Анализ эпизодов художественного произведения, содержащих пейзажные зарисовки



Цель: продолжить формирование навыков работы с текстом художественного произведения; на примере феерии А. Грина показать роль пейзажа в произведении; воспитывать наблюдательность и внимание к окружающему миру и его красоте. Оборудование: раздаточный материал (см. в ходе урока). Вечно мы, будто в первый раз, все Должны открывать: как прекрасны Восход солнца, луна, ночь, равнины и горы, Земля и море… как прекрасна жизнь. Р. Кент ХОД УРОКА
I.

Проверка домашнего задания II. Постановка целей и задач урока III. Работа над темой урока 1.

“Расшифровка”

смысла эпиграфа, в том числе задание Объясните наличие контекстуальной синонимии – луна, море и т. д.

-” жизнь и почему люди должны открывать это будто впервые? 2.

Слово учителя с элементами беседы – Общаясь с окружающей природой (правда, недостаточно часто), мы не можем не восхищаться, как великолепны галька, отшлифованная беспокойным морем, и вид звездного неба с его тайнами и в то же время видимым порядком! Нельзя не залюбоваться правильными формами воронок в песке, образованных ветром. Пленяют красотой недвижные зеркальные озера и многоцветная радуга…

А интереснейший животный

мир! Знакомство с миром природы на страницах художественных произведений начинается уже с произведений фольклорных: многие загадки – о явлениях природы, не обходятся без пейзажа и сказки. Позднее к нам, читателям, приходят картины природы, созданные в разное время писателями и поэтами различных направлений.

Неисчерпаемы вариации картин природы на страницах художественной литературы; их роль, возможности, звучание – все наводит на размышления, все помогает полноценному раскрытию замысла писателя, пониманию идейного смысла произведения.

Всегда ли вы прочитываете встречающиеся в книге описания природы?.. А ведь внимание к описанию в произведении – будь то портрет или пейзаж – необходимо для правильного осмысления произведения и по-настоящему важно. Вспомним, какие функции выполняет пейзаж в художественном произведении? (Определение хронотопа – времени и места действия; характеристика настроения героя и отдельных черт его характера – это основные функции описаний природы.) 3. Практикум: сопоставление одного и того же природного явления в изображении разных авторов (“Море” В.

Жуковского и “Парус” М. Лермонтова – в форме раздаточного материала) Комментарий для учителя. Выводы, к которым по силам прийти учащимся: Жуковский воспринимает природу как нечто, автономное по отношению к человеку, достойное восторга и любования: “лазурное море”, “необъятное лоно”, “светозарная лазурь”, автор идеализирует то состояние моря, когда оно отражает “чистоту” неба: Ты льешься его светозарной лазурью, Вечерним и утренним светом горишь, Ласкаешь его облака золотые…

Лермонтовский же “Парус” менее всего радуется, когда Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой… Жуковский изображает бурю на море как беду. Парус Лермонтова находит блаженство, когда Играют волны – ветер свищет, И мачта гнется и скрипит.

Перед нами – разный подход к миру и к человеку в нем: у Жуковского – созерцательное отношение, у Лермонтова – бунтарское. И выражено это с помощью описания одного природного явления. 4. Анализ описаний природы в “Алых парусах” А.

Грина Беседа и выразительное чтение 1) Гл I “Предсказание” (от “Была весна… ” до “…равна действием глубокому сну”) – Каким настроением проникнуто данное описание?

– Какую функцию выполняет данный пейзаж? – Какие художественные средства использует автор? (Обнаженное дно, седая пена “- эпитеты; пальба огромных взлетов воды “- метафора и т. п.) Та же глава (от “Ассоль никогда не бывала… ” До “…глубоко поразила девочку”) Работа над теми же (см.

Выше) вопросами. 3) Гл. П”Грэй” (описание картины, поразившей мальчика) – С какой целью автор дает подробное описание пейзажа, изображенного на данной картине? – Как связано описание моря на живописном полотне с следующим фрагментом текста?

(От “Она [картина.- Н. И.] стала для него…” до “разносил его в щепки”) 4) Гл. Ш”Рассвет” (от “С изумлением видел он [Грэй.- Н.

И.]…” До “…среди своей ликующей пустоты”) – Что добавляет к нашему знанию о Грэе и его характере данное опи Сание природы?

5) Гл. ГУ “Накануне” (от “За Каперной простирались луга… ” До “Музыка смолкла, но Ассоль…

“) – С какой целью Грин дает этот – самый пространный в книге – пейзаж? 6) Гл. VII “Алый “Секрет”” (от “Был белый утренний час…

” До “…отправился к своему медведю”) – Зачем автор вводит в данный пейзаж образ “прилежного охотника”? Комментарий для учителя. При рассмотрении пейзажных фрагментов основой для их анализа могут стать данные вопросы (см.

1)). IV.

Подведение итогов Самостоятельная письменная мини-работа, основанная на содержании урока. Задание: закончить фразы. Описание природы в художественном произведении выполняют несколько функций:…

Например, пейзажи… из книги А. Грина “Алые паруса” дают возможность нам, читателям, лучше узнать характер Грэя, а именно: его…

Там же, где пейзаж дается в ощущениях Ассоль, главной героини произведения, например,…, мы полнее чувствуем и понимаем внутренний мир юной девушки:…

Таким образом, описания природы в феерии Грина выполняет не бутафорскую роль, а… V. Домашнее задание
Раскрыть функции пейзажа (устно) на материале книги А.

Беляева “Человек-амфибия” (2-3 примера) (к уроку № 57). Переменка ЭТЮД О ЧИТАТЕЛЕ Когда Владимир Набоков начал преподавать в США, он готовил письменные тексты лекций. Однажды он обнаружил, что забыл текст дома. Пришлось импровизировать.

Набокову пришла в голову идея предложить 10 определений читателя, из которых студенты должны были бы выбрать 4, в сумме дающих “настоящего читателя”. Определения были следующими: 1.

Читатель – это член общества книголюбов. 2. Читатель отождествляет себя с героем или героиней литературного произведения.

3. Читателю необходимо сконцентрироваться на социально-экономическом аспекте.

4. Читатель предпочитает произведения с событиями и диалогами. 5. Читатель прежде ознакомится с экранизацией, а затем уже с книгой. 6. Читатель должен быть начинающим автором. 7. У читателя должно быть развито воображение.

8. Читателю необходима память. 9. У читателя должен быть богатый лексикон. 10. Читатель не может быть чужд искусству.

По мнению самого Набокова, “хороший читатель – это тот, у которого развиты воображение, память, словарный запас и который наделен художественным чутьем”. А разве, коллеги, вам не интересно узнать, что думают ваши ученики о читателях? Результаты анкетирования непременно стоит обсудить в классе.

Возможно, их выбор поможет и вам скорректировать стратегию: о чем говорить на уроках прежде всего, с каких проблем начинать, на что обратить внимание учеников в дальнейшем. столетия: проблемы взаимоотношения народа и власти актуальны для любого времени и государства. ) 2. Работа на доске Задание классу Попытаемся воссоздать иерархию устройства государства по пьесе (вместе с учащимися учитель на доске выстраивает простейшую схему, комментирует): 3. Определение темы произведения (Обращение к доске.) С какой из данных формулировок вы не согласны? 1) В пьесе изображен некий город под властью Дракона. Случайно оказавшийся там странствующий рыцарь Ланцелот, вызвав Дракона на бой, освобождает горожан от диктаторской власти.

2) Пьеса посвящена изображению единоборства одряхлевшего правителя города (Дракона) с самозванцем (Ланцелотом), претендующим на власть. 3) Произведение повествует о странствующем рыцаре Ланцелоте, который, попав в некий город, приходит к выводу, что его жители несчастливы, и решает по-своему их судьбу, расправившись с главным, по его мнению, злом – правителем данного города (Драконом).


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ эпизодов художественного произведения, содержащих пейзажные зарисовки