Каковы связи творчества Блока с изобразительным искусством, музыкой и театром?
Ранняя лирика Блока была тесно и многообразно связана с живописью М.В. Нестерова (а отчасти – В.М. Васнецова), для него М.А. Врубель был “вестником древних трагедий… с печатью безумия и рока на лице”, а сине-лиловые тона полотен Врубеля, его Демон, его Царевна-Лебедь были для Блока во второй половине 1900-х гг. точнейшими, глубочайшим символами времени.
Еще в эпоху “Стихов о Прекрасной Даме” современники заговорили о влиянии на Блока живописи раннего Ренессанса. “Уже в ранних его стихах было много от итальянских прерафаэлитов:
Цыганский романс, русский романс XIX в., “городской фольклор” начала XX в. составляют звуковой “фон” его лирики.
“Демон” А.Н. Рубинштейна и “Хованщина” М.П. Мусоргского,
Чайковского и “Князь Игорь” А.П. Бородина, концерты М.А. Олениной-д’Альгейм, камерной певицы начала XX в., высоко оцененные русскими младосимволистами, пластика Айседоры Дункан – все эти разнородные музыкальные впечатления вошли в стихи, поэмы, статьи, дневниковые записи, письма Блока.
Увлечение музыкой и эстетикой Рихарда Вагнера сопровождало Блока с начала 1900-х гг. до конца жизни. Образы вагнеровских опер возникают в лирике 1904 г., становятся чрезвычайно важными для символики разделов “Ямбы” (1907-1914) и “Возмездие” (1908-1913), поэмы “Возмездие” (1910-1921), многочисленных статей; последние по времени реминисценции эстетических трактатов Вагнера отмечены исследователями в речи “О назначении поэта” (1921).
Самое значимое “вагнеровское впечатление” Блока – тетралогия “Кольцо Нибелунгов”, но и “Тристан и Изольда”, и “Тангейзер”, и “Парцифаль”, и “Лоэнгрин” вошли в чрезвычайно плотный, многоликий и многозначный “культурный слой” его поэзии. “Парцифалем” назвал в воспоминаниях молодого Блока Андрей Белый; но в лирике “третьего тома”, в ряде статей конца 1900-х – начала 1910-х гг. – Блок, скорее, сближает своего лирического героя с вагнеровским Зигфридом.
С эстетическими трактатами Вагнера, внимательно изученными Блоком, связаны важнейшие символы творческой философии русского поэта – символы “мирового оркестра”, “человека-Артиста”, “духа музыки”. “Музыка творит мир. Она есть духовное тело мира, мысль (текучая) мира”, – записывает Блок в июне 1909 г. “Вначале была музыка. Музыка есть сущность мира…
Культура есть музыкальный ритм”,- записывает он в 1919 г. “Дух музыкальной спаянности, цельности” живет в самых прекрасных и значимых для человечества эпохах мировой истории – и это, по Блоку, объединяет европейский Ренессанс в русскую революцию, два явления одной многовековой мистерии – Пути Человечества.
Новая мощная волна музыкальных впечатлений была связана для Блока в 1913-1914 гг. с увлечением оперой Ж. Бизе “Кармен” в постановке театра Музыкальной драмы, с обаянием голоса, игры, личности Любови Александровны Дельмас – исполнительницы заглавной партии. Наконец, в “январской трилогии” 1918 г. (“Двенадцать” – “Скифы” – “Интеллигенция и революция”) – “дух музыки” и “шум времени” слились в единое целое: мелодика поэмы теснейшим образом связана с мелодикой русского городского фольклора начала XX в. Отдельной темой могло бы стать “мелодическое строение” лирики Блока. В поэме “Двенадцать” можно найти черты сюитного построения, в “Снежной Маске” – сонатно-симфонический цикл. Известный композитор Б.В.
Асафьев посвятил этой особенности творчества поэта эссе “Виденье мира в духе музыки”, в котором, в частности, утверждал: “Надо не читать только стихи Блока, а слушать внутренним слухом, как слышат музыканты, читая партитуру”.
Столь же важны для творчества Блока были его театральные впечатления: К.С – Станиславский при знакомстве с поэтом узнал в нем студента, неистовей всех аплодировавшего актерам Московского Художественного театра во время первых петербургских гастролей. “Материалы к декламации”, собранные 17-18-летним Блоком и сохранившиеся в его архиве, свидетельствуют о том, что все, что юноша, мысливший себя в будущем “артистом Императорских театров”, готовил для сценического прочтения, претворилось в его стихах. Об огромном значении для него самого и “нового искусства” вообще театра В.Ф. Комиссаржевской и ее актерской игры Блок писал в 1910 г. после смерти актрисы; мощный и творчески плодотворный интерес Блока к драматургии Мориса Метерлинка и Генрика Ибсена также тесно сопряжен с “театральными впечатлениями” поэта.
В “Автобиографии” (1915) Блок укажет: “Главными темами моих статей… были и остались темы об “интеллигенции и народе”, о театре и о русском символизме”.