Главная ⇒ 📌Тематические сочинения ⇒ О композиции художественного произведения
О композиции художественного произведения
Композиция (от лат. составление, соединение) – это построение, расположение частей внутри единого целого, взаимозависимость этих частей, их соподчиненность. Все, что создано, построено – в материальном или духовном смысле – имеет композицию. Подобно тому, как по расположению отдельных помещений, их размерам и отделке мы можем судить о назначении здания, по композиции литературного произведения мы судим об общем замысле автора.
К элементам внешней композиции произведения – его архитектонике – относятся заглавие, эпиграфы,
Элементами композиции являются пейзаж и интерьер, другие внесюжетные элементы (авторские отступления, вставные эпизоды, дневники, письма, мемуары и др.).
Проанализировать композицию конкретного произведения – значит:
1) выяснить состав частей и элементов; 2) установить последовательность их расположения; 3) найти обоснование такой организации элементов.
Последовательность элементов,
Соподчиненность, взаимозависимость частей обеспечивает художественную целостность произведения. С другой стороны, самим соотношением и расположением элементов произведения реализуется авторский замысел.
(1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...
Related posts:
- Форма художественного произведения І. ПОЭТИКА – учение о форме, построении разных типов литературных произведений. II. СЮЖЕТ – вся система действий и взаимодействий, последовательно совмещающихся в произведении. 1. ЭЛЕМЕНТЫ СЮЖЕТА (стадии развития действия, Композиция сюжета) ЭКСПОЗИЦИЯ – предыстория, обрисовка характеров и обстоятельств, сложившихся до начала развития основной сюжетной линии. ЗАВЯЗКА – отправная точка развития основной сюжетной линии, основного конфликта. […]...
- Структура художественного произведения ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ Структура художественного произведения Идея художественного произведения Идея художественного произведения – это обобщающая, эмоциональная, образная мысль, лежащая в основе произведения искусства. Иными словами, это то, для чего написано произведение. Сюжет художественного произведения Сюжет художественного произведения – это развитие действия, ход событий в повествовательных и драматических произведениях, иногда и в лирических. Иными словами, это то, […]...
- Композиция художественного произведения Структура художественного произведения Композиция художественного произведения – расположение и соотнесенность компонентов в художественной форме, то есть построение произведения, обусловленное его содержанием и жанром. Основные составляющие композиции: 1. Экспозиция – часть, предваряющая действие, повествующая, как правило, о месте, времени и условиях будущего действия. 2. Завязка – часть, в которой обозначается конфликт произведения, создаются предпосылки для дальнейшего […]...
- Особенности композиции романа Достоевского “Преступление и наказание” Особенности композиции романа Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” I. Вступление Что такое композиция. Под композицией обыкновенно понимают состав и последовательность расположения частей и элементов произведения, систему взаимодействия его образов между собой. II. Главная часть Сложность и неоднозначность (символичность) композиции романа Достоевского. Композиционные эффекты у Достоевского осуществляются на разных уровнях: на уровне сюжета, системы персонажей, системы […]...
- Определите особенности композиции “Божественной комедии” Данте и ее роль в раскрытии идейного замысла произведения “Божественная комедия” – величайшее творение итальянского поэта Данте Алигьери – вошла в историю культуры как высочайшее достижение искусства Средневековья и вместе с тем произведение, которое отобразило кризис мировоззрения этих времен и неизбежность нового гуманистического мировосприятия Возрождения. Данте назвал свое произведение “Комедия”, так в Средневековье называли написанное народным языком произведение с печальным началом и счастливым концом. […]...
- План сочинения – Своеобразие композиции романа Чернышевского “Что делать?” Своеобразие композиции романа Н.Г. Чернышевского “Что делать?” I. Вступление Композиция – состав и организация элементов и частей художественного произведения. II. Главная часть 1. Соотношение сюжетных и внесюжетных элементов в романе Чернышевского своеобразно, но и те, и другие равно важны для понимания художественной идеи писателя: а) сюжет романа – история Веры Павловны. Ключевые моменты: жизнь в […]...
- Сочинение-анализ эпизода художественного произведения В 9-м классе мы начинаем глубже знакомиться с теорией и отрабатывать практику написания сочинений разных типов. Среди них – анализ эпизода художественного произведения. Сочинение такого типа требует иной логики, нежели творческие работы. В сочинении-анализе эпизода нужно показать умение объяснять микротекст художественного произведения, видеть за отдельными сценами картины жизни, взаимоотношения людей, драматизм ситуаций и характеров, определять, […]...
- Композиция и смысл художественного произведения Говорят, что от перемены мест слагаемых сумма не изменяется. Но это правило верно лишь в математике. К художественной литературе оно неприменимо: здесь перемена мест слагаемых, то есть другая композиция произведения, может очень сильно повлиять на восприятие смысла. Вообще то, как читатель понимает произведение, во многом зависит от построения текста. Ярчайший пример – “Герой нашего времени” […]...
- Тема и сюжет художественного произведения Обычно, когда нам понравится художественное произведение – картина, фильм или сказка, – мы хотим поделиться своими впечатлениями и привлечь внимание собеседника к этому произведению. Мы начинаем рассказывать, формулировать его тему. Тема произведения раскрывается с помощью событий, характеров персонажей и т. п. Например, темой сказок “Морозко” и “Госпожа Метелица” является притеснение падчерицы мачехой. В Русской народной […]...
- Роль композиции в рассказе Л. Н. Толстого “После бала” в раскрытии его идейно-художественного содержания Роль композиции в рассказе Л. Н. Толстого “После бала” в раскрытии его идейно-художественного содержания В рассказе “После бала” Л. Н. Толстого, написанном в 90-е гг. XIX в., изображаются 1840-е гг. Писатель тем самым поставил творческую задачу восстановления прошлого, чтобы показать, что его ужасы живут и в настоящем, лишь слегка изменив свои формы. Не обходит вниманием […]...
- Анализ художественного произведения Анализ художественного произведения Примерная схема анализа литературно-художественного произведения, при анализе художественного произведения следует различать идейное содержание и художественную форму, примерный план характеристики художественного образа-персонажа, возможный план разбора лирического стихотворения, общий план ответа на вопрос о значении творчества писателя, как вести краткую запись о прочитанных книгах. При анализе художественного произведения следует различать идейное содержание и художественную […]...
- Анализ литературно-художественного произведения При анализе художественного произведения следует различать идейное содержание и художественную форму. А. Идейное содержание включает: 1) тематику произведения – выбранные писателем социально-исторические характеры в их взаимодействии; 2) проблематику – наиболее существенные для автора свойства и стороны уже отраженных характеров, выделенные и усиленные им в художественном изображении; 3) пафос произведения – идейно-эмоциональное отношение писателя к изображенным […]...
- Определение Тема. Содержание художественного произведения Содержание художественного произведения Тема (от греч. thema – то, что положено в основу) – предмет художественного изображения, круг событий и явлений действительности в их “значимом” аспекте: “не то, что непосредственно изображено (сюжет) в произведении, а то, что сюжет “значит”, что он выражает”. Тема во многом определяет составные элементы художественного произведения – сюжет, образный строй, язык. […]...
- Язык художественного произведения Различаются два вида языка художественного произведения: ПОЭЗИЯ и ПРОЗА. ПОЭЗИЯ – ритмически организованная образная речь, разделенная на соизмеримые отрезки (стихи = строки), чем отличается от прозы. Изобразительно-выразительные средства (ИВС) 1. Фонетические средства (звукопись) АЛЛИТЕРАЦИЯ – повтор одинаковых или похожих согласных звуков. АССОНАНС – повтор одинаковых или похожих гласных звуков. 2. Лексические средства СИНОНИМЫ – слова […]...
- Что такое КОМПОЗИЦИЯ КОМПОЗИЦИЯ – состав и последовательность расположения отдельных частей и элементов произведения, а также взаимосвязь между отдельными художественными образами. Так, в стихотворении Лермонтова “Как часто, пестрою толпою окружен…” основу композиции составляет противопоставление (см. Антитеза) между бездушным светом и воспоминаниями лирического героя о “дивном царстве”, в романе Толстого “Война и мир” – противоречие между ложным и истинным, […]...
- Роль композиции в рассказе Льва Толстого “После бала” в раскрытии его идейно? художественного содержания В рассказе “После бала” Л. Н. Толстого, написанном в 90 е гг. XIX в., изображаются 1840 е гг. Писатель тем самым поставил творческую задачу восстановления прошлого, чтобы показать, что его ужасы живут и в настоящем, лишь слегка изменив свои формы. Не обходит вниманием автор и проблему моральной ответственности человека за все происходящее вокруг. В раскрытии […]...
- План сочинения – Особенности композиции поэмы Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” Особенности композиции поэмы Н.А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” I. Вступление Композиция – состав, расположение и взаимосвязь частей и элементов художественного произведения. (Подробнее см. Словарик.) II. Главная часть 1. Основной сюжетный стержень поэмы – поиски “счастливого” семью крестьянами. Эта сюжетная линия как бы проходит через судьбы многих людей и завершается образом Гриши Добросклонова, который […]...
- Содержание художественного произведения 1. ТЕМА (содержание) – жизненный материал, положенный в основу произведения. ТЕМАТИКА – совокупность тем. 2. ПРОБЛЕМА – вопрос, поставленный в произведении. ПРОБЛЕМАТИКА – совокупность проблем. 3. ИДЕЯ – разрешение проблемы, ответ на поставленный вопрос, основная мысль произведения. 4. АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ – особенность авторского взгляда на изображаемый объект. 5. АВТОРСКИЙ ЗАМЫСЕЛ И ЕГО ВОПЛОЩЕНИЕ Авторский замысел […]...
- Композиция произведения Композиция произведения – построение художественного произведения, соотнесенность и взаимодействие всех его компонентов, расположение его частей в определенной последовательности. Композиция обусловлена содержанием и жанром произведения. Композиция может быть простой, линейной, когда отдельные эпизоды нанизываются, следуют один за другим и связаны с главным героем. Примером может служить композиция поэмы Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”. […]...
- Анализ языка художественного произведения Анализ языка художественного произведения помогает глубже проникнуть в замысел автора, выявить незаметные на первый взгляд закономерности, связанные с сюжетом, и эксплицировать новых героев, которые стали вольными или невольными участниками событий, описываемых в тексте. Очевидно, что любой персонаж, представленный в художественном произведении, призван реализовывать творческую идею – это положение в равной мере относится и к активно […]...
- Анализ речевой композиции Анализ речевой композиции Анализ речевой композиции предполагает интерес к принципам построенности речи. Частично он пересекается с анализом “своего” и “чужого” слова, частично – с анализом стиля, частично – с анализом художественных приемов (лексических, синтаксических, грамматических, фонетических и т. д.). Подробнее обо всем этом мы поговорим в главе “Художественная речь” . Сейчас хотелось бы обратить внимание […]...
- Как войти в мир художественного произведения? На первый взгляд, рассуждать в майском номере о том, как быстрее и вернее увлечь учеников изучаемым произведением, не очень своевременно. Но если помнить, что каникулы пролетают мгновенно и новый учебный год с его вечными методическими проблемами не за горами, меланхолия отступает. Тем более что материалы этого номера напоминают о неожиданных с точки зрения традиционной педагогики, […]...
- Своеобразие композиции в романе “Война и мир” Своеобразие композиции. Важнейшая особенность романа-эпопеи – сложная многоуровневая композиция. Каждая часть и каждый том, наконец, все произведение имеют свою кульминацию и развязку. В эпопее несколько сюжетных линий, которые тесно переплетаются. Толстой, свободно переходя от одних героев к другим, от частных судеб к историческим событиям, прибегает к чередованию крупных и общих планов, массовых сцен и портретных […]...
- РЕЧЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРСОНАЖЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ Герой художественного произведения разговаривает, и особенность его речи (лексика, фразеология, построение предложений, интонации и т. п.) дают читателю живое представление о нем самом – его социальном положении, культуре, характере. Это и есть речевая характеристика. Наблюдать за речью персонажа – значит обратить внимание не только на “прямое” значение произнесенных им слов, но и на “подтекст”, т. […]...
- Композиция художественного произведения “Евгений Онегин” “Евгений Онегин”, несмотря на очень своеобразный, нетрадиционный для эпического произведения конец (конец “без конца”), представляет собой “целостный, замкнутый и законченный в себе художественный организм”. Художественное своеобразие романа, его новаторский характер определил сам поэт. В посвящении П. А. Плетневу Пушкин назвал роман “собраньем пестрых глав”. В другом месте читаем: “И даль свободного романа я сквозь магический […]...
- Общее понятие композиции. Композиция и архитектоника Общее понятие композиции. Композиция и архитектоника Понятие “композиция” привычно любому филологу. Этот термин постоянно употребляется, часто выносится в заглавие или в подзаголовки научных статей и монографий. В то же время нельзя не отметить, что он имеет чересчур широкие допуски значения, а это порой мешает пониманию. “Композиция” оказывается термином без берегов, когда практически любой анализ, за […]...
- План сочинения: Особенности композиции романа Пушкина “Евгений Онегин” Особенности композиции романа А.С. Пушкина “Евгений Онегин” I. Вступление Композиция – состав и расположение частей произведения (подробнее см. Словарик). Сам Пушкин определял свой роман как “собранье пестрых глав”. Композиция романа имеет свободный характер, но в то же время глубоко продумана. “Энциклопедичность” романа требовала именно такого характера композиции, который позволял охватить широкий круг самых разнообразных явлений […]...
- Анализ эпизодов художественного произведения, содержащих пейзажные зарисовки Цель: продолжить формирование навыков работы с текстом художественного произведения; на примере феерии А. Грина показать роль пейзажа в произведении; воспитывать наблюдательность и внимание к окружающему миру и его красоте. Оборудование: раздаточный материал (см. в ходе урока). Вечно мы, будто в первый раз, все Должны открывать: как прекрасны Восход солнца, луна, ночь, равнины и горы, Земля […]...
- Анализ лирической композиции Анализ лирической композиции Композиция лирического произведения имеет целый ряд своих отличительных особенностей. Там сохраняет смысл большинство выделенных нами ракурсов (за исключением сюжетного анализа, который к лирическому произведению чаще всего неприменим), но вместе с тем лирическое произведение имеет и свою специфику. Во-первых, лирика часто имеет строфическое строение, то есть текст разбит на строфы, что сразу сказывается […]...
- Своеобразие композиции произведения пушкина медный всадник “Медный всадник” открывается Вступлением, которое является своеобразной увертюрой поэмы. Но эта торжественная увертюра и в смысловом, и в стилистическом отношении звучит контрапунктом к основному тексту, к печальной “петербургской повести”. Такой контрапункт, лишенный завершающего, синтезирующего, гармонизирующего аккорда, определяет всю структуру “Медного всадника” и проявляется на самых разных ее уровнях. Вступление состоит из пяти отрывков, каждый из […]...
- Сюжет произведения Сюжет произведения 1. Развитие событий в художественном произведении. Выделяют такие основные элементы сюжета: завязка, развитие действия, кульминация, развязка. 2. Система событий в художественном произведении, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым явлениям действительности. Большие художественные произведения отличаются многосюжетностью. Элементы сюжета – экспозиция, завязка и т. д. – встречаются далеко не всегда и не […]...
- Особенности художественного мира Пушкина Особенности художественного мира А.С. Пушкина Лирический мир А.С. Пушкина необычайно богат и разнообразен. “Что же было предметом его поэзии?” – спрашивал Гоголь и восторженно отвечал: “Все стало ее предметом… Немеет мысль перед бесчисленностью его предметов”. “Все волновало нежный ум”, – заметил о себе поэт. “Весь красочный, пестрый, живой человеческий мир Пушкин носил в своей душе. […]...
- Композиция Определение С понятием сюжета произведения тесно связано понятие его композиции. Композиция – это последовательность в расположении отдельных частей и элементов произведения, порядок, в котором они следуют друг за другом. Прежде всего, по-разному могут быть расположены события самого сюжета. Сюжет может излагаться в прямой хронологической последовательности (“Ионыч” А.П. Чехова); в нем могут быть отступления в прошлое (предыстория […]...
- В чем своеобразие композиции поэмы “Василий Теркин”? В чем своеобразие композиции поэмы “Василий Теркин”? Композиция поэмы Твардовского так же, как и жанр, определяется в первую очередь творческой историей книги. Членение на части, особенно в начальной стадии работы, было необходимо поэту прежде всего для рабочего плана. Сложилось так, что три части поэмы соответствовали трем основным эпизодам войны: начальный этап, переломный момент, победное наступление. […]...
- Своеобразие композиции романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” Основное внимание в романе “Герой нашего времени” Лермонтов сосредоточивает на изображении “истории души человеческой”, на раскрытии характера и внутреннего мира героя, жившего в 30-е годы XIX века. Это время отсутствия общественных идеалов, отстранения дворянской интеллигенции от общественно-политической жизни. Композиция романа определяется его замыслом и подчинена задаче наиболее полного раскрытия характера и внутреннего мира главного героя. […]...
- Особенности композиции романа “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтова Роман (бессмертное произведение) Лермонтова “Герой нашего времени” стал первым социально-психологическим и реалистическим романом в русской литературе первой половины XIX века. Автор определил цель своего произведения как “исследование души человеческой”. Структура романа своеобразна. Это цикл повестей, объединенных в Роман, с общим главным героем, а иногда и рассказчиком. Лермонтов писал и публиковал повести отдельно. Каждая из них […]...
- Характеристика художественного мира А. Н. Островского эпическая неторопливость развития действия и обстоятельность сценических характеров; подробные описания патриархально-купеческого быта; акцент на индивидуальной судьбе личности и стремлении к счастью отдельного обычного человека; при этом история жизни героя выступает мерилом оценки состояния общества; тип героя “горячего сердца”, который наделен естественным возвышенным порывом к счастью, не мыслит жизни без “воли” и отчаянно защищает свое “я” […]...
- Рассказ как эпический жанр Рассказ – одна из малых жанровых форм эпоса. Это прозаическое произведение, в основу которого положен несложный сюжет. В рассказе речь может идти о каком-нибудь случае из жизни одного-двух героев. Главным звеном сюжета считается самый напряженный момент в развитии действия – кульминация. Кульминации обычно предшествуют несколько эпизодов, в которых действие нарастает. А начинается развитие действия с […]...
- Элементарное определение художественного целого в литературном произведении Художественное произведение представляет собой сложное единство многообразных и разнородных элементов, взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом, так что ни один из них не может рассматриваться изолированно, вне этих взаимосвязей. Один и тот же материальный элемент может выполнять различные функции и иметь различные значения в разных системах отношений. Поэтому для характеристики литературного произведения наряду с историко-литературным […]...
- Особенности жанра и композиции Слова о полку Игореве Особенности жанра и композиции “Слова о полку Игореве”. “Слово о полку Игореве” – произведение, выстроенное, созданное автором по законам ритма особого, своего порядка. Он заключается в определенном чередовании безударных и ударных слогов. Поэтому повествование плавное, “складное”, как сказали бы современники автора. Жанр произведения – воинская повесть. При очень высоких поэтических достоинствах текста произведение можно было […]...