Что такое ДЕТАЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
ДЕТАЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ — изобразительная или выразительная подробность изображенного мира художественного произведения. Различают детали пейзажа, портрета, мира вещей и психологические детали (см. Психологизм). Функция художественных деталей — характеризовать какого-либо героя (например, «лучистые глаза» характеризуют княжну Марью в «Войне и мире» Толстого), нравы общества (так, «уездной барышни альбом» в «Евгении Онегине» Пушкина характеризует нравы провинциального дворянства), психологическое состояние
Наряду с этим деталь нередко выражает и авторскую позицию, отношение автора к тому или иному герою или явлению (так, описание петербургского кабинета Онегина выражает легкую иронию автора по отношению к своему герою; «драдедамовый платок» Катерины Ивановны в «Преступлении и наказании» Достоевского передает глубокое сочувствие и жалость к героине и т.п.). В некоторых случаях деталь может приобретать значение символа (например, «футляр» в рассказе Чехова «Человек в футляре», крест в романе Достоевского «Преступление и наказание»).
- Деталь художественная определение Деталь художественная — особо значимый, важный элемент в произведении, несущий большую смысловую и эмоциональную нагрузку. Деталь может являться частью интерьера (маленький огарок свечи в комнате Мармеладова в романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского), пейзажа (пальма во сне Раскольникова в романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского), портрета (короткая верхняя губка Лизы Болконской в романе-эпопее «Война и […]...
- Художественная деталь в новеллистике А. П. Чехова Среди других писателей А. П. Чехова выделяет необыкновенная наблюдательность. Глубокое знание жизни и людей помогало ему при помощи мелких подробностей, отдельных штрихов изображать правдиво и ярко характер человека, предметы, природу. Поэтому художественная деталь имеет важное значение в творчестве Чехова. Он был очень строг в отборе подробностей, проверял все до мелочей — в его произведениях не […]...
- Художественная деталь в творческой лаборатории Ахматовой Поэтическое слово молодой Ахматовой, выпустившей в 1912 году свой первый сборник стихов «Вечер», было очень внимательным и чутким по отношению ко всему, что попадало в поле зрения поэтессы. Конкретная, вещная плоть мира, его четкие материальные контуры, цвета, запахи, штрихи — все это не просто бережно переносилось в стихи, но и оживляло их, вдыхало в них […]...
- Что такое МИР ВЕЩЕЙ МИР ВЕЩЕЙ в литературном произведении — художественное изображение всего, что сделано руками человека и окружает его в жизни: одежды, оружия, деталей интерьера, украшений и т.п. Мир вещей создается при помощи художественных деталей. Довольно часто он косвенно характеризует человека: например, книга, уже два года открытая на четырнадцатой странице у Манилова, мебель в доме Собакевича («Мертвые души» […]...
- Художественная деталь и ее роль в создании образа Плюшкина Плюшкин — образ заплесневелого сухаря, оставшегося от кулича. История жизни есть только у него, всех остальных помещиков Гоголь изображает статично. У этих героев как бы нет прошлого, которое хоть чем-нибудь отличалось бы от их настоящего и что-то в нем объясняло. Характер Плюшкина намного сложнее характеров других помещиков, представленных в «Мертвых душах». Черты маниакальной скупости сочетаются […]...
- Деталь. Символ. Подтекст Деталь. Символ. Подтекст Деталь — это выразительная подробность, с помощью которой создается художественный образ. Деталь помогает представить изображаемую автором картину, предмет или характер в неповторимой индивидуальности. Она может воспроизводить черты внешности, детали одежды, обстановки, переживания или поступка. В рассказе Чехова «Хамелеон» выразительной деталью является, например, шинель полицейского надзирателя Очумелова. На протяжении повествования герой несколько раз […]...
- Что такое УСЛОВНОСТЬ художественная УСЛОВНОСТЬ художественная — нетождественность, несовпадение художественной реальности и реальности жизненной. Сущность условности состоит в том, что созданный писателем художественный мир (люди, события, мысли, идеи и т.п.) не является прямым отображением жизни, ее механическим копированием, а представляет собой образное (см. Образ) ее преломление, в котором существенную роль играет вымысел. Поэтому нельзя ставить знак равенства между героем […]...
- Что такое ИРОНИЯ ИРОНИЯ — 1) вид пафоса, насмешливое и скептическое отношение автора к персонажу. Ироническое освещение характерно, например, для образа Ленского в «Евгении Онегине» Пушкина, Обломова в одноименном романе Гончарова, Пети Трофимова в «Вишневом саде» Чехова и т.п. Эмоциональный диапазон иронии очень широк: от мягкой насмешки, граничащей с юмором (например, Разумихин в «Преступлении и наказании» Достоевского), до […]...
- Что такое АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ в литературном произведении — авторское понимание жизни и ее оценка, в частности, оценка изображенных характеров. В литературе существует ряд способов выражения авторской позиции. Это, в частности, прямое высказывание автора («Простите мне: я так люблю // Татьяну милую мою!» Пушкина; «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды» Толстого). Авторскую позицию может выражать […]...
- Что такое научно-художественная литература Активно развивается в последние десятилетия научно-художественная литература. Ее роль в развитии дошкольников чрезвычайно велика: она не только дает ребенку знания, которые он сможет применить на практике, но и служит средством эмоционального воздействия на его разум и чувства. К современным научно-художественным произведениям для детей предъявляются не менее серьезные требования, чем к научно-художественным книгам для взрослых. Они […]...
- Какую деталь «вещного мира» лирической героини А. А. Блок делает психологическим «знаком беды» и почему («О доблестях, о подвигах, о славе…»)? Какую деталь «вещного мира» лирической героини А. А. Блок делает психологическим «знаком беды» и почему («О доблестях, о подвигах, о славе…»)? Выполняя задание, вспомните, что мир вещей составляет существенный сегмент человеческой реальности, как естественной, первичной, так И художественной, претворенной. Вещь напрямую связана с поведением и сознанием людей и составляет необходимый компонент культуры человечества. Перерастая свою […]...
- Что такое КОНФЛИКТ КОНФЛИКТ — художественно выраженное противопоставление, противоречие, важное для раскрытия художественного содержания произведения (см. Содержание и форма). Так, в «Отцах и детях» Тургенева конфликт Павла Петровича и Базарова выражает противоположность между либеральным дворянством и демократами-разночинцами; в стихотворении Лермонтова «Пророк» конфликт между поэтом и толпой воплощает тему гордого одиночества личности и т.п. (См. также Антитеза). В зависимости […]...
- Что такое АВТОРСКИЕ ОТСТУПЛЕНИЯ АВТОРСКИЕ ОТСТУПЛЕНИЯ (иначе — лирические отступления) — высказывания лирического, публицистического, философского и т.п. характера, в которых с наибольшей ясностью выражается авторская позиция, а иногда и личности реального автора. В композиции произведения авторские отступления играют существенную роль. Они принадлежат к внесюжетным элементам и, как правило, связаны с основным действием очень слабо. Большое количество авторских отступлений присутствует в […]...
- Что такое КОМЕДИЯ КОМЕДИЯ — драматический жанр, основанный на комическом. В комедии смех вызывается прежде всего всякого рода несообразностями: противоречием между претензиями и возможностями, между тем, что должно быть, и тем, что есть на самом деле, а также различными недоразумениями (например, одного принимают за другого и т.п.) Все перечисленные основы комизма присутствуют, например, в «Ревизоре» Гоголя. В зависимости […]...
- Что такое РЕМАРКИ РЕМАРКИ — в драматическом произведении (см. Драма) краткие замечания автора, касающиеся места и времени действия, тона и интонации произносимых героями монологов и реплик, отдельных мизансцен и т.п. Ремарки изначально должны были помочь актерам и режиссерам в театральной постановке пьесы. Начиная с конца XIX века (в творчестве Чехова, Гopького и др.) ремарки приобретают все большее значение, […]...
- Художественная речь определение Одним из главных средств создания образа и выражения авторского отношения к жизни в литературе является художественная речь, словесная форма произведения. В речевом строе («языке») художественного произведения надо выделить речь автора и речь героев (особенно это относится к эпическому произведению). Речь героя — один из важнейших способов создания его образа. В реалистическом произведении каждый герой имеет […]...
- Что такое ПРОБЛЕМА ПРОБЛЕМА — основной вопрос, поставленный в литературном произведении, например, вопрос о смысле жизни в «Герое нашего времени» Лермонтова, вопрос о национальной самобытности России в поэме Гоголя «Мертвые души» или в стихотворении Тютчева «Умом Россию не понять…». По ходу произведения проблема может получить то или иное решение, обыкновенно выражающееся в художественной идее (например, проблема «крови по […]...
- Что такое ПАФОС ПАФОС — основной эмоциональный тон произведения, а также эмоциональное освещение того или иного персонажа. Пафос является существенным моментом авторской позиции и должен рассматриваться в тесной связи с идеей, авторским идеалом, а также с характером конфликта. Основные разновидности пафоса: героическое, трагическое, романтика, юмор, сатира, инвектива, ирония. Так, например, в стихотворении Пушкина «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой […]...
- Что такое СЮЖЕТ СЮЖЕТ — система, последовательность событий и действий в эпическом, драматическом или лиро-эпическом произведении. Движение сюжета определяется конфликтом и происходит, как правило, через взаимодействие персонажей. Основные элементы сюжета: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. В произведении может быть одна или несколько сюжетных линий: так, в рассказе Чехова «Ионыч» сюжетная линия одна, связанная с нравственной деградацией, доктора […]...
- Что такое КОМИЧЕСКОЕ явление КОМИЧЕСКОЕ — явление действительности, которое возбуждает смех присущими ему недостатками, несообразностями, несоответствием формы и сущности. Например, в «Отцах и детях» Тургенева Ситников и Кукшина изо всех сил стараются казаться людьми умными и прогрессивными (форма), являясь на самом деле пустыми и ничтожными подражателями моде (сущность). Разновидности комического — ирония, сатира, юмор. Формы и способы достижения комического […]...
- Что такое ЛИРИКА ЛИРИКА — литературный род, в котором основным является выражение внутреннего мира человека, то есть его чувств, мыслей, переживаний, желаний и т.п. В лирике практически отсутствует сюжет, но есть конфликт и композиция, а художественные детали служат для раскрытия внутреннего мира лирического героя. Поэтому изображенный мир в лирике обладает большой степенью условности: так, в стихотворении Лермонтова «Утес» […]...
- Дерево как символическая деталь в романе «Отцы и дети» Описание пейзажа, характеристики героев через отношение к природе — все это занимает большое место в произведениях Тургенева. Любовь к природе и частые обращения к ней в произведениях сделали автора знатоком пейзажной характеристики. Говоря о природе в романе «Отцы и дети», прежде всего читатель вспомнит лес или, более конкретно, — дерево. И это имеет свой смысл, […]...
- Что такое ОБРАЗ художественный ОБРАЗ художественный — универсальная форма отражения действительности в искусстве и, в частности, в литературе. Образ условно подобен реальности (см. Условность), он отражает ее не «один к одному», а по законам художественности, то есть обобщает, типизирует (см. Типическое). В образе сочетается конкретность и обобщение: так, Базаров в «Отцах и детях» Тургенева является одновременно и вполне конкретным […]...
- Что такое КОМПОЗИЦИЯ КОМПОЗИЦИЯ — состав и последовательность расположения отдельных частей и элементов произведения, а также взаимосвязь между отдельными художественными образами. Так, в стихотворении Лермонтова «Как часто, пестрою толпою окружен…» основу композиции составляет противопоставление (см. Антитеза) между бездушным светом и воспоминаниями лирического героя о «дивном царстве», в романе Толстого «Война и мир» — противоречие между ложным и истинным, […]...
- Что такое РЕЧЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА персонажа — один из способов создания образа человека в эпических и драматических произведениях. Как правило, каждый персонаж наделяется своей речевой манерой, в которой сказывается его характер, индивидуальность. Так, в «Мертвых душах» Гоголя сладкие, пышные, насыщенные «изысканными» оборотами речи Манилова, грубая речь Собакевича, отрывочно, без всякой логики построенные фразы Ноздрева и т.п. — все […]...
- План сочинения — Мастерство художественной детали в рассказах Чехова Мастерство художественной детали в рассказах А.П. Чехова I. Вступление Художественная деталь — минимальная образная подробность в художественном произведении. (Подробнее см. Словарик.) II. Главная часть 1. Основным жанром в прозе Чехова был рассказ, то есть малая форма. (Подробнее о жанре рассказа см. Словарик.) Это требовало от писателя исключительной емкости художественной детали. Мастерство Чехова и заключается прежде […]...
- Художественная функция элементов сюжета в романе «Евгений Онегин» В первой главе Пушкин и Онегин были очень разные. Какие они теперь? Оба немало пережили за прошедшие годы, оба познали горечь утрат и разочарований… Стали они ближе друг другу, чем раньше, или совсем разошлись? Окончательный текст романа — восемь глав — не дает нам ответа на вопрос, где был Онегин целых три года. Но сохранились […]...
- Что такое ПОДТЕКСТ ПОДТЕКСТ — художественный прием, при котором явление, событие, чувство и т.п. не называются прямо. Автор лишь намекает на них, рассчитывая, что читатель сам домыслит недостающее. Подтекст поэтому требует довольно высокой культуры чтения, умения «читать между строк». Например, в строках Пушкина «Там некогда гулял и я, // Но вреден север для меня» («Евгений Онегин») содержится намек […]...
- Сочинение на тему: «Образ Петербурга и его идейно-художественная роль в романе «преступление и наказание» «Люблю тебя, Петра творенье», — писал о Петербурге А. С. Пушкни, называя его «гордым», «стройным», городом. А каким же мы видим этот прекрасный великий град «град Петров» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»? У автора почти нет описаний великолепных архитектурных памятников. Достоевский показывает нам не аристократический Петербург с его блестящей, красивой жизнью, а […]...
- Что такое РОМАНТИКА РОМАНТИКА — вид пафоса, представляющий собой переживание того или иного возвышенного идеала и эмоциональное стремление к нему. В отличие от героического романтика — это область мечты, не переходящей в действие. Романтический пафос в той или иной мере свойствен таким произведениям, как баллады и элегии Жуковского, «южные» поэмы Пушкина, «Мцыри» и «Демон» Лермонтова, «Соловьиный сад» Блока, […]...
- Определение Что такое Гипербола? Гипербола (греч. hyperbole — преувеличение) — сильное преувеличение изображаемого явления. Преувеличение может относиться к характеру героя (скупость Плюшкина), может присутствовать в описании внешности (портрет ребенка-Пантагрюэля в романе Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»), в интерьере (в романе А.С. Пушкина у Онегина «щетки тридцати родов И для ногтей, и для зубов»). Прием гиперболы часто использовали Н.В. Гоголь, Ф.М. […]...
- Что такое ТИПИЧЕСКОЕ (свойство) ТИПИЧЕСКОЕ — характерное, свойственное данной эпохе и социальной среде, закономерно в ней возникающее. Категория типического особенное значение приобрела в реализме. Однако для русского реализма характерным было изображение не вполне типических характеров, не полностью укладывающихся в рамки обыкновенного, «среднего» для данной среды и эпохи. Так, в романе Пушкина «Евгений Онегин» вполне типическим является характер Ольги Лариной, […]...
- Что такое Эпос? Определение Эпос (греч. epos — слово, повествование, рассказ) — повествовательный род литературы, выделяемый наряду с лирикой и драмой. В центре внимания эпического сюжета — жизнь человека, его взаимодействие с окружающими людьми, события, в которых он участвовал. Характерные черты эпоса — изображение уже происшедших событий, максимальная свобода автора в освоении художественного времени и пространства, наличие широкого спектра […]...
- Классический реализм и его художественная специфика Если романтизм начинался с теории, то пути становления классического реализма были другими. Сам термин (от лат. «телесный», «конкретный», «материальный», «вещевой») возникнет лишь в конце XIX ст., тогда когда реализм уже достигнет вершин своего развития. Великие реалисты XIX ст. (Стендаль, Бальзак, Диккенс, Теккерей) реалистами себя не называли. Существует проблема, связанная со временем появления реализма. Когда он […]...
- Что такое Портрет? Определение Портрет (франц. portrait — изображать) — описание внешности персонажа, индивидуально-телесных, природных черт, а также всего, что в облике человека сформировано социально-культурной средой: одежды, прически, манеры поведения — жестов, мимики, поз, выражений глаз, лица, улыбки и т.д. Портрет, наряду с диалогом, интерьером, речью, является важнейшим средством характеристики персонажа. Типическое и индивидуальное — важнейшие составляющие художественного портрета. […]...
- Что такое Интерьер? Определение Интерьер — описание внутреннего убранства помещений, бытовой обстановки, дома в художественном произведении. Наряду с портретом, диалогами, пейзажами интерьер является важнейшим средством характеристики персонажа. Описание обстановки мы находим уже в античной литературе. Так, в поэме Гомера «Одиссея» читаем: После того как вошли они в дом Одиссеев высокий, Гостя копье он к высокой колонне понес и поставил […]...
- Что такое Рассказ? Определение Рассказ — малый повествовательный жанр, небольшое прозаическое произведение. Отличительные черты жанра рассказа: лаконизм повествования, постановка автором одной проблемы, рассказ об одном ярко характеризующем героя событии, небольшое количество действующих лиц, ограничение художественного пространства произведения и показ автором узкого отрезка времени, наличие емких деталей, выразительной концовки, иногда — присутствие рассказчика. Жанр рассказа в европейской литературе представлен в […]...
- Что такое сарказм Вызвать смех у человека это очень тяжелая задача, которая не под силу иногда даже самым лучшим актерам и писателям. Куда легче вызвать у людей слезы. Чтобы рассмешить зрителя или читателя, используют три приема — юмор, ирония и Сарказм. Последний прием очень часто используется писателями, чтобы показать всю суть проблемы, не прикрываясь красивыми словами. Сарказм не […]...
- «Совиная почта»; — это постоянная деталь романов Дж. К. Роулинг о Гарри Поттере Правда, совы у Роулинг только понимают все, что им говорят, но сами не разговаривают. Следует прикрепить письмо или пакет к лапке совы и сообщить имя адресата. Птица найдет его, где бы он ни находился в данный момент, рассказывает Роулинг. В третьем томе эпопеи («Гарри Поттер и узник Азкабана») имеются главы «Совиная почта» и «Опять совиная […]...
- Что такое СИСТЕМА ПЕРСОНАЖЕЙ СИСТЕМА ПЕРСОНАЖЕЙ — взаимосвязи и взаимоотношения персонажей эпического, драматического, а иногда и лиро-эпического произведения. В произведении обыкновенно выделяются персонажи главные (например, Базаров в «Отцах и детях» Тургенева), второстепенные (Аркадий, Одинцова, Павел Петрович, Николай Петрович Кирсановы) и эпизодические (Ситников, Кукшина). С главным героем обыкновенно связана основная проблематика произведения, второстепенные персонажи помогают эту проблематику раскрывать, вступая в […]...