах с раздаточным материалом (карточки с терминами и понятиями).

– Распределите карточки, лежащие у вас на парте, на несколько групп:

Иисус Христос, Синагога, Сиддхарта Гаутама, Мечеть, Библия, Моисей, Коран, Ступа, Танах, Церковь, Мухаммад, Трипитака.

– По какому принципу вы объединяли карточки в группы?

(1 принцип – 3 группы – основатели религий, священные книги, священные сооружения;

2 принцип – 4 группы – по принадлежности к той или иной религии: буддизм, иудаизм, христианство, ислам)

Проверка задания с использованием демонстрационных карточек на доске.

2. Обзорная выставка предметов двух религий: христианства и ислама.

– К каким религиям можно отнести данные предметы?

– Почему вы так решили?

III. Сообщение темы.

– Познакомимся с искусством в религиозной культуре и с предметами искусства, связанными с учением таких религий как христианство и ислам.

Искусство – мастерство, продукт которого доставляет эстетическое удовольствие.

Искусство бывает двух видов:

Изобразительное – живопись, архитектура…

Неизобразительное (выразительное) – музыка, танцы, литература…

IV. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.

1. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. Демонстрация слайдов с изображением священных сооружений г. Казани.

2. Работа в группах по 4 человека. Отгадывание мини-кроссвордов по теме “Священные сооружения”.

3. Взаимопроверка выполненной работы между группами (за каждое правильно отгаданное слово начисляется 1 балл, группа с наибольшим количеством баллов награждается аплодисментами).

V. Изучение нового материала.

1. Ознакомление с искусством в религиозной культуре ислама.

А) Просмотр презентационного материала “Ислам”.

Задание перед просмотром (на карточках) для работы в паре – ответить на вопросы:

– Как называется в исламе искусство изображения Слова Божьего? (Каллиграфия)

– Как называется в исламе искусство сложных орнаментов? (Арабески)

Б) Работа по учебнику.

– Прочитайте материал в учебнике и найдите информацию о том, что такое каллиграфия и что, несмотря на запрет в исламе, при помощи нее удается передать мастерам?

Дополнительный материал.

В Исламе запрещены изображения живых существ. Поэтому большое значение уделяется каллиграфии. Художники все свое мастерство вкладывают в красивое написание стихов (аятов) из Корана.

Под термином “шамаиль” объединили в XX веке и произведения каллиграфии, предназначенные для интерьера, и литографированные виды прославленных мечетей, и народные, в лубочном стиле, картины на стекле, и печатные плакаты со сложившейся особой системой сочетания религиозного текста и изобразительно-орнаментальных мотивов.

В истории татарской каллиграфии большинство произведений – анонимные, но все же определены несколько имен. Собственным стилем построения крепкой графической композиции, в которой выверена строгая иерархия священных имен и прочитывается каждый символ, отличается творчество каллиграфа МухаммаджанаХалиуллыХоджасаитова. Он – автор несколько хорошо известных экземпляров, в том числе которых “Шамаиль с Ковчегом”, “Прекрасные имена Аллаха”, “Имена обитателей пещеры и их свойства”

В) Просмотр слайда и прослушивание аудио записи Первой суры Корана, азана и мунаджата.

Азан – призыв людей к исполнению обязательной молитвы, целью которого является извещение о ее наступлении. Он произносится громко и мелодично (с “макам”ом, нараспев), сразу после наступления соответствующего времени.

Мунаджат (по араб. “нашид”) – лирический жанр восточной, в том числе татарской литературы и фольклора. В литературе – стихи, в народном творчестве – напевные произведения, пронизанные философскими размышлениями, с преобладанием мотивов грусти, печали и разлуки. Мунаджаты обычно исполняются без инструментального сопровождения.

2. Ознакомление с искусством в религиозной культуре христианства.

А) Просмотр презентационного материала “Христианство”.

Задание перед просмотром (на карточках) для работы в паре – ответить на вопросы:

– Какие три направления есть в Христианстве? (католицизм, протестантизм, православие)

– Кого изображают на православных иконах? (Иисуса Христа, Богоматерь и святых)

Обсуждение выполненного задания.

Б) Работа по учебнику.

– Прочитайте материал в учебнике и найдите информацию о том, что такое иконы и кому верующие кланяются при молитве?

Икона – в христианской религии (православии и католицизме) в широком смысле – изображение Иисуса Христа, богоматери и святых, которому церковь приписывает священный характер; является предметом культа; в узком значении – произведение станковой живописи, имеющее культовое значение.

В) Рассказ учителя о том, как пишут иконы :

– Техника иконописания сложна и своеобразна; последовательность писания иконы выработана в древности, изменению не подлежит и по традиции передается иконописцами из поколения в поколение. Иконы чаще всего пишут на деревянных досках из липы, ели, сосны. Раньше доску покрывали специальным составом, изготовленным из мела и рыбьего клея.

На подготовленной поверхности выполнялась первая прорисовка изображения, а затем вторая, более подробная. После этого начиналось собственно письмо иконы. Сначала золотили все, что требовалось: поля иконы, свет, складки одежд. Затем красками писали одежды, строения, пейзаж.

И только в самом конце – лики Христа, Божией Матери, святых.

Г) Просмотр слайда и прослушивание аудио записи звука колокола и церковного пения.

Колокола являются одной из необходимых принадлежностей храма. В православной традиции колокольный звон имеет не только значение сигнала, призывающего к молитве, но и настраивающего человека на определенный лад, вызывающий глубокие переживания контакта с Высшими силами. Их применяли в лечении психосоматических заболеваний.

Церковное песнопение. В отличии от обычного пения церковное пение направлено к миру невидимому, духовному.

3. Нахождение общих и отличительных черт, присущих каждой религии.

С православием на Русь пришло искусство красноречия. Древнерусские ораторы-проповедники в своих речах утверждали духовно-нравственные ценности веры, объединяли людей, учили сильных мира сего.

Несмотря на внешний отрыв искусства от христианства, именно христианство нужно признать одним из самых важных источников характерного для русского искусства нравственного идеала. Из этого источника черпали вдохновение силы писатели и художники, композиторы и мыслители.

Ислам вбирал в себя все изящные искусства, каллиграфию, архитектуру. Он перенимал культурное наследие у народов, им покоряемых, и преобразовывал его, создавая новую культуру. Исламскую архитектуру можно видеть в Кордове, Гранаде, Марракеше и Каире, в Стамбуле и Дамаске, Агре и Дели.

Отражая форму и стили разных стран, она несет объединяющее исламское начало. В особенности чуток “исламский” стиль к декоративности, – он стремится превратить природный облик вещей в абстракцию.

Великолепия исламского искусства возможно воочию увидеть в мечетях всего мира.

Прежде чем поставить христианский храм зодчие тщательно ищут место. Это должно быть видное, высокое место. Земля под храмом становится священной, и впоследствии сам храм никуда не может быть перенесен. Молящийся обращается к Господу, прося его и восхваляя снизу вверх, находясь в храме.

Тем самым определяя точку отправления молитвы в храме. Поэтому вся христианская архитектура “стремится” в небо, “тянется” ввысь. Она как бы соединяет земной мир с миром небесным.

Для архитектуры ислама характерно наличие минаретов. Минарет – это сооружение, предназначенное для информирования мусульман о времени молитвы. Основной объем здания “приплюснут”, “распластан”, “толст” и из него красиво “выпускается”, вступающий с ним в контрастный диалог минарет.

Минарет образно напоминает поднятую руку школьника, готового ответить у доски и как бы говорящего: “Я здесь!”.

Выражаясь понятием Ш. М. Шукурова, можно заключить, что “архитектурный образ молитвы” христианства – вертикаль, а в исламе – горизонталь.

Музыка.

Большинство ученых ислама и христианства считают дозволенной слушание и исполнение классической, популярной, детской музыки, если она имеет хороший смысл. Но в обоих религиях большее значение уделяется духовной музыке. Призыв к молитве (в исламе – азан, а в христианстве – колокольный звон) также имеют мелодичное звучание.

VI. Первичная проверка понимания изученного.

Фронтальная работа.

Вопрос №1.Выберите правильный ответ из нисходящего списка.

Православные христиане почитают изображения… (Христа). Эти изображения называются… (иконы).

Вопрос №2.Выберите правильный ответ из нисходящего списка.

В исламе запрещено изображать людей и животных, поэтому большое развитие получило искусство… (каллиграфии). В результате стихи из… (Корана) принимают вид склонившегося в молитве человека или храброго льва.

Вопрос №3.Выберите правильный ответ из списка.

Стены молитвенного зала в мечети украшают:

– Каллиграфическими изображениями;

– изображениями животных;

– изображениями людей.

Вопрос №4.Выберите правильный ответ из списка.

Молясь перед иконой, православные христиане:

– любуются иконой, как произведением искусства;

– Поклоняются тому, кто изображен на иконе (Иисусу Христу, Богоматери, святым);

– поклоняются изображению.

VII. Домашнее задание. Подготовить вопросы для команды-соперника по темам: “Искусство в религиозной культуре христианства” и “Искусство в религиозной культуре ислама” (по выбору).

VIII. Подведение итогов и рефлексия.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Конспект урока по ОРКСЭ “Искусство в религиозной культуре”