Что такое символизм? (на примере творчества Блока)
Первые символисты, во главе с Жаном Мореасом, появились во Франции еще в 1886 году. В России были мало известны. Считается, что первые робкие шаги для утверждения символизма в России сделал Брюсов. Для него символизм 90-х г. — в первую очередь «поэзия намеков», для Бальмонта — «изысканность русской медлительной речи» и т. д. Все символисты были очень разные.
Но все они стремились продемонстрировать обостренную чувственность, непонятные обычному человеку переживания, неожиданные ведения. Еще одним человеком, повлиявшим на мировоззрение
Их так и называли — «соловьевцами».
Это у Соловьева впервые появляются такие термины, как «Красота», «вечная Женственность», которые очень часто встречались в разных стихах Блока. Вообще у символистов Красота — единственная сила, способная «мир спасти», она выше этики, долга, чести: А ты Елена, клятвы мира И долг нарушив, — ты чиста. Тебя прославить песнь О мира, Затем, что вся надежда мира — Дочь белой Леды — Красота (Мережковский) Красота — единственное, что противостоит
Сологуб тоскует о мире красоты. Где ты делась, несказанная Тайна жизни, красота? Хоть бы в дымке сновидения Ты порой явилась мне, Хоть бы поступью ведения В краткий час уединения Проскользнула в тишине.
Красота играет определенною роль в творчестве В. Брюсова. А я всегда, неизменно, Молюсь неземной красоте. У Бальмонта, автора «Литургии Красоты», красота — основа мира его главная «идея».
Милый брат и я и ты Мы только грезы Красоты.
Вячеслав Иванов даже назвал свой первый лирический сборник «Красота». Идеи спасающий мир Красоты господствуют и лирике, и в первых «симфония» А. Белого и утверждаются как основная тема «соловьевцев» 1900 — х год. в «Стихах о Прекрасной Даме». Еще одна важная черта «соловьевского» мировоззрения — это идея платоновского «двоемирия».
То есть существования иных миров, которые можно постичь только путем искусства, глубже проникнув в суть всех мировых явлений. «Мы не замкнуты безнадежно в этой «голубой тюрьме»… Из нее есть выход на волю, есть просветы… те мгновения сверхчувственной интуиции, которые дают иные постижения мировых явлений… Исконная задача искусства и состоит в том, чтобы запечатлеть эти мгновения прозрения, вдохновения» — писал В. Брюсов в программной статье «Ключи Тайн» (1904 г.) Искусство — «познание мира вне рассудочных форм, вне мышления…», т. е. наиболее глубокое и адекватное для символиста познание.
Важной чертой символизма, был «мифологизм» — восприятие мира, как мифа, «творимой легенды».
Примеры такого восприятия мира символизм находил, в частности, в философии В. Соловьева. Здесь мы видим постоянную борьбу так называемой «Души Мира» с материальным миром зла Хаоса. Этот миф породил множество других, например, сологубовский миф о Недотыкомке, миф о новых аргонавтах у Белого, о Дионисе, Эросе или о страннике, плывущем в поисках истины, В. Иванова, о Прекрасной Даме у Блока или о России, как Спящий Царевне и др.
Интересно то, что символисты называя явление земного мира, одновременно подразумевают и все то, что «соответствует» этому явлению в «иных мирах», а так как миры бесконечны, то и значения явления для символиста безграничны. Но при этом мир для символизма — не просто разрозненные ряды «соответствующих» друг другу явлений. И земная действительность и «миры иные» — это совершенные, живые единства, находящиеся в полной гармонии друг с другом. Что касается развития символизма в России, то в литературе используется деление символистов на «старших» («декадентов») и «младших» (мистиков — «соловьевцев»).
И все же в становлении русского символизма легко вычислить три этапа. Первый период, как известно — 1890 — е годы.
С этим этапом Блок, начавший серьезно писать в конце десятилетия («Отроческие стихи», 1897), прямо не связан. Однако в самом конце 1890-х — начала 1900-х годов он становится внимательным читателем произведений «нового искусства», а борьба символистов начала века многое определит в блоковском творчестве. Особенность первого периода истории символизма обусловлены эпохой. На него повлияли и кризис народничества, и реформы правительства и многое другое. «Декадент»1890-х годов отвергает современность: Я действительности нашей не вижу Я не знаю нашего века (Брюсов) Он отказывается от любой веры — от веры «в бога и людей»: Не сотворю себе кумира Ни на земле, ни в небесах (Сологуб) «Декадент» «Ненавидит Родину» (Брюсов) и вообще все реальное.
В стихах все больше акцента делается на собственное «Я». Я — бог таинственного мира (Сологуб) …и себя я искренно, хоть первый миг, любил. (Добролюбов)
Символизм второй волны (1900-1907) рождается вместе с общественным предреволюционным подъемом. Тенденция максимального отделения «нового искусства» от традиций современности изменяется в 1900-х годах противоположной установкой увидеть » символизм всего». Под влиянием грозовой атмосферы революции, символизм осознает себя частью национальной культуры, вписывается в нее и во многом обновляет.
Наконец, этап истории русского символизма (1908 — начало 1910-х гг.), справедливо определяется как период «кризиса символизма». Действительно, символизм уже показал себя во всех своих формах. И как «неприятие мира» в 1890-х годах, как восторг мятежа проявился в годы революции «Кризис» проявляется как творческий спад у многих «метров» символизма или их отход от «нового искусства».
С середины 1910-х годов о символизме в целом можно было говорить в прошедшем времени. Лишь при таком ограничении его можно воспринимать как яркую и оригинальную страницу русской (да и мировой) культуры.