Что такое искусство? (на примере поэзии Александра Блока)



Что такое искусство? Может оно приносить пользу или в нем нет никакой пользы? Что такое символ в искусстве?

Такие вопросы волновали людей всегда. А особенно актуальными они стали на границе XIX и XX столетий. В это время, особенно в русской культуре, был всплеск поэтической волны. На небосклоне засияли звезды Брюсова, Блока, Хлебникова, Соловьева, Гумилева, Пастернака, Ахматовой.

Большое количество разных поэтических школ, группировок, направлений была созданная именно в то время. Казалось, каждый поэт знает ответ на “вечные” вопросы, а если не знает, то хочет докопаться к сути и уверенный, что именно он сможет провозгласить истину. Александр Блок принадлежал к “младшим” символистам.

Он начинал создавать под влиянием известных русских поэтов и философов: Валерия Брюсова, Дмитрия Мережковского, Федора Сологуба.

Символисты были уверены, что истоки символизма следует искать в глубине времен, в античном мире, у Платона, так как символизм – не столько литературная вещь, сколько универсальная неисчерпаемая система миропонимания. Символисты понимали, что вечные

тайны существовали всегда и человечество едва ли сможет их разгадать когда-нибудь. Именно здесь скрыта загадка основного расположения духа символизма – трагичность.

Мир есть непознанное, неразгаданное, поэтому возникает трагическое ощущение, людей захватывают апокалипсические мысли и расположения духа. Граница XIX и XX столетий – это время, когда происходило много войн, революций, человек ощущал себя небольшим насекомым в мире исторических событий эпохального масштаба. Символисты обращали внимание на эти особенности развития человечества, они были очень чувствительны к в своему времени. В искусстве отражается ощущение кризиса, близкой смерти, как вот у Блока:

Надо мной небосвод уже низок, Черный сон тяготеет в груди. Мой конец предначертанный близок, И война, и пожар – впереди.

Анна Ахматова назвала Александра Блока “трагическим тенором пор”. Блок внутренне ощущал изменения, которые витают над миром, над его государством, над ним самым. Поэт ищет свой идеал, стремится найти смысл жизни. В своем первом сборнике “Стихи о Прекрасной Даме” (1904) Блок показывает реальный мир, который погряз во зле, но его можно спасти, если обратиться к прекрасному.

Мировая Душа не покинет людей, она всегда с ними, дает возможность оправиться, бросает спасательный канат, с помощью которого люди могут спастись – это символы гармонии и красоты.

Если люди перестанут создавать зло, убийства, увидят красоту и гармонию вокруг себя, обратятся к Вечной Душе, к Вечной Женственности – они спасут свою собственную душу и душу всего мира. Блок был убежден в этом всегда, и хотя были разные периоды в его творчестве, но главный стрежень сопровождал его до конца жизни – это Вечная Женщина, Дева, Заря.

Духовное начало должно быть в каждом человеке – только тогда возможно человеческое спасение в мировом масштабе. (Здесь Блок перекликается с Достоевским, которого глубоко уважает, так как для него, как для младшего символиста не Платон, а Достоевский является предтечей современной национальной литературы). Александр Блок – мечтатель, поэтому ему нелегко было в реальной жизни. Он идеализировал свою любимую женщину – Любовь Менделееву, и старался не замечать ее недостатков. На протяжении трех лет он ничего и никого не замечал вокруг себя – весь мир для него сосредоточился в одном оскорблении – оскорблению Прекрасной Дамы, Вечной Девы.

Блок стремится достичь высочайшего идеала. Он и революцию воспринимает идеализировано – как обновление, путь к лучшему будущему; в нем живет надежда на превращение людей в идеальных типов, которые возродят человечество для прекрасной совершенной жизни. Движение символистов возникает как протест против обмеления поэтического слова, против обедненности поэзии.

Представители символизма говорили о том, что направление это должно быть не только литературным, но и жизненным.

Т. е., поэты старались сделать своеобразный сплав жизни и творчества, “найти философский камень искусства”. Но, как сказал В. Ходасевич, “формулу не удалось открыть”. Символ – это по сути то, что можно ощутить интуитивно, это веяние легенького ветерка, который идет к нам из закрытых параллельных миров.

Кто-то это может ощутить, увидеть, описать, а кто-то – нет. Символисты были убеждены, что истина скрыта в том, чтобы жить не умом, а ощущениями, так как именно они дают подсказку на все главные вопросы. Лирический герой Блока живет в выдуманной им стране, он видит удивительные сны, светлых ангелов, он хочет верить в гармонию жизни. От Волшебной Дамы поэт постепенно переходит к Незнакомке.

Лирический герой понимает, что он сам и его идеал живуь среди грязи, среди канав, среди “пьяниц с глазами кроликов”, но все-таки идеал есть! Глухая душа, замкнутость, трагическое ощущение того, что счастье прошло – такие впечатления от лирического героя Блока. Он страдает, и страдает вместе с ним каждый, кто читает его стихи.

Думаю, что трагизм жизни лежит на дне души у каждого человека, хотя не все об этом говорят. Поэтому поэзия Блока трогает, принуждает подумать над вечным, прекрасным, трагическим. Это философские вещи.

Непростые. Но без надежды на лучше жить нельзя, и потому Блок в одном со своих стихов утверждает идею не смерти, а жизни:

“И смотрю, и вражду измеряю, Ненавидя, кляня и любя: За мученья, за гибель – я знаю – Все равно: принимаю тебя”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Что такое искусство? (на примере поэзии Александра Блока)