Творчество A. B. Вампилова в критике и литературоведении
Е. М. Гушанская: “”Утиная охота” – это прежде всего пьеса-исповедь, в основу которой положен не драматический, а лирический конфликт, не драматические столкновения, а сюжет лирического самоосознания.
То, что принято называть интригой, нервом, движущим действие и подводящим его к кульминации, в пьесе Вампилова не события, происходящие с героем, а соотношение между разворачивающимися в его мозгу воспоминаниями и их сиюминутным осознанием. В прямой развертке событий жизни Виктора Зилова есть самодостаточность и занимательность
В пьесе представлена не “драма” героя, “а способ жизни, в котором драмы случаются не от активного столкновения героя с реальностью (как это было в ранних пьесах Розова, например), а, наоборот, от нестолкновения и превращения жизни в некий обыденный ритуал, где полулюбовь, полудружба, занятие профессией… выстраиваются в один утомительный ряд” (М. Вайль). И поэтому “Утиная охота” основывается не на опорах внешнего конфликта, а на опорах образных, почти символических.
И одна из них – утиная охота.
Взятая драматургом коллизия стара как мир – она предлагает проблемы социально-нравственного бытия человека. Каждое время по-своему осмысляет ее, выдвигая на первый план свой круг нравственных задач и тип героя. В такого рода коллизии и появляется Зилов,
Нет нужды спорить, “тянет” Зилов на Гамлета, Иванова или нет, – другое время, другие песни, но перед нами драматическая коллизия, в которой тон задан героем именно этого типа – рефлектирующим героем.
Принципиальным открытием “Утиной охоты” было и другое: новая, иная, чем прежде, степень приближения к человеку. Драматургия и театр начала 60-х годов подошли к своему герою запросто, без затей и обрадовались как этой собственной простоте, искренности, так и тому, что этой простоте открылось: живая человеческая фигура была несравненно интереснее лица, втиснутого в прорезь силуэта-трафарета, а живой поступок – лучше деяния человека-должности.
В “Утиной охоте” драматургия подошла к человеку вплотную, открыла человека, так сказать, изнутри личности, она попыталась проникнуть под оболочку тела, за лобную кость, сделать процесс выбора, решения, думанья драматургичным. Драматургия 80-х годов с радостью подхватила эту нутряную мозжечковую пристальность, но пока еще не очень хорошо отдавая себе отчет, что с этой пристальностью делать. Впрочем, в своего рода растерянности перед собственным открытием оказался и Вампилов”.
Related posts:
- Творчество В. М. Шукшина в критике и литературоведении М. Г. Ваняшова: “Постоянное место действия шукшинских рассказов – открытое, незамкнутое пространство, располагающее к особой доверительности и искренности. Деревенский мир, где все распахнуто настежь, деревенская улица или изба, наполненная людьми, проселочная дорога, людный магазин, дежурка на автобазе, сельсовет, гостиница, чайная, бойлерная, больничная палата, курилка, суд – все это и сцена, и карнавальная площадь. Здесь герои […]...
- Творчество В. В. Маяковского в критике и литературоведении Б. М. Эйхенбаум: “В числе всевозможных противоречий, накопленных русской жизнью и культурой XIX века, было одно очень болезненное, дожившее до революции: противоречие “гражданской” и “чистой” поэзии, противоречие поэта-граж-данина и поэта-жреца. Знаменитая формула Некрасова: “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан” – достаточно характерна в этом смысле. Еще характернее слова Тургенева о стихах Некрасова […]...
- Творчество А. И. Солженицына в критике и литературоведении Г. Я. Бакланов: “Среди ежемесячного, ежедневного потока литературных произведений, в разной степени талантливых, отвечающих различным читательским вкусам, являются вдруг книги, знаменующие собой гораздо больше, чем даже появление нового яркого писателя. Эти книги призваны оказать влияние на то, что пишется сейчас, на то, что будет писаться после них. Они всегда появляются как бы вдруг. На самом […]...
- Творчество А. Т. Твардовского в критике и литературоведении М. В. Исаковский: “К этому времени, то есть к концу двадцать восьмого года или к началу двадцать девятого, относится одно событие, которое мне хорошо запомнилось. На собрании смоленских литераторов Твардовский читал свои новые стихи, и мы, участники собрания, обсуждали их. Среди прочитанных было стихотворение “Уборщица”. По содержанию, да и по форме стихотворение самое незамысловатое. В […]...
- Творчество М. И. Цветаевой в критике и литературоведении M. Л. Гаспаров: “Чтобы найти и утвердить собственный образ, чтобы стать непохожей на других – для этого молодая Цветаева выбрала свой собственный путь и держалась его очень последовательно. Это было превращение стихов в дневник. …Превратила дневник в поэзию только Цветаева: для того чтобы осуществить такое скрещение жанров так последовательно, нужна была творческая воля и человеческая […]...
- Творчество А. И. Куприна в критике и литературоведении К. Г. Паустовский: “Часть современных Куприну критиков, так называемых “литературных чистоплюев”, обвиняла писателя, особенно в связи с “Молохом”, в том, что он не окончил “литературную консерваторию” и допускает в своих вещах языковые и стилистические небрежности. Обвинение это объясняется тем, что Куприн стремился сказать все, что он хотел, “по свежему следу”, не откладывая работу и не […]...
- Творчество Л. Н. Андреева в критике и литературоведении МЛ. Волошин; “Успех последних произведений Леонида Андреева представляет знаменательное явление, как свидетельство о состоянии души русского общества в эпоху революционной смуты. Он указывает на точный уровень нравственных и философских запросов большой публики. Истинные произведения искусства дают душе новую полноту, даже проповедуя пессимизм и отрицание. Главные же особенности произведений Леонида Андреева в том, что они оставляют […]...
- Творчество М. Ю. Горького в критике и литературоведении К. И. Чуковский: “Прежде, мечтая о счастье людей, Горький славил анархический бунт, но теперь, после того, как он развенчал Челкаша, он верит уже не в бунтаря, но в работника. Доработается человечество – до счастья. В человечестве он видит артель строителей счастливого планетарного будущего. Горький первый из русских писателей так религиозно уверовал в труд. Только поэт-цеховой, […]...
- Творчество Б. Л. Пастернака в критике и литературоведении С. С. Аверинцев: “Поэтический мир Пастернака предстает перед нами во всем богатстве ассоциаций, которые обновляют наше понимание знакомых предметов и явлений, во всей динамичности сменяющихся картин самобытности характера художника. Читателя, знакомого с русской поэзией XIX и начала XX века и открывшего книгу ранних стихотворений и поэм Пастернака, ждут смысловые трудности, не преодолев которые он не […]...
- Творчество А. А. Ахматовой в критике и литературоведении К. И. Чуковский: “Едва только вышли ее первые книги “Вечер”, “Четки”, “Белая стая”, я сделал попытку дознаться, в чем первооснова ее лирики. И увидел, что даже тогда, в пору своего преуспеяния и громких литературных успехов, она в своей юной поэзии тяготела к темам бедности, сиротства и скитальчества. Любимыми ее эпитетами были: скудный, убогий и нищий. […]...
- Творчество А. П, Платонова в критике и литературоведении Л. Л. Авербах: “Нам нужно величайшее напряжение всех сил… суровая целеустремленность!.. А к нам приходят с пропагандой гуманизма! Как будто есть на свете что-либо более истинно человеческое, чем классовая ненависть пролетариата… Платоновская “нигилистическая” критика государства вполне гармонирует и с его “гуманизмом”, с его проходящим через весь рассказ противопоставлением города деревне – крестьянство, дескать, все производит, […]...
- Содержание пьесы “Утиная охота” Александра Вампилова В написанной в 1967-м и напечатанной в 1970 году пьесе “Утиная охота” Александр Вампилов создал галерею характеров, озадачивших зрителя и читателя, вызвавших большой общественный резонанс. Перед нами одно из бесчисленных, возникавших в то время, как грибы, учреждений, именуемых КБ, ЦБ, ЭБ и т. п., формируемых из инженеров, научных работников с самыми благими намерениями, но во […]...
- Роман “Мы” в критике и литературоведении А. К. Воронений: “Лежит у меня… роман ваш “Мы”. Очень тяжелое впечатление. По совести. Неужели только на это вдохновил Вас Октябрь и что после было да наших последних дней? Какая же это “самая шуточная и самая серьезная вещь”? Самая мрачная и мизантропическая. Рано еще по нас такими сатирами стрелять. Как-то не туда, куда нужно вы […]...
- Сочинение на тему: Зилов – Герой Вампилова После эпохи Великой Отечественной войны в изображении героя времени произошел своего рода кризис. В послевоенной действительности не находилось типа под стать Теркину, и одно время делались попытки показать в качестве героя времени того же солдата-победителя, только в обстановке мирной жизни. Попытки эти особого успеха не имели. Вообще послевоенная литература до нашего времени включительно находится в […]...
- Рассказ А. Вампилова “Утиная охота” Все началось с того, что нам предложили съездить в театр на драму Вампилова “Утиная охота”. Мы, конечно, согласились, но в связи с карантином поездка перенеслась на неделю вперед. Но вот настал тот день, и собрались возле школы, мы сели в автобус и поехали. Дорога была долгой. Когда мы приехали в театр, я долго не мог […]...
- Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе А. В. Вампилова “Утиная охота” Александр Вампилов известен в русской драматургии как автор четырех больших пьес и трех одноактных. Он трагически погиб в возрасте 35 лет. Новаторские пьесы Вампилова произвели революцию в русской драматургии и театре. Писатель создал образ героя своего времени, молодого, самоуверенного, образованного человека, переживающего крушение своих романтических надежд и идеалов. Автор осмелился в условиях жестких идеологических ограничений […]...
- Характер бытовой обстановки в пьесе А. В. Вампилова “Утиная охота” Как и во многих других пьесах Вампилова, быт в “Утиной охоте” имеет определенную смысловую и художественную значимость. Правда, на сочном, ярком и живописном фоне остальных вампиловских пьес бытовая обстановка “Утиной охоты” выглядит почти стерильной, заведомо огражденной от случайностей и неожиданностей жизни. Более того, быт в пьесе выглядит омертвевшим Он словно отделен завесой от читателя. Не […]...
- “Пьесы Вампилова еще не открыты” В 1976 году на ленинградском телевидении режиссер В. Мельников снял фильм по пьесе “Старший сын”, который был награжден премией “За лучший сценарий экранизации” на XIII Международном фестивале телефильмов в Праге. В 1979 году этот же режиссер экранизировал пьесу “Утиная охота” на киностудии “Ленфильм”. Фильм называется “Отпуск в сентябре”, исполнителем главной роли в нем стал известный […]...
- Путь в драматургию Вампилова А. В В 1962 году А. Вампилов был направлен редакцией “Советской молодежи” в Москву на Высшие литературные курсы при Литературном институте имени А. М. Горького. В том же году на творческом семинаре в Малеевке начинающий драматург представил одноактные комедии “Воронья роща” и “Сто рублей новыми деньгами”. В 1964 году Вампилов, решивший посвятить жизнь литературному творчеству, уволился из […]...
- Анализ пьессы “Утиная охота” Вампилова А. В “Утиная охота” Пьеса А. В. Вампилова “Утиная охота”, написанная в 1970 году, воплотила судьбу поколения “эпохи застоя”. Уже в ремарках подчеркивается типический характер изображаемых событий: типовая городская квартира, обыкновенная мебель, бытовой беспорядок, свидетельствующий о неустроенности в душевной жизни Виктора Зилова, главного героя произведения. Довольно молодой и физически здоровый человек (по сюжету ему около тридцати лет) […]...
- О пьесе “Прощание в июне” А. В. Вампилова Описание событий в романах и других произведениях А. Вампилова сыграло большую роль в изменении характера русской драматургии 1970-х годов. Пьесы Вампилова отличались неоднозначностью авторской оценки героев, что являлось обязательным в современной ему литературе 1960-70-х годов. Герой его был каким-то недостаточно определенным, амбивалентным. В одном произведении синтезировались разножанровые элементы (фарса, водевиля, психологической и бытовой драмы, трагикомедии […]...
- Библиография произведений Александра Вампилова Смерть нелепейшим образом вырвала Александра Вампилова из жизни. Великолепный пловец, рыболов, охотник, он в день своего рождения решил угостить друзей ухой, отправился пораньше на рыбалку. Но когда возвращался с уловом, на Байкале разыгрался шторм. Александр Вампилов “погиб 17 августа 1972 года, не справившись с крутой байкальской волной. Погиб, многого не досказав, не дописав – судьба […]...
- О творчестве А. В. Вампилова Пьесы Вампилова, обладая энергией всевременности, все-таки были рождены в 1960-е годы, несли приметы этих лет. По ним можно проследить, как менялся моральный климат в обществе, что происходило с человеком, не желавшим терять свою внутреннюю свободу. Повзрослевшие к началу 1970-х герои Вампилова уже иные. Это герои трагические. Они не сумели реализовать идеалы молодости; лицемерие, двойная мораль, […]...
- Драматургическая сага Александра Вампилова В конце 60-х годов на литературном небосклоне ярким светом вспыхнула звезда Александра Вампилова (1937- 1972). В начале следующего десятилетия его пьесы завладели всеобщим вниманием и до сих пор не оставляют никого равнодушным. Выросли они из ранних рассказов Вампилова и драматургических этюдов (“Дом окнами в поле”, “20 минут с ангелом” и др.), вобрав в себя основные […]...
- Сочинение по пьесе Вампилова А. В. “Утиная охота” Пьеса А. В. Вампилова “Утиная охота”, написанная в 1970 году, воплотила судьбу поколения “эпохи застоя”. Уже в ремарках подчеркивается типический характер изображаемых событий: типовая городская квартира, обыкновенная мебель, бытовой беспорядок, свидетельствующий о неустроенности в душевной жизни Виктора Зилова, главного героя произведения. Довольно молодой и физически здоровый человек (по сюжету ему около тридцати лет) чувствует глубокую […]...
- “Утиная охота” Вампилова в кратком изложении Действие происходит в провинциальном городе. Виктора Александровича Зилова будит телефонный звонок. С трудом просыпаясь, он берет трубку, но там молчание. Он медленно встает, трогая себя за челюсть, открывает окно, на улице идет дождь. Зилов пьет пиво и с бутылкой в руках начинает физзарядку. Снова телефонный звонок и снова молчание. Теперь Зилов звонит сам. Он разговаривает […]...
- Анализ пьессы “Прошлым летом в Чулимске” Вампилова А. В “Прошлым летом в Чулимске” Действие пьесы А. В. Вампилова “Прошлым летом в Чулимске” происходит в таежном райцентре. На глазах зрителей разворачивается серьезная драма молодой девушки Валентины, влюбленной в следователя Шаманова. Чувства Валентины ни для кого не являются секретом, только сам Шаманов сначала о них и не подозревает. Валентина в пьесе символизирует образ красоты поруганной. За […]...
- Какие черты характера главного героя пьесы А. В. Вампилова “Утиная охота” сближают его с типом “лишних людей” русской литературы? Какие черты характера главного героя пьесы А. В. Вампилова “Утиная охота” сближают его с типом “лишних людей” русской литературы? В начале развернутого рассуждения укажите, что литературный тип объединяет индивидуальный характер, обобщение и авторскую оценку, А в типе “лишнего человека” особым образом сливаются общечеловеческие, эпохальные, конкретно-исторические, нравственные и психологические черты. Этот тип представлял в русской литературе […]...
- Содержание пьесы “Прошлым летом в Чулимске” Александра Вампилова Драматург сумел рассмотреть в этом кусочке нечто общезначимое, тот провинциализм, который может сопровождать человека на всех этапах жизни в самых культурных центрах. Более того, он обнаружил драму, скрывающуюся за внешне бесспорным стандартизованным благополучием, так выражаемым героем пьесы: “В чем дело?.. Чем ты недоволен? Чего тебе еще не хватает? Молодой, здоровый, работа у тебя есть, квартира, […]...
- Творчество современных поэтов. Творчество поэта Николая Рубцова 1. Критика о творчестве Николая Рубцова. 2. Размышления поэта о месте человека в мире. 3. Значение творчества Николая Рубцова. Многие русские поэты охотно обращались к теме природы. Среди наиболее известных поэтов второй половины XX века можно назвать Николая Рубцова. Его сборники издавались достаточно регулярно, творчество Рубцова, безусловно, было и остается хорошо известным широкой аудитории. Некоторые […]...
- УРОК ПО ПЬЕСЕ А. ВАМПИЛОВА “УТИНАЯ ОХОТА” ( о финальной сцене) Обращаемся к финальной сцене. Как истолковать ее? Оставляет ли автор надежду на возрождение Зилова? “Плачет он или смеется, понять невозможно, но его тело долго содрогается так, как это бывает при сильном смехе или плаче Он поднимается, и мы видим его спокойное лицо. Плакал он или смеялся – по его лицу мы так и не поймем”. […]...
- “Прошлым летом в Чулимске” самая поэтичная из пьес Александра Вампилова Поэзия в ней вырастает почти до символа. Точная обрисованность быта органично сплавлена с высоким трагическим звучанием. Нас привлекли в пьесе ее нравственный максимализм, бескомпромиссность чувств, поистине чеховская требовательность к человеку и такая же щемящая за него боль”. Исследователи всесторонне и убедительно выявили литературно-генетические связи пьес Александра Вампилова с драматургией Гоголя, Сухово-Кобылина, Чехова. Не прошли они […]...
- Анализ пьессы “Старший сын” Вампилова А. В “Старший сын” Пьеса “Старший сын” заявлена А. В. Вампиловым по жанру как комедия. Однако комедийной в нем выглядит только первая картина, в которой два молодых человека, опоздавших на электричку, решают найти способ переночевать у кого-нибудь из жителей и приходят в квартиру Сара-фановых. Неожиданно дело приобретает серьезный оборот. Глава семейства простодушно признает в Бусыгине старшего сына, […]...
- Рецензия на пьесу А. В. Вампилова “Прощание в июне” Дар драматического писателя – из самых редких в литературном ремесле. Форма драмы ставит немало стеснительных условий. Надобны особый драматический слух, подобный музыкальному, и чутье, чтобы не просто переводить литературную речь в диалоги, но чтобы она лилась сверкающим, напористым потоком. Да еще необходимо уметь привести на сцену героя, столкнуть его с другими и вовремя увести, чтобы […]...
- Отцы и дети” в русской критике Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети” вызвал множество статей, стихотворных и прозаических пародий, эпиграмм, карикатур. Главным объектом полемики был образ центрального героя романа, Евгения Базарова. Разногласия доходили до крайних суждений. Споры продолжались долгие годы, и страстность их не ослабевала. Очевидно, проблематика романа сохраняла злободневность и для последующих поколений. В романе с исключительной остротой сказалась […]...
- Дискурс психоанализа в современном литературоведении В последнее время в украинском литературоведении усилилось внимание к новым, нетрадиционным исследовательским приемам художественного текста. В частности, психоанализ, которым в Украине после долгого замалчивания активно стали пользоваться в начале 90-х лет ХХ ст., в самом деле, дает огромные возможности для таких исследований. Психоанализ как явление сначала возникает во врачебной практике в конце ХІХ столетия. Первым, […]...
- Биография Вампилова драматургия Годы жизни: с 1937 года по 1972 год Александр Валентинович родился в поселке Кутулик, что в Иркутской области, в 1937 году 19 августа, в семье преподавателей. 37-ой год для семьи Вампиловых был страшным, ведь отец Александра был репрессирован, а потом и расстроен. Как только Александр окончил школу, он поступил в университет города Иркутска на историко-филологический […]...
- А. Вампилов “Утиная охота” Александр Вавилов родился в селе Кутупик Иркутской области в 1937 году, после окончания средней школы учился с 1955 года в Иркутском университете, студентом писал юмористические рассказы, составившие его первую книгу “Стечение обстоятельств”; пять лет после окончания университета работал в иркутской областной газете “Советская молодежь”. В 1965 году написал пьесу “Прощание в июне”. В написанной в […]...
- Борьба направлений в литературе и критике 1855-1858 годах Политическая атмосфера, возникшая в России в годы цензурного террора, казалось, устраняла всякие возможности дальнейшего развития идей Белинского. Даже имя Белинского нельзя было произносить. Некрасов – единственный из крупных представителей демократического течения 1840-х годов, остававшийся в литературе, – ценой огромных усилий вел журнал, еще напоминавший о литературной борьбе недавнего прошлого. Особенно трудным для Некрасова обстоятельством являлось […]...
- Проблемы реализма в критике последователей В. Белинского Белинский гордился тем, что его взгляды на современную реалистическую литературу начинали входить в сознание публики. Это было верным признаком того, что реалистическое направление окончательно упрочило свое положение в русской литературе. У Белинского появились ближайшие единомышленники и последователи. Вне его влияния стало уже трудно писать критические статьи. Но в этой группе были разные люди, позднее разошедшиеся […]...