Краткое содержание и композиция рассказа Е. Суворова “Уехала”



Произведение Е. Суворова “Уехала”, написанное в 1986 году, появилось в третьем выпуске сборника “Иркутский рассказ” Восточно-Сибирского книжного издательства в 1991 году. Темой рассказа является первая любовь. Действие происходит в послевоенной деревне.

Главный герой, от имени которого ведется повествование, – ученик седьмого класса Володя Денисов. Сюжет рассказа прост: после кино мальчик решил остаться ночевать в школе, чтобы не идти поздно домой в другую деревню, но директор его заметил и отвел к себе домой, где Володя познакомился

с племянницей директора Олей.

Затем мальчик написал Оле письмо, они стали часто встречаться, но однажды Павел Филиппович (так звали директора) устроил странную линейку в школе: выстроив учеников, он скомандовал: “Влюбленные, шаг вперед!”. Оля вышла сияющая и даже повернулась к строю лицом, чтобы все ее хорошо видели. Володя выходить не хотел, но директор Карогодин назвал его фамилию, и, когда главный герой стоял, сгорая от стыда, один из лучших и потому смелых учеников Кузьменков возмутился запрету “на любовь” в школе. Павел Филиппович возражал, утверждая, что “чем меньше любви, тем выше успеваемость”, но

по его тону все поняли запрет как разрешение.

Этим рассказ и заканчивается: “Мы после этого, сами не знаем почему, смелее стали. Через две недели я пришел в себя, сосредоточился и снова принялся за стихи. Но я опоздал: Оля, не попрощавшись со мной, уехала”.

Писатель родился и провел детство в деревне. И сумел достоверно передать деревенский быт и особенности послевоенного времени. Настолько искусно Е. Суворов изобразил обстановку избы, что читатель даже ощущает ее тепло и уют.

Очень характерен для изображенного времени тип директора, смелого, строгого, но справедливого военного человека, бойца, раненного под Сталинградом, не боящегося самых сильных морозов, кумира всех пацанов.

Очень интересна композиция произведения. Оно написано так, словно рассказчик, вспоминая историю своей любви, вспоминает параллельно наиболее яркие эпизоды того времени. Так, описано, как герой и его друзья, решив подражать директору, шли в школу в сильный мороз, подняв уши шапок, и получили за это по пятерке от Павла Филипповича.

С любовью рассказчик вспоминает и о своей тогдашней одежде, и о дедушке, интересовавшемся его стихами.

Форма рассказа с ретроспекцией хорошо подходит содержанию. Кроме того, автор искусно передал идею произведения в двух последних предложениях, где герой “пришел в себя (через две недели) и снова принялся за стихи”, а героиня уехала, не попрощавшись. Идея рассказа в том, что любовь уничтожена трусостью Володи.

Автор невольно продолжает мотив русской литературы XIX века: в борьбе за любовь сильная женщина противопоставлена слабому мужчине.

Очень интересно было после Ларисы А. Н. Островского, декабристок Н. А. Некрасова и Олеси А. И. Куприна увидеть в образе “сильной женщины” двенадцатилетнюю Олю. Она еще ребенок, но от этого не менее смела, горда своей любовью и своенравна, как всякая любимая женщина. Она уезжает.

Необычным способом автор передал нам причину отъезда Оли. Читатель не знает, какие обстоятельства заставляют девочку уехать из деревни, но у него складывается впечатление, что уехала она из-за предательства Володи, так как Оля не попрощалась. Также название рассказа (“Уехала”) в сопоставлении с содержанием придает особую значимость этому факту.

Язык рассказа соответствует форме воспоминаний детства: короткие абзацы, разговорный стиль. В произведение включены стихи, написанные мальчиком, что также придает своеобразие и завершенность повествованию.

Юлия Арская


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Краткое содержание и композиция рассказа Е. Суворова “Уехала”