Композиция художественного произведения
Структура художественного произведения
Композиция художественного произведения
— расположение и соотнесенность компонентов в художественной форме, то есть построение произведения, обусловленное его содержанием и жанром. Основные составляющие композиции:
1. Экспозиция — часть, предваряющая действие, повествующая, как правило, о месте, времени и условиях будущего действия.
2. Завязка — часть, в которой обозначается конфликт произведения, создаются предпосылки для дальнейшего развития сюжета.
3. Развитие действия
4. Кульминация — наивысшая точка развития сюжета, в которой конфликт максимально обострен и требует немедленного разрешения.
5. Развязка — часть, в которой конфликт подходит к своему логическому разрешению.
6. Заключение — часть, завершающая произведение, сообщающая дополнительные сведения о героях произведения, рисующая пейзаж и т. п.
Например — «Отцы и дети» Тургенева:
Экспозиция — Николай Петрович Кирсанов и старый слуга на постоялом дворе ждут приезда Аркадия в гости к отцу. Повествование о жизни Николая
Завязка — приезд Базарова, его необычная внешность и нестандартное поведение.
Развитие действия — словесные баталии Базарова и Павла Петровича, знакомство с Ситниковым, Кукшиной, поездка к Одинцовой.
Кульминация — объяснение Базарова и Одинцовой, ее отказ.
Развязка — смерть Базарова.
Заключение — сцена сельского кладбища, родители Базарова на могиле сына, повествование о дальнейшей судьбе героев романа — Аркадия, Одинцовой, Павла Петровича Кирсанова и др.
- Структура художественного произведения ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ Структура художественного произведения Идея художественного произведения Идея художественного произведения — это обобщающая, эмоциональная, образная мысль, лежащая в основе произведения искусства. Иными словами, это то, для чего написано произведение. Сюжет художественного произведения Сюжет художественного произведения — это развитие действия, ход событий в повествовательных и драматических произведениях, иногда и в лирических. Иными словами, это то, […]...
- Форма художественного произведения І. ПОЭТИКА — учение о форме, построении разных типов литературных произведений. II. СЮЖЕТ — вся система действий и взаимодействий, последовательно совмещающихся в произведении. 1. ЭЛЕМЕНТЫ СЮЖЕТА (стадии развития действия, Композиция сюжета) ЭКСПОЗИЦИЯ — предыстория, обрисовка характеров и обстоятельств, сложившихся до начала развития основной сюжетной линии. ЗАВЯЗКА — отправная точка развития основной сюжетной линии, основного конфликта. […]...
- Композиция художественного произведения «Евгений Онегин» «Евгений Онегин», несмотря на очень своеобразный, нетрадиционный для эпического произведения конец (конец «без конца»), представляет собой «целостный, замкнутый и законченный в себе художественный организм». Художественное своеобразие романа, его новаторский характер определил сам поэт. В посвящении П. А. Плетневу Пушкин назвал роман «собраньем пестрых глав». В другом месте читаем: «И даль свободного романа я сквозь магический […]...
- Сюжет произведения Сюжет произведения 1. Развитие событий в художественном произведении. Выделяют такие основные элементы сюжета: завязка, развитие действия, кульминация, развязка. 2. Система событий в художественном произведении, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым явлениям действительности. Большие художественные произведения отличаются многосюжетностью. Элементы сюжета — экспозиция, завязка и т. д. — встречаются далеко не всегда и не […]...
- Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог, лирическое отступление Развитие действия в художественном произведении включает в себя несколько стадий: экспозицию, завязку, кульминацию, развязку, эпилог. Экспозиция (от латинского expositio — изложение, объяснение) — предыстория событий, лежащих в основе художественного произведения. Обычно в ней дается характеристика основных персонажей, их расстановка до начала действия, до завязки. Экспозиция […]...
- Краткая характеристика произведения «Ночь перед Рождеством» Гоголя Н. В События в повести описываются параллельно, в этом заключается своеобразие сюжета. Отношения между героями построены на тройном конфликте: между Вакулой и Чубом; Вакулой и Оксаной; Вакулой и чертом. В повести также развивается конфликт между Солохой и Чубом, и финал в их отношениях остается открытым. Финал сюжетных линий, где главные герои Вакула и Чуб; Вакула и черт; […]...
- Элементы сюжета, Определение Движение сюжетного действия возможно благодаря развитию конфликта. В зависимости от того, какую ступень в этом развитии проходит конфликт, различают так называемые элементы сюжета: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку и эпилог. Экспозиция знакомит нас с персонажами произведения, обстановкой, временем и обстоятельствами действия. Завязка — это возникновение или обнаружение конфликта. Развитием действия называется этап движения сюжета […]...
- Композиция и смысл художественного произведения Говорят, что от перемены мест слагаемых сумма не изменяется. Но это правило верно лишь в математике. К художественной литературе оно неприменимо: здесь перемена мест слагаемых, то есть другая композиция произведения, может очень сильно повлиять на восприятие смысла. Вообще то, как читатель понимает произведение, во многом зависит от построения текста. Ярчайший пример — «Герой нашего времени» […]...
- Сочинение-анализ эпизода художественного произведения В 9-м классе мы начинаем глубже знакомиться с теорией и отрабатывать практику написания сочинений разных типов. Среди них — анализ эпизода художественного произведения. Сочинение такого типа требует иной логики, нежели творческие работы. В сочинении-анализе эпизода нужно показать умение объяснять микротекст художественного произведения, видеть за отдельными сценами картины жизни, взаимоотношения людей, драматизм ситуаций и характеров, определять, […]...
- Что такое СЮЖЕТ СЮЖЕТ — система, последовательность событий и действий в эпическом, драматическом или лиро-эпическом произведении. Движение сюжета определяется конфликтом и происходит, как правило, через взаимодействие персонажей. Основные элементы сюжета: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. В произведении может быть одна или несколько сюжетных линий: так, в рассказе Чехова «Ионыч» сюжетная линия одна, связанная с нравственной деградацией, доктора […]...
- Тургенев, Анализ произведения Ася, План Анализ произведения По жанру это произведение можно отнести к повести. В основе его лежит красивая история любви, которая, к сожалению, завершилась разлукой. Завязка — знакомство с Гагиными. Развитие действия — взаимоотношения между молодыми людьми. Кульминация — объяснение Н. Н. с Гагиным. Развязка — объяснение с Асей. Заключение — размышления Н. Н. о прошлом и настоящем. […]...
- Краткая характеристика произведения «Обломов» Гончарова И. А Идейную направленность романа определил сам автор: «Я старался показать в «Обломове», как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в кисель… Центральная глава — «Сон Обломова». Обломов привлекает умом, добротой, правдивостью, кротостью, гуманностью, чувством справедливости, склонностью к самоанализу и самокритике, несмотря на его лень, апатию, бездеятельность. Захар — некое отражение Ильи Ильича. Обломов зависит […]...
- Краткая характеристика произведения «Капитанская дочка» Пушкина А. С По жанру «Капитанская дочка» — историческое повествование в форме семейных записок. Здесь есть черты и повести, и романа; исторические события тесно связаны с личной судьбой главного героя. Пушкин избирает в качестве повествователя именно Гринева, поскольку для автора оптимальна точка зрения лучшего представителя дворянства. Гринев духовно близок автору; события излагаются непредвзято. Образ Пугачева неоднозначен (жестокость и […]...
- Краткая характеристика произведения «Дубровский» Пушкина А. С Главный герой романа — «благородный разбойник» Владимир Дубровский — несколько романтизирован Пушкиным, но почти все остальные образы романа — от помещиков и продажных чиновников до крепостных крестьян — даны с большей реалистичностью. Завязка романа — ссора двух друзей-соседей. Кульминация — признание француза-учителя в том, что он Дубровский, что он любит Машу и ради нее прощает […]...
- Лирическое и эпическое начала в романе. Композиция романа (о романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкина) Пушкин недаром подчеркивал, что он пишет не Роман, а роман в стихах и говорил об этом: «Дьявольская разница». В обычном романе автор как равноправный герой отсутствует. Обычные романы созданы на основе эпического (повествовательного) начала, то есть внимание читателей сосредоточено на историях героев. Здесь Пушкин вводит как одного из героев самого себя и в степени, равной […]...
- Сочинение на тему: Композиционные особенности романа Тургенева «Отцы и дети» Композиционные особенности романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» Композиция — это построение, расположение и взаимосвязь частей, образов, эпизодов художественного произведения. Это важнейший структурный принцип организации произведения как художественного целого. Попробуем рассмотреть композиционные особенности романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». В центре системы персонажей романа один главный герой — Базаров. В основе композиции «Отцов и детей» […]...
- Краткая характеристика произведения «Бежин луг» Тургенева И. С Повествование ведется от первого лица. В этом автобиографическом произведении автор «равен» рассказчику. Сюжет намеренно ослаблен. Главное — изображение Бежина луга. Этот образ складывается из великолепных картин природы (пейзаж в разное время суток) и образов мальчиков. Композиция очерка сложна, многослойна. Она включает лирические пейзажные зарисовки, передающие настроение автора, портретные и речевые характеристики мальчиков и несколько вставных […]...
- Пушкин, Анализ произведения Станционный смотритель Анализ произведения Жанр произведения — рассказ в рассказе. Три главных героя — станционный смотритель Самсон Вырин, его дочь Дуня и гусар Минский. Одним из героев произведения является сам автор, выведенный в образе путешественника. Завязка действия — лирическое отступление о сословии станционных смотрителей и рассказ о знакомстве автора с Самсоном Выриным и его дочерью. Кульминация — […]...
- Анализ художественного произведения Анализ художественного произведения Примерная схема анализа литературно-художественного произведения, при анализе художественного произведения следует различать идейное содержание и художественную форму, примерный план характеристики художественного образа-персонажа, возможный план разбора лирического стихотворения, общий план ответа на вопрос о значении творчества писателя, как вести краткую запись о прочитанных книгах. При анализе художественного произведения следует различать идейное содержание и художественную […]...
- «За невлюбленными людьми любовь идет, как привиденье». Любовь в романе «Отцы и дети» В романе четыре любовных сюжета, 4 взгляда на эту проблему: любовь Павла Петровича к княгине Р., любовь Базарова к Одинцовой, любовь Аркадия к Кате и любовь Николая Петровича к Фенечке. Урок можно провести, работая в 4 группах. 1-я группа. Павел Петрович и княгиня Р. 1. Работая над лексикой VII главы, покажите, как изменился Павел Петрович […]...
- О композиции художественного произведения Композиция (от лат. составление, соединение) — это построение, расположение частей внутри единого целого, взаимозависимость этих частей, их соподчиненность. Все, что создано, построено — в материальном или духовном смысле — имеет композицию. Подобно тому, как по расположению отдельных помещений, их размерам и отделке мы можем судить о назначении здания, по композиции литературного произведения мы судим об […]...
- Анализ литературно-художественного произведения При анализе художественного произведения следует различать идейное содержание и художественную форму. А. Идейное содержание включает: 1) тематику произведения — выбранные писателем социально-исторические характеры в их взаимодействии; 2) проблематику — наиболее существенные для автора свойства и стороны уже отраженных характеров, выделенные и усиленные им в художественном изображении; 3) пафос произведения — идейно-эмоциональное отношение писателя к изображенным […]...
- Краткая характеристика произведения «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Салтыкова-Щедрина М. Е Завязка — генералы оказываются на необитаемом острове. Кульминация — встреча с мужиком, благодаря которой глупым генералам удается избежать сумасшествия, пожить на острове и вернуться домой. Развязка — возвращение в Петербург, «благодарность» мужику за услуги. Авторская идея не только в сатирическом изображении высшего, сословия, но и в развенчании рабской покорности народа: с горькой иронией писатель изображает […]...
- Сюжетно-композиционные особенности романа «Отцы и дети» И. С. Тургенева В соответствии с проблематикой и идейно-тематическим своеобразием романа организованы его сюжет и композиция. В центре его находится образ Базарова, который объединяет все художественное полотно произведения. Значимость его очевидна: из 28 глав романа он не появляется лишь в двух. Сюжет, ограниченный достаточно узкими временными рамками, развивается четко и динамично. С приездом Аркадия и его друга в […]...
- Краткая характеристика произведения «Бирюк» Тургенва И. С Это рассказ из цикла «Записки охотника». Завязка: охотника, заблудившегося в лесу, настигает гроза, ему приходится переждать непогоду в избе лесника Фомы. Кульминация: Фома поймал вора, который срубил дерево в господском лесу. Развязка: Вор просит о пощаде, и Фома отпускает его. Авторская позиция проясняется в ходе повествования через образы природы (гроза), интерьер (изба Бирюка), портрет (Бирюка […]...
- Краткая характеристика произведения «Тарас Бульба» Гоголя Н. В По жанру это историческая повесть. На фоне исторических событий, реально происходивших в XV-XVII вв., реалистически описана повседневная жизнь запорожских козаков. События более чем двух веков воссоздаются в одной повести, в судьбе одного героя. Важную роль играет фольклорная основа повести, описание пейзажей, интерьеров. Завязка — встреча Тараса Бульбы с сыновьями. Остап и Андрий приехали домой на […]...
- Краткая характеристика произведения «Бедность не порок» Островского А. Н Жанр — комедия. Завязка — бедный приказчик Митя любит дочь богатого хозяина, Любовь Гордеевну. Кульминация: Гордей Карпыч Торцов решает выдать дочь за богатого фабриканта Коршунова. Развязка-. Торцов дает согласие на брак Мити и Любови Гордеевны. Островский — создатель национально самобытного театрального стиля, опирающегося на фольклорную традицию, создатель «народной комедии». Идеалы народной нравственности А. Н. Островский […]...
- Определение Тема. Содержание художественного произведения Содержание художественного произведения Тема (от греч. thema — то, что положено в основу) — предмет художественного изображения, круг событий и явлений действительности в их «значимом» аспекте: «не то, что непосредственно изображено (сюжет) в произведении, а то, что сюжет «значит», что он выражает». Тема во многом определяет составные элементы художественного произведения — сюжет, образный строй, язык. […]...
- Краткая характеристика произведения «Заколдованное место» Гоголя Н. В «Заколдованное место» относится к поэтическому циклу повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки». Рассказ ведется от лица главного героя — Рудого Панька. В основу повести положено детское воспоминание о случае, произошедшем с дедом рассказчика. Завязка произведения — сцена, в которой дед решил «прихвастнуть перед чумаками», не усидел и принялся танцевать для них казачка. Развитие действия — […]...
- Определите тему комедии А. Грибоедова «Горе от ума» Определите тему комедии А. Грибоедова «Горе от ума». 1. Определите тему комедии А. Грибоедова «Горе от ума». 2. Определите понятие «вечные образы». Приведите примеры. 3. Из каких элементов состоит сюжет произведения? 4. Определите кульминацию комедии «Горе от ума». 5. Определите кульминацию романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». 6. Определите кульминацию комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». […]...
- Краткая характеристика произведения «Горе от ума» Грибоедова А. С Жанр произведения — комедия в четырех действиях, в стихах. Главные герои-. Павел Афанасьевич Фамусов — управляющий в казенном месте, Софья Павловна — его дочь, Алексей Степанович Молчалин — секретарь Фамусова, Александр Андреевич Чацкий. Комедия построена по законам классицизма, но сатирическое изображение общества, изображение жизни во всем ее многообразии, типизация характеров и обстоятельств — признаки реализма. […]...
- Абрамов, Анализ произведения О чем плачут лошади, План Жанр произведения — рассказ в рассказе. Воспоминания о прежней жизни лошадей вплетены в нить повествования о дружбе человека и лошади Рыжухи. Завязка произведения — рассказ об общении рассказчика и сельских лошадей. Развитие действия — рассказ Рыжухи о своей работе на дальнем пастбище и о знакомстве со старой кобылой, Краткое содержание воспоминаний старой кобылы. Кульминация — […]...
- Платонов, Анализ произведения Неизвестный цветок, План Анализ произведения Жанр произведения сказка-быль. Главных героев два — сам диковинный цветок и девочка Даша. Завязка — появление неизвестного цветка на пустыре. Развитие действия — описание роста, выживания и формирования растения. Кульминация — встреча с девочкой Дашей и ее работа по облагораживанию пустыря. Развязка — на пустыре растет потомок неизвестного цветка, ставший еще красивее, чем […]...
- Краткая характеристика произведения «Мертвые души» Гоголя Н. В Гоголь назвал «Мертвые души» поэмой, подчеркнув равноправие эпического и лирического начал. Задача эпической части — показать «хотя с одного боку всю Русь»; язык простой, разговорный. Задача лирической — показать положительный идеал; в этой части высокий стиль речи, поэтические средства. «Мертвые души» можно отнести к жанру плутовского романа: главный герой — пройдоха, подлец; он пытается обмануть […]...
- Идейно-композиционное значение истории княгини Р. в романе Ивана Тургенева «Отцы и дети» Композиция является одним из важнейших средств раскрытия основной идеи произведения. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» построен на соединении последовательного повествования и биографии главных героев. Если бы не было истории княгини Р., то не было бы параллелизма в судьбе двух главных героев: Базарова и Павла Петровича. Перед тем как поведать историю княгини Р., автор […]...
- Рассказ как эпический жанр Рассказ — одна из малых жанровых форм эпоса. Это прозаическое произведение, в основу которого положен несложный сюжет. В рассказе речь может идти о каком-нибудь случае из жизни одного-двух героев. Главным звеном сюжета считается самый напряженный момент в развитии действия — кульминация. Кульминации обычно предшествуют несколько эпизодов, в которых действие нарастает. А начинается развитие действия с […]...
- Казаков, Анализ произведения Тихое утро, План Анализ произведения Жанр произведения — психологический рассказ. Героев двое — деревенский житель Яшка и его новый знакомый, приехавший из Москвы погостить, Володя. Основа сюжета — поведение двух ребят, совершенно разных по характеру и образу мыслей, в экстремальной ситуации. Завязка — подготовка мальчиков к рыбалке, утренняя прогулка по селу. Кульминация — ситуация, когда Володя едва не […]...
- Бунин, Анализ произведения Цифры, План Анализ произведения Жанр произведения — психологический рассказ. Герои — мальчик, дядя, мама, бабушка. Завязка — мальчик упрашивает дядю показать ему цифры и доставить небольшие детские радости. Кульминация — дядя резко обрывает мальчика, вызвав его бурные слезы. Развязка — ребенок учится писать цифры. Это рассказ о взаимоотношениях ребенка и взрослого, построенный на изложении отдельных моментов ссоры. […]...
- Анализ языка художественного произведения Анализ языка художественного произведения помогает глубже проникнуть в замысел автора, выявить незаметные на первый взгляд закономерности, связанные с сюжетом, и эксплицировать новых героев, которые стали вольными или невольными участниками событий, описываемых в тексте. Очевидно, что любой персонаж, представленный в художественном произведении, призван реализовывать творческую идею — это положение в равной мере относится и к активно […]...
- Характеристика художественного мира Г. Ибсена центральное значение проблемы поисков истинного «я»; «аналитическая композиция» драм, предполагающая, что основное событие смещено в предысторию, а сюжет пьесы представляет собой анализ его последствий; при этом факт прошлого служит проявлению внутренних движущих сил личности, а развязка конфликта, как правило, приобретает форму открытого финала; концентрация действия вокруг нескольких персонажей, раскрывающих в ходе развития сюжета свои новые […]...