Сочинение по картине Ф. Решетникова «Опять двойка!»

Федор Павлович Решетников родился в 1906 г. на Украине в селе Сурско-Литовское в семье ико­нописца. Будущий художник рано остался без ро­дителей. Начальство клуба железнодорожников на станции Гришино, где одно время работал моло­дой человек, заметило его способности к изобрази­тельному искусству и направило талантливого юношу учиться на рабфак искусств в Москве.

В 1929 — 1934 гг. Федор Решетников занимался в Высших художественно-технических мастер­ских под руководством Д. С. Моора.

Еще студентом Ф. Решетников проявил боль­шие способности

в жанре графического шаржа. Благодаря этому молодой человек вошел в число участников заполярных научных экспедиций на ледоколах «Сибиряков» и «Челюскин» в качестве художника-репортера. Зарисовки Ф. Решетнико­ва, связанные с деятельностью полярников, имели большой успех.

В 1948 г. Решетников написал портрет «вождя народов» — «Генералиссимус Советского Союза И. В. Сталин». В дальнейшем художник создал ряд полотен, которые стали рас­цениваться как образцы соцреализма в живописи: «Прибыл на каникулы», «За мир!», «Опять двой­ка!». Решетников неоднократно получал Сталин­скую

премию за свои произведения.

Однако многие искусствоведы сходятся во мне­нии, что подлинные шедевры Решетникова — это его графические работы сатирической направлен­ности. Художник придумал оригинальную форму карикатурного триптиха, воплотившуюся в его ра­боте «Тайны абстракционизма», а также описан­ную им в книге с таким же названием.

Большой интерес представляет серия шаржей на мэтров советского искусства; некоторые из этих работ были изданы в 1982 г. в виде альбома «Сати­ра и дружеские шаржи». Ф. П. Решетников умер в конце 1988 г. в Москве.

А теперь обратимся к одному из наиболее извес­тных полотен художника — картине «Опять двой­ка!», написанной Ф. Решетниковым в 1952 г. Это было время, когда страна начала оправляться от по­трясений Великой Отечественной войны. Разру­шенные предприятия в основном восстановлены, жизнь населения, так или иначе, вошла в налажен­ную колею, намечалось определенное улучшение материального положения народа по сравнению с военным лихолетьем. Художник в своей картине передает некоторые черты быта своих современни­ков. Легко предположить, что семья, изображенная на картине, имеет определенный достаток, позволя­ющий вести вполне обеспеченную по тем временам жизнь.

На переднем плане мы видим мальчика, вер­нувшегося из школы. Чуть дальше, у стола, сидит его мать. Рядом с ней — младший сын, скорее всего дошкольник, на велосипеде. Еще дальше, на фоне двери, открытой в другую комнату, четко выделяе­тся в темном ученическом платье фигура старшей сестры мальчиков.

Глядя на картину, можно пред­положить, что мать — домохозяйка. Ведь по окну в дальней комнате видно, что действие происходит днем, а женщина дома, она в домашней одежде. Вероятно, что главным и единственным кормиль­цем является отец, который в данный момент нахо­дится на работе.

О достатке семьи красноречиво свидетельствуют несколько важных деталей. Во-первых, в семье трое детей, все они выглядят ухоженными и хорошо оде­тыми. Во-вторых, у младшего мальчика есть вело­сипед, что могла позволить себе не каждая семья.

В-третьих, на полу лежит ковер — тоже достаточно престижная вещь в те времена. Кроме того, раз ре­бенок сидит на велосипеде, он, скорее всего, катал­ся на нем дома — значит, квартира достаточно про­сторна для этого. На картине мы видим лишь две комнаты, при этом художник не показал нам их пределов: мы видим лишь центр первой комнаты и небольшую часть второй.

Те детали обстановки, которые мы видим на кар­тине, дают возможность сделать вывод о стремле­нии хозяев к уюту и удобству. В дальней комнате на окне виден силуэт высокого растения, на стене ви­сит географическая карта. В первой комнате, где со­брались все действующие лица, мы видим на стене старинные часы с маятником, большой стол, накры­тый чистой белой скатертью (видимо, обеденный) на котором в данный момент старшая девочка раскла­дывает свои книги и тетради.

У стола стоит стул, другой стул, на котором сидит мать, мы не видим.

О сюжете, положенном художником в основу своего произведения, мы догадываемся по недву­смысленному названию живописного полотна, а так­же по выражениям лиц изображенных на картине людей. Мальчик в левом переднем углу — главный герой картины. Ясно, что он только что пришел до­мой — он стоит в пальто и зимней обуви. В руках мальчик держит сумку с учебниками.

Наверное, он мог бы учиться в третьем классе. Понурый вид мальчика, то, что он отворачивается от родных, без слов свидетельствует о том, что двойку получил именно он. Мать и сестра смотрят на двоечника с укоризной, младший братишка — с насмешкой. Большая собака радостно приветствует мальчика: верному псу, конечно, все равно, двоечник хозяин или отличник.

Но мальчик не обращает внимания даже на собаку, которая встала на задние лапы, а передними уперлась в грудь хозяина. Пес выра­жает свою радость от встречи с хозяином, хочет, чтобы тот приласкал его.

Чтобы подчеркнуть то осуждение и порицание, которое демонстрируют двоечнику его родные, художник разделил персонажей картины две гру­ппы. Обе эти группы, если присмотреться повни­мательнее, легко можно соединить прямыми па­раллельными линиями: мальчик — собака; младший братишка на велосипеде — мать — сес­тра на заднем плане картины. Интересен и другой прием, который использовал художник, чтобы по­дчеркнуть своего рода изоляцию двоечника: взгля­ды персонажей картины не встречаются.

Все смо­трят в одну сторону, «на зрителя». Мальчик, получивший двойку, избегает взглядов близких; их же взгляды тоже не пересекаются, потому что все они смотрят только на него. Исключением является только собака, тщетно пытающаяся привлечь вни­мание хозяина.

Пес смотрит прямо на мальчика.

Следует отметить и некоторые особенности цве­товой гаммы, использованной художником. Карти­на выдержана в контрастных цветах: сочный крас­ный (ковер, фартук матери, галстук сестры) — серо­голубой (стены, пальто мальчика, воротник руба­шки его младшего брата), белый (скатерть, рубашка младшего мальчика, окраска шерсти собаки) — че­рный (платье девочки, юбка матери, брюки мальчи­ка). При создании картины художник использовал и другие цвета, однако вышеперечисленные являю­тся основными.

Глоссарий:

— сочинение по картине опять двойка

— описание картины решетникова опять двойка

— сочинение опять двойка

— сочинение по картине решетникова мальчишки

— опять двойка сочинение


Сочинение по картине Ф. Решетникова «Опять двойка!»