Конспект урока по ОРКСЭ “Добро и зло” (1-й урок)
Методическая разработка урока по теме : “Добро и зло” (1-й урок) ( Модуль ОСЭ)
Телковой Татьяны Викторовны
МБОУ СОШ№8 г. Ковров
Цель: формирование представлений о добре и зле и нравственной ответственности за совершенное
Задачи:
Воспитание стремления совершать добрые поступки, избегать зла;
Развитие умений учащихся анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями.
Дать понятие слов “добро”, “зло”;
Оборудование.
Презентация к уроку “Добро и зло”.
Учебник
Печатный раздаточный материал.
К уроку ребята готовили чтение сказки “Доброе слово” по ролям.
Ход урока.
Орг. момент.
– Добрый день!
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Всем, всем добрый день
И работать нам не лень.
– Ребята, мы единое целое, от работы каждого зависит общее дело, его результативность. А хотите начать работать прямо сейчас? Садитесь!
Работа со сказкой “Доброе слово”. (Название сказки сразу не озвучивается. Текст сказки дан в приложении)
Вопросы для обсуждения:
– Какая цель была у Гадюки?
–
– Каким правилом пользовалась в жизни Пеночка?
– Что можно о нем сказать?
– Сказка так и называется “Доброе слово”.
– Прочитаем эпиграф к уроку, вставив подходящие по смыслу слова. Они и будут Темой нашего урока. Слайд
Эпиграф: “Из всех наук, которые человек должен знать, главная наука есть наука о том, как жить, делая как можно больше Добра, как можно меньше Зла ” (Л. Н. Толстой)
Выделенные слова Дети дополняют.
Беседа.
– Понятны ли вам эти слова? Что бы вы хотели узнать на уроке?
– Обратимся к рубрике учебника “Вы узнаете” с. 4.
– Каких людей вы называете добрыми, каких – злыми?
– В каком литературном жанре встречаются “добрые” и “злые” герои?
Игра “Сказки”
– В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы поиграем с вами в игру. Я буду называть сказочного героя, а вы отвечайте, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопайте в ладоши, если злой – закрывайте лицо ладошками. (Иван – царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, Гуси-лебеди, Водяной, Баба-яга, Золушка, Мальвина.)
– В сказках все просто. Один герой добрый, другой злой. А в жизни?
– Можно ли людей однозначно назвать добрыми или злыми?
– Где основа добра и зла?
– Как мы решаем: добрый или злой поступок совершен? Попробуем разобраться.
Работа с учебником. ( в группах) Слайд.
Самостоятельное чтение статьи.
Работа по группам:
1-ая гр. – понятие добра;
2-ая гр. – понятие зла.
Каждая группа готовит сообщение по памяткам:
1-ая группа.
Для чего люди должны знать, что такое “добро” и “зло”?
Что такое добро?
Как должен делать человек добрые поступки?
2-ая группа.
Нужно ли знать человеку, что такое зло?
Что такое зло?
Как должен вести себя человек, чтобы не допустить зла?
Выступления учащихся.
– Что нового узнали о добре и зле?
– Подтвердились ли ваши представления о том, что такое добро и зло?
Физкультминутка.
Работа со словарем.
– А теперь послушаем научное понятие терминов “добро”, “зло”.
Работа со словарем Ожегова. Слайд
Тест (в парах)
Проверка. Слайд
С тестом вы справились. Молодцы!
Как вы думаете, чего больше в мире: добра или зла?
А теперь подумаем, можно ли победить зло. Ваше мнение.
На доске тучки.
Прочитайте, что на них написано. (зависть, жадность, грубость, предательство, война, ложь). Назовите эти слова одним словом (ЗЛО)
– Чтобы победить зло, надо на солнышках написать доброе дело, которое вы совершили, и закрыть тучки.
– Так как же можно победить зло?
Домашнее задание. (по выбору) Слайд
Придумать сказку, (басню) о добре и зле.
Нарисовать добро и зло.
Подобрать пословицы о добре и зле, подготовив задание для товарища “собери пословицу”
Рефлексия
– Урок подходит к концу. Задумайтесь! Какие вы?
Что вам нравится в себе? Что бы вы хотели изменить? (Дети передают игрушку, высказывая свое мнение).
Улыбнитесь друг другу. Давайте спешить делать добро! Слайд
Ученик читает наизусть.
Как бы жизнь не летела –
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Делай доброе дело –
Тем живи на земле.
Приложение
Тест – тренажер к уроку №5 по теме “Добро и зло”
1.Вставьте пропущенные слова:
……………. – образец поступков людей и отношений между ними.
……………. – противоположность добра, то, что стремится устранить и исправить мораль.
2.Как творят добрые дела
Бескорыстно и сознательно
В надежде на вознаграждение
В надежде на похвалу
Чтобы избежать наказания
3.Что считается добрым поступком
Опоздать на неинтересную встречу
Дать списать домашнее задание
Забыть о неприятной просьбе
Помочь соседу по парте разобрать задачу
4. Укажите поступки, которые относятся к понятию “добро”
Ограничение свободы другого человека
Борьба за свободу
5.Что является последствием злых дел
Мирное сосуществование
6. Знания о добре зле помогают людям
Проявлять заботу о близких
Жить в мире
Все ответы верны
Сказка “Доброе слово”
У Пеночки – веснички вывелись в гнездышке птенцы. Это были первые ее птенцы. Она радовалась им, всем показывала. Увидит Мухоловку, зовет ее:
– Мухоловушка, посмотри: у меня птенцы в гнездышке.
Не успеет Мухоловка улететь, она уж Дрозда кличет:
– Дрозд, ну что ты там все щелкаешь? Иди, посмотри, какие птенцы у меня в гнездышке лежат.
На старом березовом пне грелась Гадюка. Услышала она, как говорила Пеночка Зарянке:
– Это они у меня пока птенцы, а вырастут – птицами будут.
“А вот и не будут, – подумала Гадюка, сползая с пня. – Кольну сейчас каждого по разу, и нечему радоваться будет”.
Ее не любили в лесу. Никто не дружил с ней, и она решила Пеночке – весничке отомстить сразу за всех.
А Пеночка увидела ее и крылышками всплеснула:
– Змеюшка, милая, посмотри, какие у меня птенцы в гнездышке… . Ну что ты остановилась? Иди сюда.
Но Гадюка не двигалась с места. Она не ожидала, что Пеночка так радостно встретит ее. Ее, Гадюку, все в лесу Гадюкой зовут, а Пеночка сказала “змеюшка”, а Пеночка сказала “милая”.
И Гадюка не двигалась с места.
– Ну, что же ты, – погрустнела Пеночка. – Ты не хочешь посмотреть птенцов моих? Это они ведь пока только птенцы, а вырастут – птицами будут.
Гадюка приподняла над гнездом Пеночки голову. Увидела пять розовых комочков с открытыми ртами. Сказала:
– Они будут птицами.
И отодвинулась в сторону. С тонкой губы ее упала на лист воробьиного горошка тяжелая капля яда. И лист сразу стал черным.
Задания в памятках :
1-ая группа
Для чего люди должны знать, что такое “добро” и “зло”?
Что такое добро?
Как должен делать человек добрые поступки?
2-ая группа.
Нужно ли знать человеку, что такое зло?
Что такое зло?
Как должен вести себя человек, чтобы не допустить зла?