Композиция и смысл художественного произведения
Говорят, что от перемены мест слагаемых сумма не изменяется. Но это правило верно лишь в математике. К художественной литературе оно неприменимо: здесь перемена мест слагаемых, то есть другая композиция произведения, может очень сильно повлиять на восприятие смысла. Вообще то, как читатель понимает произведение, во многом зависит от построения текста.
Ярчайший пример – “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтова. Казалось бы, с точки зрения внутренней хронологии все абсолютно запутано, но если выстроить все части романа в “правильном”
Но вовсе не обязательно брать для примера большой роман. Важность композиции может быть доказана практически любым произведением художественной литературы. К примеру, рассказ Л. Н. Толстого “После бала” построен как “рассказ в рассказе”: начинается тем, что почтенный, много повидавший в жизни и, как добавляет автор, искренний и правдивый человек – Иван Васильевич в разговоре с друзьями утверждает, что
Это уже собственно рассказ, герои которого – Варенька Б., ее отец и сам Иван Васильевич.
Таким образом, из диалога рассказчика и его друзей в самом начале повествования мы уже узнаем о том, что эпизод, о котором нам сейчас расскажут, имел огромное значение в жизни человека. Форма устного рассказа придает событиям реалистичность: мы начинаем верить, что это действительно было, и было так, а не иначе. Тому же служит упоминание об искренности рассказчика. Вообще, судя по описанию, Иван Васильевич заслуживает доверия.
Он рассказывает о случившемся с ним в молодости; этим повествованию придается некий “налет старины”, как и упоминанием о том, что Варенька уже стара, что “у нее дочери замужем”.
Таким образом, на примере рассказа “После бала” видна важность композиции произведения для понимания смысла. Здесь композиция имеет очень большое значение и влияет на восприятие рассказа читателями. Так что сумма все-таки меняется…
- Композиция и смысл рассказа Л. Н. Толстого “После бала” Говорят, что от перемены мест слагаемых сумма не изменяется. Но это правило верно лишь в математике. К художественной литературе оно неприменимо: здесь перемена мест слагаемых, то есть другая композиция произведения, может очень сильно повлиять на восприятие смысла. Вообще то, как читатель понимает произведение, во многом зависит от построения текста. Ярчайший пример – “Герой нашего времени” […]...
- Композиция художественного произведения Структура художественного произведения Композиция художественного произведения – расположение и соотнесенность компонентов в художественной форме, то есть построение произведения, обусловленное его содержанием и жанром. Основные составляющие композиции: 1. Экспозиция – часть, предваряющая действие, повествующая, как правило, о месте, времени и условиях будущего действия. 2. Завязка – часть, в которой обозначается конфликт произведения, создаются предпосылки для дальнейшего […]...
- Композиция художественного произведения “Евгений Онегин” “Евгений Онегин”, несмотря на очень своеобразный, нетрадиционный для эпического произведения конец (конец “без конца”), представляет собой “целостный, замкнутый и законченный в себе художественный организм”. Художественное своеобразие романа, его новаторский характер определил сам поэт. В посвящении П. А. Плетневу Пушкин назвал роман “собраньем пестрых глав”. В другом месте читаем: “И даль свободного романа я сквозь магический […]...
- Особенности жанра. Сюжет и композиция произведения. Смысл названия “Преступления и наказания” “Преступление и наказание”, по мнению В. Набокова, одна из самых сложнейших книг за всю мировую историю литературы. Исследователи расходятся даже в определении жанра этого произведения. Часто “Преступление и наказание” называют детективом. В основу сюжета положена детективная фабула: преступление, поиск преступника, его разоблачение и развязка-наказание. В классическом детективе в центре повествования всегда находится сыщик, а читатель […]...
- Идейно-художественного смысл “Песни про царя Ивана Васильевича…” Личность у Лермонтова черпает силы в народе, но сами-то народные интересы оказываются противоположными. Не приходится говорить, что сама по себе поэтизация старины отражает романтические иллюзии Лермонтова, но важно, какие стороны средневековья привлекают внимание поэта, какие выводы он делает из поэтического исследования истории, под каким углом зрения изображает историю. Обращение к истории и ориентация на фольклор […]...
- Анализ художественного произведения Анализ художественного произведения Примерная схема анализа литературно-художественного произведения, при анализе художественного произведения следует различать идейное содержание и художественную форму, примерный план характеристики художественного образа-персонажа, возможный план разбора лирического стихотворения, общий план ответа на вопрос о значении творчества писателя, как вести краткую запись о прочитанных книгах. При анализе художественного произведения следует различать идейное содержание и художественную […]...
- Анализ литературно-художественного произведения При анализе художественного произведения следует различать идейное содержание и художественную форму. А. Идейное содержание включает: 1) тематику произведения – выбранные писателем социально-исторические характеры в их взаимодействии; 2) проблематику – наиболее существенные для автора свойства и стороны уже отраженных характеров, выделенные и усиленные им в художественном изображении; 3) пафос произведения – идейно-эмоциональное отношение писателя к изображенным […]...
- Форма художественного произведения І. ПОЭТИКА – учение о форме, построении разных типов литературных произведений. II. СЮЖЕТ – вся система действий и взаимодействий, последовательно совмещающихся в произведении. 1. ЭЛЕМЕНТЫ СЮЖЕТА (стадии развития действия, Композиция сюжета) ЭКСПОЗИЦИЯ – предыстория, обрисовка характеров и обстоятельств, сложившихся до начала развития основной сюжетной линии. ЗАВЯЗКА – отправная точка развития основной сюжетной линии, основного конфликта. […]...
- Структура художественного произведения ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ Структура художественного произведения Идея художественного произведения Идея художественного произведения – это обобщающая, эмоциональная, образная мысль, лежащая в основе произведения искусства. Иными словами, это то, для чего написано произведение. Сюжет художественного произведения Сюжет художественного произведения – это развитие действия, ход событий в повествовательных и драматических произведениях, иногда и в лирических. Иными словами, это то, […]...
- Определение Тема. Содержание художественного произведения Содержание художественного произведения Тема (от греч. thema – то, что положено в основу) – предмет художественного изображения, круг событий и явлений действительности в их “значимом” аспекте: “не то, что непосредственно изображено (сюжет) в произведении, а то, что сюжет “значит”, что он выражает”. Тема во многом определяет составные элементы художественного произведения – сюжет, образный строй, язык. […]...
- Содержание художественного произведения 1. ТЕМА (содержание) – жизненный материал, положенный в основу произведения. ТЕМАТИКА – совокупность тем. 2. ПРОБЛЕМА – вопрос, поставленный в произведении. ПРОБЛЕМАТИКА – совокупность проблем. 3. ИДЕЯ – разрешение проблемы, ответ на поставленный вопрос, основная мысль произведения. 4. АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ – особенность авторского взгляда на изображаемый объект. 5. АВТОРСКИЙ ЗАМЫСЕЛ И ЕГО ВОПЛОЩЕНИЕ Авторский замысел […]...
- Как войти в мир художественного произведения? На первый взгляд, рассуждать в майском номере о том, как быстрее и вернее увлечь учеников изучаемым произведением, не очень своевременно. Но если помнить, что каникулы пролетают мгновенно и новый учебный год с его вечными методическими проблемами не за горами, меланхолия отступает. Тем более что материалы этого номера напоминают о неожиданных с точки зрения традиционной педагогики, […]...
- Композиция и замысел произведения Боккаччо “Декамерон” Главное произведение Боккаччо – “Декамерон”, задуманный в 1348 и созданный в 1351-1353 годах. Название книги греческого происхождения, в переводе – “десятиденник”, т. е. “сборник новелл с обрамлением”. Такая композиция стала уже традицией в литературе, достаточно вспомнить восточную “Тысячу и одну ночь”, итальянский сборник границы XIII и XIV столетий “Новелино”. Боккаччо вместе с тем стал и […]...
- Язык художественного произведения Различаются два вида языка художественного произведения: ПОЭЗИЯ и ПРОЗА. ПОЭЗИЯ – ритмически организованная образная речь, разделенная на соизмеримые отрезки (стихи = строки), чем отличается от прозы. Изобразительно-выразительные средства (ИВС) 1. Фонетические средства (звукопись) АЛЛИТЕРАЦИЯ – повтор одинаковых или похожих согласных звуков. АССОНАНС – повтор одинаковых или похожих гласных звуков. 2. Лексические средства СИНОНИМЫ – слова […]...
- О композиции художественного произведения Композиция (от лат. составление, соединение) – это построение, расположение частей внутри единого целого, взаимозависимость этих частей, их соподчиненность. Все, что создано, построено – в материальном или духовном смысле – имеет композицию. Подобно тому, как по расположению отдельных помещений, их размерам и отделке мы можем судить о назначении здания, по композиции литературного произведения мы судим об […]...
- Тема и сюжет художественного произведения Обычно, когда нам понравится художественное произведение – картина, фильм или сказка, – мы хотим поделиться своими впечатлениями и привлечь внимание собеседника к этому произведению. Мы начинаем рассказывать, формулировать его тему. Тема произведения раскрывается с помощью событий, характеров персонажей и т. п. Например, темой сказок “Морозко” и “Госпожа Метелица” является притеснение падчерицы мачехой. В Русской народной […]...
- Анализ языка художественного произведения Анализ языка художественного произведения помогает глубже проникнуть в замысел автора, выявить незаметные на первый взгляд закономерности, связанные с сюжетом, и эксплицировать новых героев, которые стали вольными или невольными участниками событий, описываемых в тексте. Очевидно, что любой персонаж, представленный в художественном произведении, призван реализовывать творческую идею – это положение в равной мере относится и к активно […]...
- Сочинение-анализ эпизода художественного произведения В 9-м классе мы начинаем глубже знакомиться с теорией и отрабатывать практику написания сочинений разных типов. Среди них – анализ эпизода художественного произведения. Сочинение такого типа требует иной логики, нежели творческие работы. В сочинении-анализе эпизода нужно показать умение объяснять микротекст художественного произведения, видеть за отдельными сценами картины жизни, взаимоотношения людей, драматизм ситуаций и характеров, определять, […]...
- Композиция произведения Композиция произведения – построение художественного произведения, соотнесенность и взаимодействие всех его компонентов, расположение его частей в определенной последовательности. Композиция обусловлена содержанием и жанром произведения. Композиция может быть простой, линейной, когда отдельные эпизоды нанизываются, следуют один за другим и связаны с главным героем. Примером может служить композиция поэмы Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”. […]...
- РЕЧЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРСОНАЖЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ Герой художественного произведения разговаривает, и особенность его речи (лексика, фразеология, построение предложений, интонации и т. п.) дают читателю живое представление о нем самом – его социальном положении, культуре, характере. Это и есть речевая характеристика. Наблюдать за речью персонажа – значит обратить внимание не только на “прямое” значение произнесенных им слов, но и на “подтекст”, т. […]...
- Роль композиции в рассказе Льва Толстого “После бала” в раскрытии его идейно? художественного содержания В рассказе “После бала” Л. Н. Толстого, написанном в 90 е гг. XIX в., изображаются 1840 е гг. Писатель тем самым поставил творческую задачу восстановления прошлого, чтобы показать, что его ужасы живут и в настоящем, лишь слегка изменив свои формы. Не обходит вниманием автор и проблему моральной ответственности человека за все происходящее вокруг. В раскрытии […]...
- Анализ эпизодов художественного произведения, содержащих пейзажные зарисовки Цель: продолжить формирование навыков работы с текстом художественного произведения; на примере феерии А. Грина показать роль пейзажа в произведении; воспитывать наблюдательность и внимание к окружающему миру и его красоте. Оборудование: раздаточный материал (см. в ходе урока). Вечно мы, будто в первый раз, все Должны открывать: как прекрасны Восход солнца, луна, ночь, равнины и горы, Земля […]...
- Сочинение на тему: Идея и смысл произведения Кавказский пленник, Толстой Идея и смысл произведения Рассказ Льва Николаевича Толстого “Кавказский пленник” был создан в 70-х годах XIX века, то есть через несколько лет после Кавказской войны. Он основан почти на реальных событиях, так как автор сам чуть было не стал пленником во время своего путешествия на Кавказ. В этом небольшом произведении живо и ярко описан быт […]...
- Роман Л. Толстого “Анна Каренина” как художественное воплощение “мысли семейной”. Композиция произведения и система образов Цель: помочь ученикам постигнуть идейно-художественное содержание произведения, его композицию и систему образов; развивать навыки определения ключевых эпизодов, их комментирование, высказывание своей мысли о прочитанном; воспитывать высокие моральные качества. Оборудование: портрет писателя, издание его произведения, иллюстрации к нему; словари литературоведческих терминов. Тип урока: изучение нового учебного материала. Ход урока I. Организационный момент. II. Мотивация учебной деятельности. […]...
- Нам задали ответить на вопросы: почему рассказ называется уроки французского? В чем смысл этого произведения? Ну держи. Может только немножко нужно доработать. Рассказ “Уроки французского” – произведение автобиографическое. В рассказе “Уроки французского” В. Распутин повествует о мужестве мальчика, сохранившего чистоту души, незыблемость своих нравственных законов, несущего бестрепетно и отважно, как солдат, свои обязанности и свои синяки. Мальчик привлекает ясностью, цельностью, неустрашимостью души, а ведь ему намного труднее жить, намного труднее […]...
- Роль композиции в рассказе Л. Н. Толстого “После бала” в раскрытии его идейно-художественного содержания Роль композиции в рассказе Л. Н. Толстого “После бала” в раскрытии его идейно-художественного содержания В рассказе “После бала” Л. Н. Толстого, написанном в 90-е гг. XIX в., изображаются 1840-е гг. Писатель тем самым поставил творческую задачу восстановления прошлого, чтобы показать, что его ужасы живут и в настоящем, лишь слегка изменив свои формы. Не обходит вниманием […]...
- В чем смысл произведения А. С. Грибоедова “Горе от ума” Хоть есть охотники поподличить везде, Да нынче смех страшит И держит стыд в узде. А. Грибоедов Смысл комедии “Горе от ума”, я полагаю, в показе духа Москвы того времени, ее нравов. В комедии разворачивается противоборство двух сил: старого мира аристократов, не желающего покидать сцену жизни, и нового поколения прогрессивно настроенных людей России. Столкновение Чацкого с […]...
- Философский смысл произведения А. П. Платонова “Котлован” Повесть А. П. Платонова “Котлован” – философская драматическая картина слома времени и слома народной жизни в период выполнения планов первых пятилеток и колхозного строительства. Революционный вихрь 1917 года поднял на дыбы всю Россию, указал ей новый путь, по которому устремились “в солнечный край непочатый” миллионы людей. Но не все спешат идти по общей дороге в […]...
- Сочинение на тему: “Философский смысл произведения “Маленький принц” О каком бы произведении ни шла речь, автор всегда желает вложить в него какую-то философию, чтобы сделать действительно полезным для читателя. Таковым произведением также является и сказка Сент-Экзюпери под названием “Маленький принц”. В этой сказке повествуется интересная история маленького мальчика, который путешествует по мирам и таким образом познает жизнь, знакомится с интересными людьми. Впрочем, нельзя […]...
- В чем смысл произведения экзюпери маленький принц Писатель раскрывает любовь с неожиданной стороны: “Любить – это не значит смотреть друг на друга, это значит смотреть в одном направлении”. Эта идея лежит во всей философии Экзюпери. Человечность в людях не умирает, она может быть уснувшей и ждать пробуждения. Именно так пробуждается летчик в “Маленьком принце”, постепенно с каждой новой историей принца, он становится […]...
- Смысл названия произведения Салтыкова-Щедрина “История одного города” “История одного города” для автора всегда была книгой о современности, и Салтыков-Щедрин не стремился создать произведение для потомков. “История одного города” – вершина творчества Щедрина, о чем говорит и то, что здесь он добрался до верхов власти, вместо провинциальных чиновников более ранних “Губернских очерков”. Вместо “…очерков” появляется более объемная и полновесная “История…”. Так мы пришли […]...
- Идея и смысл произведения по роману Преступление и наказание (Достоевский Ф. М.) Старуха-процентщица тоже нашла выход и неплохо устроилась в жизни. Она дает деньги под залог, а сама живет на проценты, загоняя людей в огромные долги. Старуха глуха и безразлична к чужому горю, ее одолевает болезнь, но еще больше – жадность. Родную сестру она держит у себя в работницах. Для чего живет на свете такой человек? Какую […]...
- Сочинение 1 – Особенности композиции одного из произведений русской литературы XIX века Говорят, что от перемены мест слагаемых сумма не изменяется. Но это правило верно лишь в математике. К художественной литературе оно неприменимо: здесь перемена мест слагаемых, то есть другая композиция произведения, может очень сильно повлиять на восприятие смысла. Вообще то, как читатель понимает произведение, во многом зависит от построения текста. Ярчайший пример – “Герой нашего времени” […]...
- Основная тема произведения и ее смысл по пьесе (трагедии) Гамлет (Шекспир Уильям) “Гамлет” – одна из самых известных пьес Вильяма Шекспира. Главным героем этой трагедии вдохновлялись композиторы и поэты, политические деятели и философы. В “Гамлете” переплетается огромный спектр философских и этических проблем с проблемами политическими и общественными, которыми характеризуется неповторимая грань XVI и XVII веков. Шекспировский Гамлет стал ярким выразителем новых взглядов, которые с собой принесла эпоха […]...
- Краткая характеристика произведения “Макар Чудра” Горького М В конце 90-х годов XIX века читатель был поражен появлением трех томов “Очерков и рассказов” нового писателя – М. Горького. “Большой и оригинальный талант”. – таково было общее суждение о новом писателе и его книгах. Рассказ М. Горького “Макар Чудра” принадлежит к ранним романтическим произведениям писателя. Особенность композиции – рассказ в рассказе. В центре повествования […]...
- Смысл названия рассказа “Матренин двор” А. И. Солженицына Первое название рассказа было “Не стоит село без праведников”. Праведник – во-первых, человек, живущий в соответствии с религиозными правилами; во-вторых, человек, ни в чем не погрешающий против правил нравственности. Смысл названия заключался в том, что российское село держится на людях, чей образ жизни основан на общечеловеческих ценностях добра, труда, сочувствия, помощи. Второе название -“Матренин двор” […]...
- Мои впечатления от рассказа Л. Н. Толстого “После бала” “Вся моя жизнь переменилась от одной ночи, или скорее утра”, – так начинает свой рассказ Иван Васильевич, герой рассказа Толстого “После бала”. Читаешь его, и вместе с героями переживаешь и эту ночь, и это утро. Иван Васильевич рассказывает об истории своей первой любви. Это было давно, когда герой был молод и беспечен, и, как всякий […]...
- “Любовь с этого дня пошла на убыль…” Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой, как никто другой, интересовался проблемой социального зла. Многие из его произведений отличаются высоким пафосом. Нередко в основе его творений были реальные факты. Так было и с рассказом “После бала”, где описывается событие, о котором Толстой слышал еще в молодые годы. Автор мастерски пользуется приемом создания контраста. Этой цели призвана […]...
- Сюжет и композиция < p>Сюжет лесковской повести создается особым образом: внешне это калейдоскоп историй, “бусы, нанизанные на нитку” (Н. К. Михайловский), не связанных между собой причинно-следственной связью. Связь между ними иная, с одной стороны, обусловленная ассоциациями персонажа-рассказчика, а с другой – общей логикой сюжета, громадным замыслом Лескова – так, чтобы общая идея вырисовывалась постепенно, как мозаика, собираясь из […]...
- Краткое содержание и композиция рассказа Е. Суворова “Уехала” Произведение Е. Суворова “Уехала”, написанное в 1986 году, появилось в третьем выпуске сборника “Иркутский рассказ” Восточно-Сибирского книжного издательства в 1991 году. Темой рассказа является первая любовь. Действие происходит в послевоенной деревне. Главный герой, от имени которого ведется повествование, – ученик седьмого класса Володя Денисов. Сюжет рассказа прост: после кино мальчик решил остаться ночевать в школе, […]...