Композиция художественного произведения “Евгений Онегин”
“Евгений Онегин”, несмотря на очень своеобразный, нетрадиционный для эпического произведения конец (конец “без конца”), представляет собой “целостный, замкнутый и законченный в себе художественный организм”. Художественное своеобразие романа, его новаторский характер определил сам поэт. В посвящении П. А. Плетневу Пушкин назвал роман “собраньем пестрых глав”.
В другом месте читаем: “И даль свободного романа я сквозь магический кристалл еще не ясно различал”. Заканчивая первую главу, поэт признается:
Я думал
Пересмотрел все это строго:
И как героя назову;
Противоречий очень много,
Покамест моего романа
Но их исправить не хочу.
Я кончил первую главу
Что значит “свободный роман”? От чего “свободный”? Как надо понимать авторское определение: “собранье пестрых глав”?
Какие противоречия имеет в виду поэт, почему не хочет исправить их? Какой оказалась “форма плана”, выступающая как конструктивный элемент произведения? В. Г. Белинский, имея в виду эти особенности романа, писал: “…”Онегин” со стороны формы есть произведение, в высшей степени художественное,
Чтобы разобраться во всех этих особенностях романа, необходимо вчитаться в его текст, сделан” некоторые наблюдения над его структурой.
Роман “Евгений Онегин” “свободен” от тех правил, по которым создавались художественные произведения во времена Пушкина, он “в противоречии” с ними. Сюжет романа включает в себя две фабульные линии: истории отношений Онегина и Татьяны, Ленского и Ольги. В плане композиционном их можно рассматривать как две параллельные событийные линии: романы героев той и другой линии не состоялись.
С точки зрения развития основного конфликта, на котором держится сюжет романа, фабульная линия Ленский – Ольга не образует своей сюжетной линии, хотя бы и побочной, поскольку их отношения не развиваются (где пег развития, движения, там нет и сюжета). Трагическая развязка, гибель Ленского, обусловлена не их отношениями. Любовь Ленского и Ольги — это эпизод, помогающий Татьяне понять Онегина.
Но почему же тогда Ленский воспринимается нами как один из главных героев романа? Потому
” Фабула – “содержание событий, изображаемых в литературном произведении в их последовательной связи”, фабула – это происшествие. Сюжет – “совокупность действий, событий, в которых раскрывается основное содержание художественного произведения”. Сюжет – это то, что в произведении движется, развивается.
Развиваться может событие (в этом случае сюжетная и фабульная линии совпадают), но развиваться может и переживание, мысль что он не только романтичный юноша, влюбленный в Ольгу. Образ Ленского – составная часть еще двух параллелей: Ленский – Онегин, Ленский – Повествователь.
Другая особенность романа: главным действующим лицом в нем является Повествователь. Он дан, во-первых, как спутник Онегина, то сближающийся с ним, то расходящийся; во-вторых, как антипод Ленского поэта, т. е. как сам поэт Пушкин, с его взглядами на русскую литературу, на собственное поэтическое творчество; в-третьих, как защитник, попечитель “Татьяны милой”. Композиционно Повествователь представлен как действующее лицо лирических отступлений. Поэтому лирические отступления следует рассматривать как составную часть сюжета.
Лирические отступления выполняют сюжетную функцию еще и потому, что они точно обозначают границы романного времени.
Конфликт, развитие которого составляет сюжет романа, основан на том, что Татьяна, наделенная тонкой интуицией, с первого взгляда “узнала” в Онегине человека, предназначенного ей судьбой, и полюбила его на всю жизнь. Онегин “увидел” Татьяну такой, какой она была на самом деле, только в кульминационный момент их отношений. Любовь Онегина и Татьяны развивается напряженно, драматично.
В самые критические моменты их отношений Повествователь и выступает как защитник Татьяны.
Следующая композиционно-сюжетная особенность романа состоит в том, что образ Повествователя раздвигает границы личного конфликта и в роман входит русская жизнь того времени во всех ее проявлениях. И если фабула романа укладывается в рамки “отношений между собою всего лишь четырех лиц”, то развитие сюжета выходит за эти рамки, благодаря тому что в романе действует Повествователь.
Перечитаем роман, останавливая свое внимание на предметно-реальном содержании каждой главы и отмечая, как взаимодействуют в романе сюжет, композиция, система образов, стилевая манера.
Первая глава романа посвящена характеристике героя. Онегин едет в деревню. Автор-повествователь оставляет своего героя в пути и рассказывает: кто Онегин по своему положению в жизни и как он воспитывался; каков круг его интересов; каким был образ жизни героя в Петербурге; как разочаровался Онегин в светской жизни; чем он занялся, разочаровавшись в свете; о своем отношении к Онегину; о приезде Онегина в деревню, о его первых деревенских впечатлениях.
Таким образом, в начале романа Онегин дан на фоне петербургского большого света. Поставленный автором в самые разнообразные жизненные ситуации, герой раскрывается в них полно и глубоко.
Но уже в первой главе ярко и разносторонне показано отношение к нему Повествователя. Отношение это очень сложно. Повествователь то приближает к себе Онегина, то отдаляет его от себя.
Во всех случаях, когда есть опасность, что читатель воспримет Онегина как “типичного представителя” большого света. Так, он подробнейшим образом рассказывает о читательских интересах своего спутника. На книги, которые читал Онегин, Повествователь обратит наше внимание и в последних главах романа. И здесь он хочет показать, что по кругу своих интересов Онегин принадлежал к передовой части дворянского общества.
Если обратимся к реальной жизни, то вспомним, что такие же книги были в библиотеках Пушкина, Чаадаева, Катенина, братьев Тургеневых. Разумеется, Онегин в отличие от Повествователя менее глубоко воспринимает эти книги: тут сказываются и личные, субъективные читательские особенности того и другого, и тот факт, что Онегин учился “понемногу чему-нибудь и как-нибудь”.