Образная система повести М. Старицкого “Осада Буше”
Художественная ценность “Осады Буше” заключается не только в ее многопроблемности и композиционном совершенстве, а и в выразительно очерченных характерах. Патриотизм, самопожертвование во имя общественных идеалов, высокая духовность внедрена в образе сотниковны Арины Зависной. С первых страниц повести внимание читателя сосредоточивается на судьбе и душевном конфликте девушки как романтической героини. Автор подчеркивает высокие моральные качества Арины, проведя ее через испытание любовью, показав ее патриотичный подвиг.
Она
Интересно трактует автор через образ девушки категорию греха в христианской этике. Вспомните эпизод, в котором Арина утешает и просветляет подругу Екатерину, которая побивается за любимым мужчиной, который может погибнуть в бою: “Грех! Вот перед этой Святой Матерью грех! – показала на образ Арина. – Она отдала ради нас своего сына на мучения, на смерть, а мы будем пробиваться, что придется за веру святую и за отчизну умереть!”.
Вообще религиозность является доминантой мировоззренческой и идейно-эстетичной
Образ Христа проходит через всю повесть как истина и моральный ориентир, воплощение любви, добра и света. Он – и вдохновитель, и помощник защитников крепости, для которых на первом месте – защита веры, а уже через нее – и Руси: “…позвал вас (Господь) стать твердо до последнего дыхания за крест этот и за мать Украину”. Михаил Грушевский, анализируя исторический период Хмельнитчины, писал: “Религия – это флаг национальности в том времени…
Церковь – сие предмет особого внимания и образ украинской общественности, заодно показатель ее национальной силы и значения, живчик (т. е. пульс) ее национальной жизни”.
Понятно, почему герои повести не могут поступиться святынями, символами веры: “Не продадим нашей церкви и за нашу жизнь!” – выкрикивает один из защитников Буше. Активным защитником веры, наставником Арины и других защитников выступает батюшка Василий. Его образ, как и другие в произведении, романтически-пафосный.
Рефреном через все произведение проходит его установка о данном Богом всего и вся в мире: “- Я к вам, батюшка, – сказала она (Арина) ровным, спокойным голосом, – мой отец прислал с пригороду двух казаков для последней обороны с нами замка – очевидно, конец наш пришел!”.
Сотник Михаил Зависный и его казаки – образы идеализированы. Старицкий поэтизирует в романтическом ключе казацкую вольницу, победу, запорожскую науку для юношей, а особенно – юмор. Даже в батальных сценах реплики казаков щедро пронизаны искренним смехом.
Образ Антося Корецкого наиболее динамичный и рельефный в повести: Антось не только не соглашается с позицией нападающих, а и размышляет как бы призвать магнатов отказаться от намерений поработить Украину, как склонить к мирному сожительству два соседних народа.
Но мечты Антося оказались недосягаемыми, поэтому его гибель видится символической – как крах иллюзий относительно примирения двух народов. Антось не только выдуманное лицо, но и исторически невозможное. Такого магната не то что не было в ХVІІ столетии, не найдем его даже во всем времени исторической Польши.
Это не только потому, что на польской земле такие фигуры не родились никогда, даже родиться не могли… Антось – это изделие чистой фантазии Старицкого и наилучшее доказательство, что история для него tabula rasa.
Литературовед Владимир Полищук: “Очевидная условность образа Антося Корецкого в атмосфере ХVІІ столетия только дополнительно подчеркивает и делает более выразительным художественное “сверхзадание”, которое ставил перед собой и своими произведениями М. Старицкий. Наиболее эффективно перенести события исторической давности на свое настоящее, в том числе и на проблемы пробуждения национального сознания украинцев, межнациональных отношений, славянофильства, просвещения и т. п. Так же очевидна и романтическая подоснова художественного конструирования такого образа, которая особенно концентрированно показывается в конечной судьбе (гибели) героя”.