Сюжет и композиция

<

p>Сюжет лесковской повести создается особым образом: внешне это калейдоскоп историй, “бусы, нанизанные на нитку” (Н. К. Михайловский), не связанных между собой причинно-следственной связью. Связь между ними иная, с одной стороны, обусловленная ассоциациями персонажа-рассказчика, а с другой – общей логикой сюжета, громадным замыслом Лескова – так, чтобы общая идея вырисовывалась постепенно, как мозаика, собираясь из казалось бы отдельных кусочков.
В то же время имеется подструктура повести – рассказы образуют смысловые блоки,

каждый из которых – самостоятельная история, которая строится по одной и той же схеме: событие (“грех”) – кульминация (“погибель”) – развязка (“странствие и искупление греха”). Эпизоды объединяются образом рассказчика, который единствен и множествен в одно и то же время.
Каждый микросюжет – новая жизнь Ивана Флягина и новое имя его: Голован – Иван – Иван Северьянович – Иван Голован – Петр Сердюков – Измаил, в каждом блоке у него новая социальная роль, и совершается новый грех, за которым идет новое странствие во искупление его; сюжеты же периодически отражаются друг
в друге, как в зеркале, словно заново отыгрывая ту же пьесу в другом жанре.
Сюжеты кажутся относительно независимыми другом от друга, как “разнообразие возможных вариантов судьбы” (Б. Дыханова), но только общее сочетание всех их дает представление о замысле автора, о русском характере и о русской судьбе в целом.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сюжет и композиция