Язык художественного произведения

Различаются два вида языка художественного произведения: ПОЭЗИЯ и ПРОЗА. ПОЭЗИЯ – ритмически организованная образная речь, разделенная на соизмеримые отрезки (стихи = строки), чем отличается от прозы.
Изобразительно-выразительные средства (ИВС) 1. Фонетические средства (звукопись)
АЛЛИТЕРАЦИЯ – повтор одинаковых или похожих согласных звуков.
АССОНАНС – повтор одинаковых или похожих гласных звуков.
2. Лексические средства СИНОНИМЫ – слова одной части речи, близкие по значению, но разные по звучанию и написанию. Архаизмы,

в частности, составляют синонимическую пару с современными словами того же значения. Кроме прямых синонимов выделяются контекстные синонимы – разные слова, обозначающие одно и то же понятие в условиях данного текста.
АНТОНИМЬІ – слова одной части речи, противоположные по значению. Кроме прямых антонимов выделяются контекстные антонимы – слова, приобретающие противоположное значение в условиях данного текста.
ОМОНИМЬІ – слова одной части речи, совпадающие или близкие по звучанию, но полностью расходящиеся по значению. На основе омонимии создаются каламбуры (игра слов).
ЛЕКСИЧЕСКИЙ
ПОВТОР – повторение одних и тех же или близких по звучанию и значению слов.
ФРАЗЕОЛОГИЗМ – устойчивое словосочетание.
Лексические отклонения от норм литературного языка
УСТАРЕВШИЕ СЛОВА: 1. АРХАИЗМ – устаревшее слово или выражение, которое называет предмет или явление, существующее и сейчас, но имеющее иное обозначение. В русском языке архаизмы, как правило, являются старославянизмами.
Архаизмы как изобразительно-выразительные средства могут выполнять следующие функции: А. Воссоздают исторический колорит эпохи.
Б. Придают речи торжественность.
В. Эмоционально окрашивают речь.
Г. Создают комический эффект: 2. ИСТОРИЗМ – Слово или выражение, обозначающее понятие, явление, предмет, название не существующие в этом мире.
ПРОСТОРЕЧИЕ – слова и выражения, свойственные людям с низким культурным уровнем, плохо знакомым с литературной нормой. Просторечие, жаргонизмы, диалектизмы тесно связаны друг с другом: слова и выражения часто могут переходить из одного языкового пласта в другой (диалектизмы – в просторечие и жаргон и т. д.). Просторечие, жаргонизмы, диалектизмы могут существовать как на чисто лексическом уровне (особые слова), так и на уровне фонетики, грамматических форм, синтаксиса, стилистики.
ЖАРГОНИЗМ – слово или выражение, свойственное определенным социальным группам (сословным, профессиональным, возрастным, объединяющим по интересам). Жаргонизмы из одной социальной группы часто переходят в другие.
ДИАЛЕКТИЗМ – слово или выражение, употребляемое в определенной местности, региональный жаргон.
НЕОЛОГИЗМ – новое, не так давно вошедшее в язык слово или словосочетание. Неологизмы появляются в языке в двух случаях:
А. Возникают для обозначения новых, ранее не существовавших предметов, явлений, понятий.
Б. Вводятся писателями. Иногда эти неологизмы так и остаются в языке. Наибольшее количество неологизмов, укоренившихся в русском литературном языке, ввел Николай Михайлович Карамзин, стоявший у истоков его формирования (“благотворительность”, “будущность”, “влияние”, “влюбленность”, “вольнодумство”,”достопримечательность”, “занимательный”, “катастрофа”, “гармония”, “моральный”, “ответственность”, “первоклассный”, “подозрительность”, “утонченность”, “человечный”, “эстетический”, “эпоха›”).
ВАРВАРИЗМ (иноязычное заимствование) иностранное слово или выражение, не полностью освоенное языком и воспринимаемое как чужеродное, как знак другой, инонациональной культуры. С течением времени это слово может либо выйти из обращения, либо получить хождение в ограниченных сферах, либо стать широко употребляемым.
3. Синтаксические средства ИНВЕРСИЯ – изменение нормативного порядка слов в предложении. Приблизительная норма: обстоятельство места или времени (ковсему предложению) + определение + подлежащее + обстоятельство образа действия + сказуемое + дополнение + обстоятельство.
ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ – расчленение фразы на части или на отдельные слова.
РЯДЬІ ОДНОРОДНЬІХ ЧЛЕНОВ – повтор членов предложения, выполняющих одинаковую синтаксическую функцию и совместно относящихся к одному и тому же слову.
СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ – повтор на синтаксическом уровне, одинаковое построение рядом расположенных предложений или частей предложения.
ЦИТИРОВАНИЕ – слова, строки, отрывки из других произведений влюченые в текст.
4 Стилистические средства А. ТРОПЫ Троп – слово или словосочетание, употребляющееся в его непрямом смысле для достижения образности языка.
ЭПИТЕТ – образное определение, несущее особую эмоциональную и смысловую нагрузку. Эпитет может выражаться разными частями речи (наречием, деепричастием, существительным), но чаще всего – прилагательным.
Постоянный эпитет используется, как правило, в фольклоре или в тех произведениях художественной литературы, которые близки к фольклору, развивают его традиции.
Также эпитет может включать в себя другие тропы: метафору, олицетворение, метонимию.
СРАВНЕНИЕ – слово или словосочетание, сопоставляющее несколько предметов или явлений по принципу сходства.
Основные грамматические способы выражения сравнения
Сравнительный оборот с союзами как, точно, словно, будто, как будто и т. д. Сравнительная конструкция со словами похожий, подобный, походит, напоминает, вроде и т. д. Существительное в творительном падеже. Сравнительная степень прилагательного или наречия.
Развернутое сравнение – ряд взаимосвязанных сравнений, первое из которых вызывает последующее.
МЕТАФОРА – скрытое сравнение, основанное на переносе признаков одного явления на другое по принципу сходства. Метафору всегда можно развернуть в сравнение.
Развернутая метафора – ряд взаимосвязанных метафор, первая из которых вызывает последующие.
“Сухая” метафора – речевой оборот, который давно перестал восприниматься как метафора (ножки стола, нос корабля, хвостик петрушки, часы идут, мысли разбегаются, спор разгорелся).
МЕТОНИМИЯ – художественный образ, основанный на переносе признаков одного явления на другое по принципу смежности.
СИНЕКДОХА – разновидность метонимии, основанная на переносе признаков одного явления на другое по принципу количественного соотношения, с помощью которого целое явление обозначается через его часть, множество – через единицу, абстрактное понятие – через конкретное.
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – художественный образ, основанный на переносе свойств живых существ на неодушевленные предметы и явления. Олицетворение может включать в себя другие тропы, образуя олицетворяющий эпитет и олицетворяющую метафору, может сочетаться с метонимией (“Смеялся Кузнецкий” – Маяковский. “Хорошее отношение к лошадям”).
ПЕРИФРАЗ (ПЕРИФРАЗА) – замена названия предмета, лица, явления описанием его признаков.
АЛЛЕГОРИЯ – однозначное (в отличие от символа), легко узнаваемое иносказание, закрепленное традицией, условно изображающее отвлеченное понятие или явление через похожий конкретный образ. Чаще всего аллегория встречается в баснях, притчах, сказках (лиса – хитрость, заяц – трусость, осел – упрямство, баран – глупость).
СИМВОЛ – многозначное (в отличие от аллегории) иносказание, изображающее отвлеченное понятие или явление через похожий конкретный образ.
ГИПЕРБОЛА – чрезмерное преувеличение. Гипербола преувеличивает предметы и явления до нереальных размеров, но по смыслу она не содержит в себе фантастики (в отличие от гротеска).
ЛИТОТА – обратная гипербола, чрезмерное преуменьшение.
ИРОНИЯ – скрытая насмешка; часто выражается употреблением слов в противоположном смысле.
САРКАЗМ – злая, едкая, язвительная ирония.
ЭЗОПОВ ЯЗЫК – вынужденное иносказание, к которому писатель прибегает, чтобы не нарушить норм, существующих в обществе, – политических, цензурных, этических. В эзоповом языке часто используются другие тропы – ирония, перифраз, эвфемизм (замена неприличных или неуместных слов и выражений на более нейтральные), метафора, и т. д.
Б. Стилистические фигуры
АНАФОРА (ЕДИНОНАЧАТИЕ) – повторение отдельных слов и оборотов в начале нескольких относительно самостоятельных отрезков речи.
ЭПИФОРА – повторение отдельных слов и оборотов в конце нескольких относительно самостоятельных отрезков речи.
АНТИТЕЗА – резкое противопоставление понятий, характеров, образов.
ОКСЮМОРОН – сочетание противоположных по значению, логически несовместимых слов.
ГРАДАЦИЯ – стилистическая фигура, состоящая из ряда слов или словосочетаний, в котором каждое последующее усиливает или, наоборот, ослабляет значение предыдущего.
РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС – вопрос, не предполагающий ответ.
РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ – обращение, не предполагающее ответ.
РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ – возглас, выражающий сильные чувства.
АФОРИЗМ – оригинальная законченная мысль, изреченная в лаконичной запоминающейся форме и впоследствии неоднократно воспроизводимая другими людьми.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Язык художественного произведения