Сочинение на тему: РУССКАЯ ДРАМАТУРГИЯ КОНЦА XX ВЕКА



РУССКАЯ ДРАМАТУРГИЯ КОНЦА XX ВЕКА.

В драматургии 1970-х годов легко было провести проблемно-тематическую классификацию. Существовали пье­сы производственные, политические, на международную тематику и т. д. Производственная пьеса рубежа 1970-80-х годов обозначила многие экономические и социальные проблемы, хотя не касалась основ системы. К середине 1980-х годов характер производственной пьесы изменил­ся.

Производственные конфликты приобретают нравст­венную наполненность, происходит сращение личной жизни человека с его трудовой деятельностью,

причем домашняя, семейная жизнь героя становится продолже­нием его производственной жизни. Это выражается даже в выборе места действия: квартира (“Наедине со всеми” А. Гельмана), дача (“Веранда в лесу” И. Дворецкого). Сфе­ры производственной, общественной, личной жизни тес­но переплетаются, герой познается на скрещении раз­ных координат.

Наметившаяся к концу 1970-х годов тенденция к постиже­нию духовной сути современника оттеснила производственные проблемы. Общественная ценность человека начинает измерять­ся не только деловыми качествами, но в первую очередь уров­нем нравственных понятий.

Это приводит к тому, что чисто “про­изводственная драма” в 1980-е годы уже не встречается.

Пьесы “Зинуля” А. Гельмана, “Серебряная свадьба” А. Мишарина при том, что их сюжетообразующей основой являются конфликты производственные, – это уже публицистический разговор о со­вести, о личной ответственности, о соотношении слова и дела.

В начале 1980-х годов появились пьесы драматургов, схожие творческие принципы которых позволили объединить их в драма­тургию “новой волны” или поствампиловскую драматургию. В пье­сах “новой волны” отразилась двойственность жизни, шел разго­вор об искажении человека как следствии социальных причин. В них герои испытывали трагедию безверия и неприкаянности, раз­рушающую тоску по тому, что сами были не в состоянии опреде­лить. Л. Петрушевская, В. Славкин, А. Галин, Л. Разумовская погружали героев в быт, в повседневность, в какие-то “комму­нальные” ссоры.

Бытовые неурядицы разъединяли людей, дела­ли ущербными их характеры. Драматургов “новой волны” объе­диняло и то, что в их пьесах никогда четко не выражалась автор­ская позиция, отсутствовал положительный идеал. Атмосфера пьес не давала надежд на перспективы. Общее в поствампиловской драматургии и отношение к театру Чехова. “Три девушки в голубом” Л. Петрушевской вызывали ассоциации с “Тремя сест­рами”, мотивы “Вишневого сада” трансформировались в пьесе

В. Арро “Смотрите, кто пришел!” и Л. Разумовской “Сад без зем­ли”, “Родненькие мои” А. Смирнова вели к “Дачникам”. Но при сюжетном сходстве пьесы “новой волны” отличались от чехов­ских отсутствием той высокодуховной атмосферы, которая под­нимала быт в драмах Чехова на уровень бытия, позволяла за внешней бессобытийностью увидеть напряженную работу души.

В начале 1980-х годов драматурги обратились к поиску ис­тинных причин жизненных драм целого поколения. Н. Семенова, А. Дударев, М. Ворфоломеев показывали разъедающую атмо­сферу лжи, лицемерия, возведенных в государственный мас­штаб. Герой конца 1980-х бездеятелен, предается рефлексии, не совершает никаких поступков.

В психологической драме по­является непривычный конфликт, в котором не один персо­наж противостоит другому, а герой противостоит жизни (“Сер­со” В. Славкина).

Стремление найти аналогии современной жизни в истории, философски осмыслить некоторые вечные проблемы вызывают развитие философской драмы. Один из талантливых ее предста­вителей – Э. Радзинский. Его пьесы – построенные на разном материале психологические драмы, в которых используется прием “игра в игре” или “пьеса в пьесе” (“Старая актриса на роль жены Достоевского”).

Так, в философской пьесе “Театр времен Неро­на и Сенеки” в самом действии разыгрывается пьеса, постав­ленная Нероном. Жизнь и игра переплетаются, создавая напря­женное поле действия.

Драматургия 1980-х годов настолько разнообразна, что свести ее к нескольким направлениям довольно трудно. Ведь только в жанре психологической драмы наряду с “новой волной” продолжали творческие поиски драматурги старшего поколения – В. Розов, А. Арбузов. Написанные в этот период пьесы “Хозяин”, “Кабан­чик” В. Розова, “Победительница”, “Виноватые” А. Арбузова выяв­ляли неожиданные грани их творчества.

Они открывали наполнен­ные настоящим драматизмом стороны жизни, где социальное и личное переплелись воедино, где сломанные судьбы молодых были наказанием за нравственные преступления отцов.

В 1990-е годы из пьес постепенно уходит “чернуха”, меньше занимает писателей бытовая сторона жизни. Снова начинают звучать вечные вопросы: жизнь и смерть, Бог и дьявол, концы и начала, естественность и искусственность. Эти проблемы на не­сколько непривычном материале ставит в пьесах “Рогатка”, “Ка­нотье”, “Уйди-уйди” Н. Коляда.

В них драматург обращается к подсознательному, тайному, к борению человеческой души и плоти.

С середины 1980-х годов в русской драматургии возрождаются традиции театра абсурда, заложенные обэриутами. К парадоксаль­ному театру обращаются А. Казанцев “Сны Евгении”, А. Демья­ненко “Я тоже хочу на бал, возьмите меня с собой”.

В конце 1980-х годов в русской драматургии реализуется эсте­тика постмодернизма. Постмодернистская драма построена на деконструкции знаков и символов культуры социалистического реализма. Сюда можно отнести пьесы В. Сорокина “В землянке”, “Пельмени”, М. Угарова “Газета “Русский инвалидъ” за 18 июля”, А. Шипенко “Сад осьминогов”.

В драматургии конца XX века идет процесс поиска новых форм и развития старых жанров в традиционной и постмодернист­ской системах.

Глоссарий:

– история это драма конец которой неизвестен эссе

– история это драма конец которой неизвестен

– эссе на тему история это драма конец которой неизвестен

– драматургия конца 20 века

– драматургия 20 века


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сочинение на тему: РУССКАЯ ДРАМАТУРГИЯ КОНЦА XX ВЕКА