Тема и сюжет художественного произведения
Обычно, когда нам понравится художественное произведение – картина, фильм или сказка, – мы хотим поделиться своими впечатлениями и привлечь внимание собеседника к этому произведению. Мы начинаем рассказывать, формулировать его тему. Тема произведения раскрывается с помощью событий, характеров персонажей и т. п. Например, темой сказок “Морозко” и “Госпожа Метелица” является притеснение падчерицы мачехой.
В Русской народной сказке мачеха не скрывает своего желания сжить падчерицу со свету. Оказавшись в лесу, девушка учтиво
Не золото и серебро нашла она в лесу, а смерть. Совсем как в пословице “Не рой яму другому, сам в нее попадешь”. По-иному тема раскрывается в немецкой народной сказке. Падчерица много работает и в доме мачехи, и у госпожи Метелицы.
Но жестокость мачехи усиливается сравнением с добротой госпожи Метелицы: “…она никогда не слыхала от нее дурного слова, а вареного и жареного каждый день было у нее вдосталь”. Дочь мачехи наказана не за жестокость, а за лень. Добродетель падчерицы вознаграждена
Тема (от греч. Thema – то, что положено в основу) – это круг событий, явлений, предметов действительности, который отражен в произведении и стал основой авторского повествования. Сюжет – совокупность и последовательность событий в художественном произведении.
Если сюжет повторяется в поэтическом творчестве разных народов и в различные эпохи, его называют странствующим. К странствующим относятся сюжеты: о животном, выдающем себя за божество; о подвиге богатыря (битва со змеем); о волшебном супруге; о вероломной жене; о падчерице и мачехе; о волшебном предмете; о длительном возвращении домой и т. д.
Читать далее >>>
- Определение Тема. Содержание художественного произведения Содержание художественного произведения Тема (от греч. thema – то, что положено в основу) – предмет художественного изображения, круг событий и явлений действительности в их “значимом” аспекте: “не то, что непосредственно изображено (сюжет) в произведении, а то, что сюжет “значит”, что он выражает”. Тема во многом определяет составные элементы художественного произведения – сюжет, образный строй, язык. […]...
- Хорошо делай – хорошо и будет: Сочинение по сказке братьев Гримм “Госпожа Метелица” Пожалуй, не ошибусь, если скажу, что работящих всегда любят, а ленивых не жалуют. И не только потому, что трудолюбивые больше успевают. Просто, по моему мнению, работящие являются более надежными людьми, на них можно положиться и они никогда не подведут. Эта тема очень популярна в сказках народов мира. Важное место занимает она и в сказке знаменитых […]...
- Сюжет произведения Сюжет произведения 1. Развитие событий в художественном произведении. Выделяют такие основные элементы сюжета: завязка, развитие действия, кульминация, развязка. 2. Система событий в художественном произведении, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым явлениям действительности. Большие художественные произведения отличаются многосюжетностью. Элементы сюжета – экспозиция, завязка и т. д. – встречаются далеко не всегда и не […]...
- Форма художественного произведения І. ПОЭТИКА – учение о форме, построении разных типов литературных произведений. II. СЮЖЕТ – вся система действий и взаимодействий, последовательно совмещающихся в произведении. 1. ЭЛЕМЕНТЫ СЮЖЕТА (стадии развития действия, Композиция сюжета) ЭКСПОЗИЦИЯ – предыстория, обрисовка характеров и обстоятельств, сложившихся до начала развития основной сюжетной линии. ЗАВЯЗКА – отправная точка развития основной сюжетной линии, основного конфликта. […]...
- Содержание художественного произведения 1. ТЕМА (содержание) – жизненный материал, положенный в основу произведения. ТЕМАТИКА – совокупность тем. 2. ПРОБЛЕМА – вопрос, поставленный в произведении. ПРОБЛЕМАТИКА – совокупность проблем. 3. ИДЕЯ – разрешение проблемы, ответ на поставленный вопрос, основная мысль произведения. 4. АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ – особенность авторского взгляда на изображаемый объект. 5. АВТОРСКИЙ ЗАМЫСЕЛ И ЕГО ВОПЛОЩЕНИЕ Авторский замысел […]...
- Структура художественного произведения ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ Структура художественного произведения Идея художественного произведения Идея художественного произведения – это обобщающая, эмоциональная, образная мысль, лежащая в основе произведения искусства. Иными словами, это то, для чего написано произведение. Сюжет художественного произведения Сюжет художественного произведения – это развитие действия, ход событий в повествовательных и драматических произведениях, иногда и в лирических. Иными словами, это то, […]...
- Композиция художественного произведения “Евгений Онегин” “Евгений Онегин”, несмотря на очень своеобразный, нетрадиционный для эпического произведения конец (конец “без конца”), представляет собой “целостный, замкнутый и законченный в себе художественный организм”. Художественное своеобразие романа, его новаторский характер определил сам поэт. В посвящении П. А. Плетневу Пушкин назвал роман “собраньем пестрых глав”. В другом месте читаем: “И даль свободного романа я сквозь магический […]...
- Анализ литературно-художественного произведения При анализе художественного произведения следует различать идейное содержание и художественную форму. А. Идейное содержание включает: 1) тематику произведения – выбранные писателем социально-исторические характеры в их взаимодействии; 2) проблематику – наиболее существенные для автора свойства и стороны уже отраженных характеров, выделенные и усиленные им в художественном изображении; 3) пафос произведения – идейно-эмоциональное отношение писателя к изображенным […]...
- Анализ художественного произведения Анализ художественного произведения Примерная схема анализа литературно-художественного произведения, при анализе художественного произведения следует различать идейное содержание и художественную форму, примерный план характеристики художественного образа-персонажа, возможный план разбора лирического стихотворения, общий план ответа на вопрос о значении творчества писателя, как вести краткую запись о прочитанных книгах. При анализе художественного произведения следует различать идейное содержание и художественную […]...
- Прославление любви к работе и других человеческих ценностей в сказке “Пани Метелица” Борьба добра со злом – основной конфликт народной сказки. Известные собиратели народных сказок братья Гримм первыми в истории литературы по-научному подошли к изучению фольклора. В сказке “Пани Метелица” отображены отношения народа к работе, почет к старшим, подъем духовных и моральных ценностей. В этой сказке прослеживается “дорожный” сюжет, присущий сказкам разных народов. Патчерица и дочь мачехи […]...
- Чем мне понравилась русская народная сказка “Морозко”? Чем мне понравилась русская народная сказка “Морозко”? В небольшой деревне, на окраине, стояла изба. В ней жили дед, баба и двое девочек. Одна из них была падчерица, а другая – родная дочь старухи. Падчерица и скотину поила-кормила, и дрова, воду в избу носила, и печь топила, но старухе ничем не угодишь. Кроме того, что падчерица […]...
- Анализ языка художественного произведения Анализ языка художественного произведения помогает глубже проникнуть в замысел автора, выявить незаметные на первый взгляд закономерности, связанные с сюжетом, и эксплицировать новых героев, которые стали вольными или невольными участниками событий, описываемых в тексте. Очевидно, что любой персонаж, представленный в художественном произведении, призван реализовывать творческую идею – это положение в равной мере относится и к активно […]...
- О композиции художественного произведения Композиция (от лат. составление, соединение) – это построение, расположение частей внутри единого целого, взаимозависимость этих частей, их соподчиненность. Все, что создано, построено – в материальном или духовном смысле – имеет композицию. Подобно тому, как по расположению отдельных помещений, их размерам и отделке мы можем судить о назначении здания, по композиции литературного произведения мы судим об […]...
- Язык художественного произведения Различаются два вида языка художественного произведения: ПОЭЗИЯ и ПРОЗА. ПОЭЗИЯ – ритмически организованная образная речь, разделенная на соизмеримые отрезки (стихи = строки), чем отличается от прозы. Изобразительно-выразительные средства (ИВС) 1. Фонетические средства (звукопись) АЛЛИТЕРАЦИЯ – повтор одинаковых или похожих согласных звуков. АССОНАНС – повтор одинаковых или похожих гласных звуков. 2. Лексические средства СИНОНИМЫ – слова […]...
- Сочинение-анализ эпизода художественного произведения В 9-м классе мы начинаем глубже знакомиться с теорией и отрабатывать практику написания сочинений разных типов. Среди них – анализ эпизода художественного произведения. Сочинение такого типа требует иной логики, нежели творческие работы. В сочинении-анализе эпизода нужно показать умение объяснять микротекст художественного произведения, видеть за отдельными сценами картины жизни, взаимоотношения людей, драматизм ситуаций и характеров, определять, […]...
- Сюжет произведения “Задонщина” Крупнейшее произведение начала XV века о Куликовской битве – “Задонщина”, названная так по месту битвы на Куликовом поле, “за Доном”. Уже первые повести об этой победе, возникшие вскоре после событий 1380 года, характеризуются поисками героического стиля, способного отобразить величие события. В “Задонщине” этот героический стиль был найден: он явился в сочетании манеры “Слова о полку […]...
- Тест. Какое из приведенных определений соответствует понятию “тема произведения”? Тест. Какое из приведенных определений соответствует понятию “тема произведения”? Ответы внизу. 1. Какое из приведенных определений соответствует понятию “тема произведения”? а. Изображение событий в их причинно-следственной связи б. Жизненный материал, взятый для отображения в произведении в. Главная мысль произведения, в которой выражается оценочно-эмоциональное отношение писателя к изображаемому 2. Какое из приведенных определений соответствует понятию “идея […]...
- Особенности жанра. Сюжет и композиция произведения. Смысл названия “Преступления и наказания” “Преступление и наказание”, по мнению В. Набокова, одна из самых сложнейших книг за всю мировую историю литературы. Исследователи расходятся даже в определении жанра этого произведения. Часто “Преступление и наказание” называют детективом. В основу сюжета положена детективная фабула: преступление, поиск преступника, его разоблачение и развязка-наказание. В классическом детективе в центре повествования всегда находится сыщик, а читатель […]...
- Как войти в мир художественного произведения? На первый взгляд, рассуждать в майском номере о том, как быстрее и вернее увлечь учеников изучаемым произведением, не очень своевременно. Но если помнить, что каникулы пролетают мгновенно и новый учебный год с его вечными методическими проблемами не за горами, меланхолия отступает. Тем более что материалы этого номера напоминают о неожиданных с точки зрения традиционной педагогики, […]...
- Тема произведения Тема (thema) в переводе с древнегреческого буквально означает “нечто, положенное в основу”. Это жизненный материал, взятый для отображения в произведении; иначе говоря, то, что изображается, предмет изображения. Предметом изображения в художественной литературе могут быть различные явления жизни общества, человека, природы. В произведении могут изображаться объекты материальной культуры (например, готические храмы в поэзии О. Мандельштама). Иногда […]...
- Определение “Тема” произведения Тема (thema) в переводе с древнегреческого буквально означает “нечто, положенное в основу”. Это жизненный материал, взятый для отображения в произведении; иначе говоря, то, что изображается, предмет изображения. Предметом изображения в художественной литературе могут быть различные явления жизни общества, человека, природы. В произведении могут изображаться объекты материальной культуры (например, готические храмы в поэзии О. Мандельштама). Иногда […]...
- Анализ эпизодов художественного произведения, содержащих пейзажные зарисовки Цель: продолжить формирование навыков работы с текстом художественного произведения; на примере феерии А. Грина показать роль пейзажа в произведении; воспитывать наблюдательность и внимание к окружающему миру и его красоте. Оборудование: раздаточный материал (см. в ходе урока). Вечно мы, будто в первый раз, все Должны открывать: как прекрасны Восход солнца, луна, ночь, равнины и горы, Земля […]...
- Композиция художественного произведения Структура художественного произведения Композиция художественного произведения – расположение и соотнесенность компонентов в художественной форме, то есть построение произведения, обусловленное его содержанием и жанром. Основные составляющие композиции: 1. Экспозиция – часть, предваряющая действие, повествующая, как правило, о месте, времени и условиях будущего действия. 2. Завязка – часть, в которой обозначается конфликт произведения, создаются предпосылки для дальнейшего […]...
- Евангельский сюжет в описательной произведения Г. Штоня “Суд” В 2000 году выходит довольно неожиданное произведение Г. Штоня “Суд”, написанное в 1998 году. Ключ к пониманию произведения кроется в эпиграфе, взятом из “Paradiso” (ХХХІ, 108) Борхеса. Содержательное наполнение в какой-то мере объясняет и предисловие А. Димарова. Произведение не имеет религиозной окраски, частично отступает от традиционных евангельских канонов. Повесть построена по законам художественной литературы, где […]...
- Композиция и смысл художественного произведения Говорят, что от перемены мест слагаемых сумма не изменяется. Но это правило верно лишь в математике. К художественной литературе оно неприменимо: здесь перемена мест слагаемых, то есть другая композиция произведения, может очень сильно повлиять на восприятие смысла. Вообще то, как читатель понимает произведение, во многом зависит от построения текста. Ярчайший пример – “Герой нашего времени” […]...
- РЕЧЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРСОНАЖЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ Герой художественного произведения разговаривает, и особенность его речи (лексика, фразеология, построение предложений, интонации и т. п.) дают читателю живое представление о нем самом – его социальном положении, культуре, характере. Это и есть речевая характеристика. Наблюдать за речью персонажа – значит обратить внимание не только на “прямое” значение произнесенных им слов, но и на “подтекст”, т. […]...
- Анализ романа “Железный поток” А. Серафимовича – сюжет, тема, проблематика < p>Революционные события начала прошлого века не обошли стороной никого. Много трагедий принесла революция, но также было совершено множество подвигов, раскрывающих истинную мощь людского духа и стремление выжить. Роман Александра Серафимовича “Железный поток”, написанный в 1943 году и посвященный походу Таманской армии летом 1918 года через Кубань, является многогранным изображением трагедии гражданской войны. < p>Тематика […]...
- В. Скотт. Айвенго. Найдите этнографические детали, которые органически входят в сюжет произведения В. Скотт. Айвенго. Найдите этнографические детали, которые органически входят в сюжет произведения. Как вы можете объяснить, почему в историческом романе, очень ярко рисующем события XII века, есть также и специальные исторические справки от автора? Особенностью повествования в романе В. Скотта является яркое проявление его авторской позиции. Автор заявляет, что он прежде всего историк. Он основывается […]...
- Определение – что такое тема произведения При изучении школьного курса литературы мы имеем дело с тем или иным художественным произведением. Для того чтобы его понять и проанализировать, необходимо выделить и охарактеризовать его основные элементы и стороны. Прежде всего следует проанализировать идейное содержание произведения, т.е. его основной смысл, главные темы, проблемы, идеи и чувства, в нем заключенные. Темой произведения называется предмет изображения, […]...
- Что такое СЮЖЕТ СЮЖЕТ – система, последовательность событий и действий в эпическом, драматическом или лиро-эпическом произведении. Движение сюжета определяется конфликтом и происходит, как правило, через взаимодействие персонажей. Основные элементы сюжета: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. В произведении может быть одна или несколько сюжетных линий: так, в рассказе Чехова “Ионыч” сюжетная линия одна, связанная с нравственной деградацией, доктора […]...
- Сюжет, герои, проблематика произведения Л. Н. Толстого. (На примере рассказа или повести.) “Надо…чтобы не для одного меня шла моя жизнь…” Л. Н. Толстой. В романе “Война и мир” Л. Н. Толстой предстает перед нами не только как гениальный писатель. Важное место в сюжете занимает его оригинальные исторические взгляды и идеи. Писатель, который в России всегда больше, чем писатель, создает собственную философию истории: цельную систему взглядов на пути, […]...
- Сочинение на тему: ЗА ЧТО МНЕ НРАВИТСЯ ПАДЧЕРИЦА (С. Я. Маршак. “Двенадцать месяцев”) Падчерица из “Двенадцати месяцев” чем-то напоминает Золушку – такая же бедная, никому не нужная сирота. У девушки нет ни одной свободной минуты. Ей без конца приходится хлопотать по хозяйству, в то время как ее сводная сестра целыми днями бездельничает и примеряет наряды. Скромная и безропотная девушка не жалуется на судьбу, ей нравится трудиться. За добрый […]...
- Тема и сюжет повести Капитанская дочка (Пушкин А. С.) Основной темой повести является крестьянская революция. В художественных образах и картинах Пушкин показал закономерность и подлинно народный характер Пугачевского восстания, с глубокой симпатией нарисовал он образ вождя движения. Но “Капитанская дочка” – не только повесть о Пугачевском восстании. Ее содержание шире. Недаром Белинский отзывался о “Капитанской дочке” как об “Онегине в прозе”, т. е. своеобразной […]...
- Характерные черты художественного мира “Дон Кихота” М. де Сервантеса универсальный сюжет, охватывающий все богатство жизни эпохи; воспроизведение широкого фона народной испанской жизни с ее социально-исторической проблематикой и национальной спецификой; сквозное противопоставление идеала и реальной действительности; раскрытие фундаментальных противоречий жизни и сложности человеческой натуры; активное противостояние главного героя, одержимого идеей самоотверженного служения гуманистическим идеалам, реальной действительности, в которой царят далекие от идеалов законы лжи, наживы, […]...
- Анализ повести “Мои университеты” М. Горького, сюжет, тема, идея, план < p>Повесть “Мои университеты”, написанная Максимом Горьким в 1923 году, является последней частью автобиографической трилогии писателя. В данной повести отражена завершающая фаза его окончательного личностного формирования. Основной тематикой произведения является зарождение и развитие революционных настроений в обществе. Сюжет повести < p>Сюжет “Моих университетов” сконцентрирован на молодом Алеше Пешкове, который отправляется в Казань поступать в университет, […]...
- Тема сочинения: Сюжет сатиры Салтыкова-Щедрина “Современная идиллия” В 1876 г. Салтыков-Щедрин писал одному из своих корреспондентов: “Тяжело жить современному русскому человеку и даже несколько стыдно. Впрочем, стыдно еще немногим, а большинство даже людей так называемой культуры просто без стыда живет. Пробуждение стыда есть самая в настоящее время благодарная тема для литературной разработки, и я стараюсь, по возможности, трогать ее”. Этой теме писатель […]...
- Сочинение Сюжет произведения Виктора Некрасова “Маленькая печальная повесть” Начало 80-х гг. В Ленинграде живут трое неразлучных друзей: Сашка Куницын, Роман Крылов и Ашот Никогосян. Всем троим – до тридцати. Все трое – “лицедеи”. Сашка – “балерун” в Кировском театре, Роман – актер на “Ленфильме”, Ашот – поет, играет, ловко подражает Марселю Марсо. Они и разные, и одновременно очень похожи. Сашка с детства покорял […]...
- Сюжет произведения “Повесть о битве на Калке” и “Слово о погибели Русской земли” Первому столкновению русских войск с монголо-татарами – битве на реке Калке в 1223 г. посвящена летописная повесть, пространный вид которой читается в Новгородской первой летописи. Сравнивая этот вид повести с более краткими вариантами ее встречающимися в других летописях, МОЖ. НО прийти к заключению, что в пространном виде есть какие-то более поздние добавления, внесенные при включении […]...
- ТЕМА И ИДЕЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ТЕМА И ИДЕЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Идея (греч. idea – первообраз, идеал, идея) – основная мысль произведения, выражающаяся посредством всей его образной системы. Именно способ выражения принципиально отличает идею художественного произведения от научной идеи. Идея художественного произведения неотделима от его образной системы, поэтому не так легко бывает найти ей адекватное абстрактное выражение, сформулировать ее в отрыве от […]...
- В каких еще эпических произведениях русской литературы ХХ-го века представлена тема подвига и в чем заключается сходство и различие ее художественного решения с “Судьбой человека”? В каких еще эпических произведениях русской литературы ХХ-го века представлена тема подвига и в чем заключается сходство и различие ее художественного решения с “Судьбой человека”? Включите рассказ “Судьба человека” в контекст военно-исторической прозы ХХ-го века. Отметьте, что в эпопее М. А. Шолохова “Тихий Дон” представлен подлинный героизм центрального героя Григория Мелехова, Заслужившего звание Георгиевского кавалера. […]...