Историческая драматургия Михаила Старицкого

«Отцом украинского театра» назвал Михаила Петровича Старицкого Иван Франко, отметив его выдающуюся роль в становлении и развитии отечественной драматургии. В историю литературы он вошел как поэт, прозаик, издатель, переводчик произведений русских и западноевропейских классиков, но ярчайший его талант проявился в украинском театре, где М. Старицкий выступал и драматургом, и автором, и режиссером, и организатором театральных трупп. Его перу принадлежат пьесы, в основу которых положены острые социальные конфликты, характерные для пореформенной

: » Не судилось » (1881), «Ой не ходи, Григорию, да и на вечерницы» (1885-1887), «В тьме» (1892), «Разбитое сердце» (1891), «Участь» (1893).

Еще в начале литературного творчества и особенно в последние годы жизни внимание мастера слова предрасполагали исторические темы. Старицкий — автор многих исторических романов и повестей, а также драм «Богдан Хмельницкий» (1887-1896), «Маруся Богуславка» (1897), «Последняя ночь» (1899), в которых реалистически изображено прошлое украинского народа, его героическую борьбу против турецко-татарских завоевателей и польской шляхты.

«Богдан Хмельницкий»

— одна из лучших пьес украинской классической драматургии, она была написана на основе глубокого изучения исторических и фольклорных материалов с использованием народных пересказов, исторических песен и дум о Хмельницком. Пьеса охватывает во времени несколько лет борьбы украинского народа за свое национальное освобождение из под гнета польской шляхты и завершается символической картиной — «Переяславский совет». В ней рядом с социальными представлены выразительные личные мотивы: драма Анны, которая тайно и безнадежно влюблена в Богдана; личная драма Богуна, который так же безнадежно любит Анну; честолюбивая Елена, которая забавляется то с его сыном, то с Чаплинським.

Художественная сила драмы заключается в том, что в ней главные герои и другие персонажи — носители патриотичной идеи освободительной борьбы наделены чертами не только выдающихся, а и вместе с тем обычных реальных людей. Из всех героев пьесы меня, конечно, захватил образ Богдана Хмельницкого. При всей сложности и противоречивости фигуры гетмана как государственного деятеля, который стал во главе украинского народа в один из тягчайших периодов его героической истории, он обрисован Старицким правдиво, с любовью и искренней симпатией.

К произведениям, построенным на фольклорном материале, принадлежит и драма Старицкого «Маруся Богуславка» (1897), в которой автор срисовал ряд правдивых картин из истории украинского народа, связанных с его борьбой против турецких захватчиков. Перед нами возникают наши соотечественники, пленные турецким пашой и его подручными, что жестоко с ними вели себя. Их непокорность в неволе и воспел Старицкий в своей знаменитой пьесе.

И главное его внимание — Маруся Богуславка, которая, став женой Гирея, успокаивается на некоторое время. Но мы со временем убеждаемся, что душа ее все же принадлежит Украине, так как женщина без колебаний освобождает из рабства казаков и сама хочет возвратиться на Украину. Разрываясь между материнскими чувствами и тоской за родной землей, она умирает на руках у матери и Сахрона.

В трагической развязке произведения высказана мысль: тот, кто предаст Родину, отречется ради личного, должен погибнуть.

Драма «Оборона Бунте» (1899) изображает один из трагических моментов борьбы украинского народа против шляхетско-польских захватчиков уже после Переяславского совета. Пьеса насыщенная могущественным пафосом настоящего народного патриотизма, любви к своей отчизне, так как сам народ принимает самое активное участие в событиях: все знают, что идут на верную смерть, но никто не колеблется, так как надо помочь соединиться силам Хмельницкого и Богуна. Обращаясь к сложным и драматическим периодам истории украинского народа, показывая героев своих исторических произведений преисполненными силы и душевной красоты, Старицкий проявил веру в лучшее будущее.


Историческая драматургия Михаила Старицкого