Что такое “урбанизм”? На примере творчества Маяковского
Творчество Владимира Маяковского одного из крупнейших русских поэтов-урбанистов, свидетельствует о том, что в теме капиталистического города выйти на путь истинной поэзии можно лишь, преодолев обе крайности. Социальный подход к явлениям, жизни, идея угнетенного капитализмом человека, связь поэта с современностью и ее прогрессивными тенденциями, бурный протест против капиталистического города, трагедия лирического героя, несущего в себе боль всех обездоленных,- все это определяет первые стихи Маяковского, которого с футуристами связывали
Формализм в раннем творчестве Маяковского следует осуждать столь же решительно, как это мы делаем по отношению к Бурлюку, Крученых, Хлебникову и др. Надо, однако, остерегаться того, чтоб характерные для Маяковского, особенно раннего, усложненные образы-метафоры не расценивались как явления формализма. Бесспорно, такие стихотворения, как “Порт”, “А вы могли бы?”-в целом характерные образцы футуристической поэзии. Однако нельзя
Здесь горько-иронически обыграно слово “труба”.
Могучий талант Маяковского уже в ранних стихах проявился в смелых ассоциациях, которые рождали совершенно неожиданные и потому запоминающиеся образы. Далеко не все здесь было удачно, но нельзя, например, пройти мимо образа из “Порта” – “Прижались лодки в люльках входов к сосцам железных матерей” ‘. И особенно: “В ушах оглохших пароходов горели серьги якорей”. Подобные образы говорят о стремлении лучших из футуристов увидеть человеческое в каждом явлении жизни.
Идеей человека пронизано все творчество Маяковского, и в этом отношении он уже до Октября выступил как великий поэт-гуманист. Отличаясь предельно острым восприятием действительности, Маяковский с огромной болью писал о страданиях людей в капиталистическом мире, где даже памятник Петру чувствовал себя “закованным в собственном городе”. Отсутствие в людях человеческих чувств, засилие сытых и жирных, власть денег и вещей над человеком – все это было причиной трагедии поэта, столь глубоко раскрытой в лирике и поэтическом эпосе дооктябрьского периода.
Драматическая поэма “Владимир-Маяковский”, поэмы “Облако в штанах”, “Флейта-позвоночник”, “Человек” и разоблачающая империалистическую бойню ” Война и мир ” могут рассматриваться как единое произведение, не только раскрывающее трагедию поэта, но и намечающее пути ее преодоления, хотя еще в общих формах.
Футуризм, как и остальные модернистские школы, был явлением неоднородным. В нем замечалась весьма ощутительная тенденция преодоления формализма, исходящая от наиболее талантливых и социально чутких поэтов и прежде всего – Маяковского. Ничего не осталось от поэзии Д. Бурлюка, А. Крученых запомнился лишь своим “дырбулщылом”. С трудом преодолевавший увлечение звуковым экспериментаторством В. Каменский создал интересные образцы поэтического эпоса – поэмы “Степан Разин” (1914-928), “Емельян Пугачев ” (1913), “Юность Маяковского” (1913) и др., а также роман в стихах “Могущество” (1939) – о летчиках.
Связь Б. Пастернака с футуризмом была лишь формальной, хотя бы потому, что он, с его высокой образованностью и чувством подлинной культуры языка,, не мог дойти до того издевательства над словом, до которого доходили ретивые экспериментаторы типа А. Крученых. Н. Асеев вошел в сознание читателей как автор ярких произведений о гражданской войне и вдохновенный лирик, Д. Петровский запомнился произведением вовсе далеким от футуризма – “Повестью о полках Богунском и Таращанском”.
На путь гражданской, революционной поэзии, пусть не всегда уверенно и последовательно, становился один из наиболее талантливых представителей футуризма, несомненный учитель Маяковского – В. Хлебников. Он, правда, не успел (умер в 1922 г.) преодолеть анархические и утопические представления о будущем (поэма “Ладомир”, 1920) в то время, когда оно уже создавалось, на его глазах. Однако такие поэмы Хлебникова, как “Ночь перед Советами”, “Настоящее” (1912),- свидетельство того, что его поэзия приобретала все более отчетливое реалистическое звучание, хотя в описании революции в них на первый план и выдвигалось стихийное начало.