Символизм и реализм
Оба этих литературоведческих термина имеют совершенно определенное содержание, но творчество каждого крупного художника обогащает это содержание и открывает в нем новые грани.
Творческому методу Достоевского, который он сам называл “реализмом в высшем смысле”, исследователи впоследствии давали самые разные определения, в том числе “символический реализм” или “реалистический символизм”. Между этими двумя определениями, конечно, есть разница, но сейчас я не буду на этом останавливаться; меня интересует – можно ли
Однако же попытаться, хотя бы в общем, уточнить, насколько понятие “символизм” применимо к творчеству Достоевского, представляется мне необходимым.
Начну не с Вячеслава Иванова, наиболее полно разработавшего концепцию “символического реализма” применительно к Достоевскому в своих работах “Экскурс: основной миф в романе “Бесы”” и “Достоевский: трагедия
Related posts:
- Реализм и символизм Ч. Диккенса Своеобразие реализма Диккенса, например, в сравнении с реализмом Флобера, и заключается в попытке соединения этического и эстетического идеалов писателя в некое органическое целое. Это стремление писателя обусловлено, в первую очередь, своеобразием становления и развития реализма в Англии. Если во французской литературе реализм оформился в самостоятельное направление после эпохи романтизма, то в английской литературе романтизм и […]...
- Что такое СИМВОЛИЗМ СИМВОЛИЗМ – течение в декадентстве в конце XIX – начале XX веков. Символисты стремились найти в повседневности “отзвуки иных миров” и выразить их в символе, их произведения были устремлены к идеальному, подчас мистическому. Русский символизм был окрашен в трагические тона, поскольку поиски гармонии между человеком и миром не давали результатов, а “страшный мир” российской действительности грозил […]...
- Фантастический реализм Достоевского (писатель о своем творчестве) В свое время Достоевскому довелось услышать немало упреков в свой адрес: почему он изображает жизнь в столь резких столкновениях, конфликтах, даже катастрофах, не слишком ли он жесток в своем восприятии действительности, не много ли в его романах элементов случайности и т. д. В конечном счете вопрос ставился так: можно ли назвать Достоевского реалистом, т. е. […]...
- Сочинение на тему: Символизм в двадцатом веке Символизм был самым значительным явлением в поэзии “серебряного века”. Возникнув в 1890-е годы как протест против позитивизма и “бескрылого реализма”, символизм был эстетической попыткой уйти от противоречий реальной действительности в область вечных идей, создать надреальный мир. Теоретические основы символизма дал Д. С. Мережковский в лекции 1892 года “О причинах упадка и новых течениях современной русской […]...
- Реализм Достоевского Реализм Достоевского наиболее четко подчеркивает проблемы общества, а его нестандартные решения вызывают кучу критики и споров. Сам он моделировал Раскольникова как типичный образ. Мы могли бы идти другим путем, полярного толкования образа Раскольникова – так, как интерпретировал Раскольникова бунинский герой. Тот воспринимал его просто как иллюстрацию мысли писателя (причем ложной), что преступления без наказания вообще […]...
- Литературный процесс: ренессансный реализм Глава 1. Характеристика европейской литературы XVII века 1.2. Литературный процесс: ренессансный реализм XVII век продолжает претворять ренессансные традиции в литературе в условиях изменяющейся исторической картины мира. Ренессансный реализм не сформировался в самостоятельное направление в XVII в., но оказал существенное влияние на художественное мировоззрение писателей барокко и классицизма. В отличие от гуманизма эпохи Возрождения ренессансный реализм […]...
- Символизм, Импрессионизм и экспрессионизм как литературные явления Символизм, или декаденство – направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х гг.; сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощренных чувств и видений. Философско-эстетические принципы символизма восходят к сочинениям А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, Ф. Ницше, творчеству Р. Вагнера. Символизм возник как реакция на господство в гуманитарной сфере норм […]...
- Натурализм и реализм В эти же годы меняется и представление о цели творчества. Значит, неизбежно меняются и художественные средства, характер изображения. В прозе Бальзака год от года все меньше оставалось места условности, символике, фантастике, все больше становилось жизнеподобия, точных деталей быта, социальной достоверности. Французские писатели следующего поколения, и прежде всего Эмиль Золя, назовут такой литературный метод, основанный на […]...
- Символы и символизм Словом “Симболон” (то есть “знак признания”) в Древней Греции называли разломанную пополам палочку. Когда люди, связанные определенными отношениями или соглашением, надолго разъезжались, то ломали палочку пополам; каждый брал себе одну половину, а когда через много лет они сами, измененные внешне до неузнаваемости, или же их наследники, встречались для установления личности, то составляли обе половинки разломанной […]...
- Символизм Символизм – направление в литературе и искусстве конца XIX – начала ХХ в. Возникло во Франции и быстро распространилось в других странах – Англии, Германии, Австрии, Бельгии, Норвегии, России, Украине. Символическое художественное мышление предполагает восприятие объектов материального мира как “знаков” вечных идей. К числу ведущих художественных принципов символизма принадлежит установление “соответствий” и аналогий между различными […]...
- Что такое РЕАЛИЗМ РЕАЛИЗМ – творческий метод и литературное направление в русской и зарубежной литературе XIX-XX веков. Основной особенностью реализма является социальный анализ, художественное осмысление взаимодействий между личностью и обществом, стремление художественно освоить закономерности общественного развития. Поэтому для реализма особенно характерно изображение типических характеров и типических обстоятельств (см. Тип, Типическое). К реализму принадлежали самые разные писатели, поэтому художественное […]...
- Французский символизм – первое направление модернизма Модернизм (от слова модерн – новый, современный) – это совокупность новых антиреалистических направлений в мировом искусстве конца 19 – первой половины 20 века. Какие направления входили в модернизм? Французский символизм, русский символизм, английский эстетизм, русский акмеизм, футуризм и т. д. Ярко проявился модернизм в живописи, музыке. Вообще рубеж веков иногда называют эпохой “Модерн”. В этом […]...
- Русские символисты и символизм Символизм – первое по времени появления и наиболее крупное из модернистских течений поэзии “серебряного века”, возникшее в России в 90-е годы XIX века. Русские символисты традиционно делятся в зависимости от времени возникновения и мировоззренческих позиций на две большие группы: “старшие” символисты, заявившие о себе в 90-е годы, и “младосимволисты” , которые пришли в литературу в […]...
- Создание и анализ течения “Символизм” в поэзии Символизм – первое и самое значительное из модернистских течений в России. По времени формирования и по особенностям мировоззренческой позиции в русском символизме принято выделять два основных этапа. Поэтов, дебютировавших в 1890-е гг., называют “старшими символистами” (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, Ф. К. Сологуб и др.). В 1900-е гг. […]...
- Феномен “другой прозы”. Аналитическая проза, фантастический реализм, мифологический реализм Авторы андеграунда (или “подполья”) требования к себе устанавливали сами. В выборе тем и поисках новой эстетики им не приходилось подстраиваться под требования редакторов. Писателей “роднит” одно очень существенное обстоятельство. Они остро полемичны по отношению к советской действительности и ко всем без исключения рекомендациям социалистического реализма насчет того, как эту действительность изображать, в первую же очередь […]...
- Символизм в творчестве Бодлера Основы символизма заключены в романтической приверженности высшему принципу и идеальному миру. Возник символизм из-за кризиса, поразившего Европу во второй половине девятнадцатого века. Все ожидали “конца света” и “заката Европы”, ожидание гибели цивилизации способствовало обострению метафизических настроений, заставляя дух торжествовать над материей. В результате переоценки ценностей недавнего прошлого возник бунт против узкого материализма и натурализма. Символизм […]...
- Символизм в литературе “серебряного века” (конец XIX – начало XX века) Символизм был самым значительным явлением в поэзии “серебряного века”. Возникнув в 1890-е годы как протест против позитивизма и “бескрылого реализма”, символизм был эстетической попыткой уйти от противоречий реальной действительности в область вечных идей, создать надреальный мир. Теоретические основы символизма дал Д. С. Мережковский в лекции 1892 года “О причинах упадка и новых течениях современной русской […]...
- Что такое символизм? (на примере творчества Блока) Первые символисты, во главе с Жаном Мореасом, появились во Франции еще в 1886 году. В России были мало известны. Считается, что первые робкие шаги для утверждения символизма в России сделал Брюсов. Для него символизм 90-х г. – в первую очередь “поэзия намеков”, для Бальмонта – “изысканность русской медлительной речи” и т. д. Все символисты были […]...
- Символизм в творчестве и поэзии (Блок Александр) Творчество Александра Александровича Блока (1880-1921) явилось соединительным звеном между русской классической поэзией XIX века и новой, советской поэзией. Судьба поэта была во многом необычной и поучительной: принадлежа к дворянской интеллигенции” он осознал историческую обреченность буржуазного строя, перешел на сторону народа, приветствовал Великую Октябрьскую социалистическую революцию. Начало поэтического пути Блока было связано с символизмом – одним […]...
- Реализм – литературно-художественное направление Реализм – литературно-художественное направление, которое окончательно сформировалось приблизительно в середине ХIХ ст. и разработал принципы аналитического осмысления действительности и жизненно достоверного ее изображения в художественном произведении. Реализм раскрывал сущность жизненных явлений через изображение героев, ситуаций и обстоятельств, “взятых из самой действительности”. Писатели этого направления исследовали внешние (конкретные социально-исторические) и внутренние (психологические) факторы описываемых ими событий, […]...
- Социалистический реализм Социалистический Реализм – направление, считавшееся в советское время вершинным достижением “передового” литературного развития и, соответственно, образовавшее магистральное русло литературы СССР. В советском пространстве господствовал с 1930-х до 1980-х гг. Официальное советское литературоведение усматривало в нем “эстетическое выражение социалистически осознанной концепции мира и человека, которую определила эпоха борьбы за основание и строительство социалистического общества”. Эстетический канон […]...
- Реализм романа “Капитанская дочка” Родовым признаком реализма является его способность правдиво воспроизводить типические характеры в типических обстоятельствах. Реализм впервые в истории искусства стал объяснять человека условиями его жизни. К началу XIX века само понятие – “обстоятельств” – приобрело новое, конкретное и определенное, содержание. Оттого объяснять человека – значило показывать обусловленность характера обстоятельствами социального, национального и исторического бытия. Историзм и […]...
- РЕАЛИЗМ И РЕАЛЬНОСТЬ РЕАЛИЗМ И РЕАЛЬНОСТЬ В преподавательской среде широко известен ответ ученика на вопрос о реализме: “реализм правдиво изображает реальность”. Простодушному ученику невдомек, что, пользуясь таким вот нехитрым критерием, мы и фон- визиновского “Недоросля”, и державинскую “Фелицу”, и карамзинскую “Бедную Лизу”, и уж тем более “Путешествие из Петербурга в Москву” неистового Радищева отнесем к реализму – потому […]...
- Символизм: Бодлер и Верлен В 1880-е годы на страницах французских газет развернулась полемика: в поэзии ясно обозначилось новое направление – как называть его? “Декаденты” – этим словом клеймили тогдашних поэтов. Возражать взялся один из них – Жан Мореас (1856-1910): “…Название, предложенное нами, – СИМВОЛИЗМ, – единственно подходящее для новой школы, только оно передает без искажений творческий дух современного искусства”. […]...
- “Новый реализм” Параллельно с подобными устремлениями в прозе Вальтер Хеллерер, один из идеологов “литературной революции” в 50-х годах, предложил под лозунгом “перемен” понятие “нового реализма” для поэзии. Выступая против ее застоя, ее привязанности к определенному набору поэтических средств, он требовал редуцированного языка “конкретной поэзии”, “нового приближения к осязаемому, обоняемому, видимому”. Он ввел в поэзию понятие “повседневность и […]...
- Реализм О. де Бальзака Становление французского реализма, начиная с творчества Стендаля, происходило параллельно с дальнейшим развитием во Франции романтизма. Показательно, что первыми, кто выступил с поддержкой и в основном позитивно оценил реалистические поиски Стендаля и Бальзака, были Виктор Гюго (1802-1885) и Жорж Санд (1804-1876) – яркие представители французского романтизма эпохи Реставрации и революции 1830 г. В целом же следует […]...
- Русский символизм как эстетическое и мистическое движение Главное различие между французскими и русскими символистами в том, что для французов символизм был всего лишь новой формой поэтического выражения, а русские сделали его еще и философией. Они увидели вселенную как систему символов. Для них все было значительным не только само по себе, но и как отражение чего-то другого. Известный сонет Бодлера Correspondances (Соответствия) с […]...
- Романтизм и реализм в рассказах Горького Все раннее творчество М. Горького направлено на поиск положительного героя, с одной стороны, и на беспощадное обличение существующей действительности – с другой. Поэтому в творчестве молодого писателя своеобразно переплетаются два художественных метода – романтизм и реализм. Это подтверждает сам М. Горький в статье “О том, как я учился писать”: “Итак, на вопрос: почему я стал […]...
- Природа – храм: символизм конца XIX – начала XX века Если символом эпохи Барокко мог бы стать “мыслящий тростник”, “человек – не что иное, как слабейший в природе тростник”, трепещущий от собственной малости несоизмеримой с грандиозностью мира, но все его величие состоит в том, что он мыслящий тростник: “Все наше достоинство заключено в мысли”. Символом творчества новых романтиков мог бы стать крылатый “Пьяный корабль” Рембо, […]...
- Классический реализм и его художественная специфика Если романтизм начинался с теории, то пути становления классического реализма были другими. Сам термин (от лат. “телесный”, “конкретный”, “материальный”, “вещевой”) возникнет лишь в конце XIX ст., тогда когда реализм уже достигнет вершин своего развития. Великие реалисты XIX ст. (Стендаль, Бальзак, Диккенс, Теккерей) реалистами себя не называли. Существует проблема, связанная со временем появления реализма. Когда он […]...
- Реализм и романтизм в художественном стиле С. Васильченко Характерными чертами стиля являются элементы импрессионизма (франц. – впечатление) и романтизма, которые развивались на реалистическом фоне. Многие писатели анализировали творчество С. Васильченко, в частности Леся Украинка отмечала, что “Реализм и романтизм соединяются в лице одного автора на тысячи примеров во всех литературах и это совсем законное единения”. Это не тот импрессионизм, свойственный декадентам. В творчестве […]...
- Реализм в романе “Война и мир” Трудно по-настоящему понять невероятную детализацию и описанные события Львом Николаевичем Толстым >>> , фактически не прочитав некоторые из его работ. Лев Толстой был уникальным человеком со своей точкой зрения на жизнь и на все вокруг, что окружает нас. Под влиянием опыта боевых действий в Крымской войне, Лев Толстой написал свой шедевр “Война и мир”, где […]...
- Символизм и футуризм в поэзии серебряного века 1. Серебряный век русской поэзии. 2. К. Д. Бальмонт и его стихи. 3. Футуристы и В. Хлебников. 4. Сплав футуризма и символизма в поэзии Б. Л. Пастернака. 5. Уникальность новой поэзии. Где вдохновение неподдельно, там есть и поэзия… В. Г. Белинский Серебряным веком называется культурная эпоха в истории России на рубеже XIX-XX веков. Выражение “серебряный […]...
- Романтизм и реализм в литературе 19 века < p>Первая треть XIX в. в европейской литературе характеризуется стремительным развитием новых литературных явлений. На начало 19 века века приходится расцвет в Европе такого литературного направления, как романтизм. < p>Центральным объектом в романтических произведениях стал человек, его личность, самоценность, индивидуальность. Романтики, в отличие от просветителей, провозгласили культ не разума, а чувств человека, культ страстей, воображения […]...
- Революционный реализм В. В. Маяковского Я – ассенизатор и водовоз, революцией мобилизованный и призванный… В. Маяковский Известно, что тяготение Маяковского к популярному в 20-е годы модернизму некоторое время не позволяло ему развернуться во всю ширь своего таланта. Ему было уже неинтересно только экспериментировать над словом. “Нам слово нужно для жизни, – писал он, – мы не признаем бесполезного искусства”. Несмотря […]...
- Социалистический реализм в романе Мать (Горький А. М.) Роман Горького был опубликован в 1907 году, когда после поражения первой русской революции в стране наступила реакция, свирепствовал жестокий черносотенный террор. “Меньшевики отступали в панике, не веря в возможность нового подъема революции, они позорно отрекались от революционных требований программы и революционных лозунгов партии…” Только большевики “были уверены в новом подъеме революционного движения, готовились к нему, […]...
- Реализм повестей о войне В. Быкова Горизонты прозы раздвинулись. Новые явления и конфликты, характеры и ситуации получили жизнь в литературе. Утверждая реалистическую поэтику героического, Русская проза стремится к наибольшей полноте и достоверности в изображении действительности. Герой утверждает гуманистические идеалы, преодолевая страдания, личную слабость, безысходность огромным напряжением воли и, разума. Трагедийность ситуации отражает суровую реальность борьбы, огромный накал битвы “ради жизни на […]...
- Реализм Толстого в изображении войны 1812 года в романе Война и мир Реализм Толстого в изображении войны 1812 года в романе “Война и мир” I. “Героем моей повести была правда”. Толстой о своем взгляде на войну в “Севастопольских рассказах”, ставшем определяющим в изображении войны в его творчестве. II. Характер изображения войны в романе-эпопее в общей концепции истории по Толстому. Война 1805-1807 годов и “народная война” 1812 года. […]...
- Романтизм и реализм в зарубежной литературе XIX века Общие закономерности смены одного литературного направления другим. Литературные направления реалистического и нереалистического типа. Содержательные особенности романтизма. Романтизм как мировоззрение. Разочарование в результатах Великой французской революции, в буржуазном обществе. Противопоставленность идеям Просвещения. Культ эмоциональности, иррационализм. Принцип неопределенности, мерцания смысла. Идеализм, мистицизм. Двоемирие. Культ необычного, исключительного. Романтический герой. Основные ценности романтиков: Любовь, Природа, Искусство. Основные принципы реализма: […]...
- ОСНОВНЫЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ (КЛАССИЦИЗМ, РОМАНТИЗМ, РЕАЛИЗМ) Литературное направление – это идейно-эстетическая общность группы писателей определенной страны и эпохи, получившая программное обоснование. Принадлежность писателей к одному направлению определяется единством культурной традиции, относительным сходством мировосприятия и способов воспроизведения действительности. В истории русской литературы наиболее значительными направлениями были классицизм, романтизм и реализм. Литературное направление отличается от течения. К одному направлению могут принадлежать писатели, разные […]...