И опять об инклюзии. Семинар в Симферополе

Сегодня прошел семинар по проблемам инклюзивного образования в Симферопольском учебно-реабилитационном центре (УРЦ) для детей с нарушением зрения. Монументальное здание УРЦ расположено в центре города. По слухам из достоверных источников здание предназначалось обкому партии, да-да той самой, которая ум, честь и совесть прошлой эпохи.

Но грянула перестройка, потом незалежнiсть, и здание (слава КПСС!) отдали детям.

Кроме руководителей специальных учебных заведений на семинар были приглашены и наши коллеги из массовых школ, которые волею

судеб и вышестоящего руководства, призваны стать инклюзивными.

УРЦ, являющийся правопреемником Симферопольской специальной школы для слабовидящих, учебное заведение с 50-летними традициями. Треть педагогического персонала имеет дефектологическое образование, что является очень хорошим показателем для специальных школ. 6 педагогов учатся заочно в Институте коррекционной педагогики, в том числе один — тотально слепой.

Слепой учитель в школе для слабовидящих детей — явление невероятной мотивирующей силы. Тут и история Луи Брайля — выпускника Парижской школы для слепых, впоследствии профессора

этой школы, автора рельефно-точечного тактильного шрифта, приобретает совершенно иные вполне осязаемые черты. УРЦ подключен к интернету и неплохо укомплектован компьютерной техникой (1 компьютер на 5 учеников).

В ходе практической части семинара были продемонстрированы в действии самые различные развивающие и психокоррекционные методики: арт-, ИЗО-, Сказка-, песко-, Монтесори-терапии; специально оборудованные (т. н. «сенсорные») комнаты для развития чувственного восприятия; вспомогательное оборудование и дидактические пособия для слабовидящих школьников; был сделан обзор проводимой лечебно-профилактической работы.

Другими словами, продемонстрирован комплекс компетенций, которым необходимо овладевать педагогическому персоналу инклюзивных школ в случае появления в их стенах детей с особыми образовательными потребностями (ООП).

В теоретической части семинара особо была отмечена недостаточно отработанная законодательная база инклюзивного образования, в частности, кто такой ассистент учителя, кто составляет индивидуальные учебные планы для детей с ООП и что они из себя представляют.

По отдельным репликам слушателей с мест можно было заключить, что не всех директоров школ обрадовала выпавшая им честь стать проводниками передовой западноевропейской педагогической мысли на просторах Украины. Мое им сочувствие. Ситуации, когда надо пойди туда — не знаю куда, и принеси то — не знаю что, не самая комфортная.


И опять об инклюзии. Семинар в Симферополе