ОБЩИЙ ОБЗОР ПОЭЗИИ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА

Серебряный век русской поэзии – период рубежа 19-20 веков. Это период расцвета поэзии, философской и религиозной мысли. Основные направления и школы серебряного века:

Модернизм. Модернизм как одно из ведущих направлений в искусстве начала XX века. Предпосылки модернизма и входящих в него течений в русской литературе {романтическая поэзия В. А. Жуковского, философская лирика Ф. И. Тютчева, теория “чистого искусства”, импрессионистическая лирика А. А. Фета).

Сущность модернизма и его просчеты (модернисты были ослеплены “сумасшедшей

мечтой быть в жизни только художниками” (Э. Золя). Основная черта модернизма – субъективность. Отличие модернизма как литературного направления от декаданса как особого типа сознания.

Символизм, акмеизм и футуризм как основные течения модернизма.

Символизм. На начальном этапе своего существования отражал декадентские тенденции – уныние, страх перед жизнью, неверие в человеческие возможности (Н. Минский, Д. Мережковский, 3. Гиппиус).

Затем к символистам присоединяются К. Бальмонт, В. Брюсов, Ф. Сологуб, И. Анненский, Вяч. Иванов,

А. Блок, А. Белый. Центральными темами символистов становятся: личность, история, вечность.

Идея конструирования мира в процессе творчества. Отказ от рациональности в искусстве. Символ как средство для передачи созерцаемых тайных смыслов, центральная эстетическая категория. Пафос трагического миропонимания.

Интерес к проблемам культурных традиций разных народов. Старшие символисты: В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб.

3. Гиппиус. Младосимволисты: Вяч. Иванов, А. Белый, А Блок, С. Соловьев Художественные особенности: культ формы, музыкальность стихотворения.

Кризис символизма.

Акмеизм. Акмеизм как национальная форма неоромантизма. Связь поэтики символизма и акмеизма (статья Н. Гумилева “Наследие символизма и акмеизм”). Мужественный и твердый взгляд на жизнь.

Особенности стиля: логичность художественного замысла, стройность композиции, четкость организации всех элементов художественной формы. Категория памяти в творчестве. Поэты-акмеисты: Н. С. Гумилев, О. Э. Мандельштам, А. А. Ахматова, С. М. Городецкий, Г. И. Иванов, В. Н. Нарбут и другие.

Футуризм. Возникновение футуризма. Русский футуризм: кубофутуризм. эгофутуризм.

Отказ футуристов от старой культуры. Стремление к рациональному обоснованию творчества. Мечта о рождении искусства, способного преобразить мир. Установка на эпатажность.

Цель творчества – побуждение к действию. Поиски новой формы выразительности: звукоподражание, словотворчество, приемы плаката, графический стих (“лесенка” Маяковского). Не только новое, но новое и окончательное слово в искусстве – таковы установки футуризма.

Футуристы: И. Северянин. В. Маяковский, Д. Бурлюк, В. Каменский и др.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

ОБЩИЙ ОБЗОР ПОЭЗИИ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА