Деталь. Символ. Подтекст
Деталь — это выразительная подробность, с помощью которой создается художественный образ. Деталь помогает представить изображаемую автором картину, предмет или характер в неповторимой индивидуальности. Она может воспроизводить черты внешности, детали одежды, обстановки, переживания или поступка.
В рассказе Чехова «Хамелеон» выразительной деталью является, например, шинель полицейского надзирателя Очумелова. На протяжении повествования герой несколько раз то снимает шинель, то надевает вновь, то запахивается в нее. Эта деталь подчеркивает, как меняется поведение полицейского надзирателя в зависимости от обстоятельств.
Символ — художественный образ, раскрывающийся через сопоставление с другими понятиями. Символ говорит о том, что существует некий другой смысл, который не совпадает с самим образом, не тождественен ему.
Символ, подобно метафоре и аллегории, образует переносные значения на основе связи между предметами и явлениями. Но в то же время символ резко отличается от метафоры и аллегории, потому что имеет не одно, а безграничное количество значений. Например, «весна» может символизировать (обозначать) начало жизни, время года, наступление нового этапа в жизни, пробуждение любви.
Символ отличает от метафоры и то, что метафору обычно связывают с конкретным предметом, а символ стремится обозначить вечное и ускользающее. Метафора углубляет понимание реальности, а символ уводит за ее пределы, стремясь постичь «высшую» реальность. Так, Прекрасная Дама в лирике Блока — не только возлюбленная, но и Душа Мира, Вечная женственность.
Каждый элемент художественной системы может быть символом — метафора, сравнение, пейзаж, художественная деталь, заголовок и литературный герой. Например, такие библейские персонажи, как Каин и Иуда, стали символом предательства. Символично название пьесы Островского «Гроза»: гроза стала символом отчаяния и очищения.
Подтекст — не выраженный явно, скрытый смысл текста. Подтекст может быть обнаружен читателем на основании соотнесения данного фрагмента текста с предшествующими ему фрагментами как в рамках этого текста, так и за его пределами — в созданных ранее текстах. Разнообразные намеки и реминисценции в тексте — все это проявления подтекста.
Так, в романе Л. Толстого «Анна Каренина» первое и последнее появление Анны связано с железной дорогой и поездом: в начале романа она слышит о раздавленном поездом мужике, в конце — сама бросается под поезд. Гибель железнодорожного сторожа кажется самой героине дурным предзнаменованием, и по мере движения текста романа вперед оно начинает сбываться.
- Что такое ПОДТЕКСТ ПОДТЕКСТ — художественный прием, при котором явление, событие, чувство и т.п. не называются прямо. Автор лишь намекает на них, рассчитывая, что читатель сам домыслит недостающее. Подтекст поэтому требует довольно высокой культуры чтения, умения «читать между строк». Например, в строках Пушкина «Там некогда гулял и я, // Но вреден север для меня» («Евгений Онегин») содержится намек ... Читать далее...
- Что такое ДЕТАЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕТАЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ — изобразительная или выразительная подробность изображенного мира художественного произведения. Различают детали пейзажа, портрета, мира вещей и психологические детали (см. Психологизм). Функция художественных деталей — характеризовать какого-либо героя (например, «лучистые глаза» характеризуют княжну Марью в «Войне и мире» Толстого), нравы общества (так, «уездной барышни альбом» в «Евгении Онегине» Пушкина характеризует нравы провинциального дворянства), психологическое ... Читать далее...
- Деталь художественная определение Деталь художественная — особо значимый, важный элемент в произведении, несущий большую смысловую и эмоциональную нагрузку. Деталь может являться частью интерьера (маленький огарок свечи в комнате Мармеладова в романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского), пейзажа (пальма во сне Раскольникова в романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского), портрета (короткая верхняя губка Лизы Болконской в романе-эпопее «Война и ... Читать далее...
- Что такое СИМВОЛ СИМВОЛ — особый художественный образ, вид иносказания. Символ является широким обобщением, которое не поддается, как правило, однозначному истолкованию, так как образ-символ многозначен, и каждый читатель понимает смысл символического образа по-своему. Например, образ паруса в одноименном стихотворении Лермонтова может быть истолкован как иносказательное изображение гордого и одинокого человека, как образ поэта, как образ мятежника и борца, ... Читать далее...
- Художественная деталь в рассказах Чехова После смерти Чехова Л. Н. Толстой сказал: «Достоинство его творчества в том, что оно понятно и сродно не только всякому русскому, но и всякому человеку вообще. А это главное». Действительно, предметом исследования Чехова (так же как и Толстого и Достоевского) стал внутренний мир человека. Но художественные методы, художественные приемы, которые использовали в своем творчестве писатели, ... Читать далее...
- Подтекст у А. П. Чехова Давно уже отмечена многозначность или, как иногда говорят, двуплановость языка действующих лиц в чеховских пьесах. Это — способ выражения богатства внутреннего мира персонажей, средство авторской оценки, ибо не все действующие лица обладают глубиной душевных переживаний (вспомним Яшу в пьесе «Вишневый сад»). Богатство же внутреннего мира чеховских героев раскрывается не только в их репликах или монологах, ... Читать далее...
- Философский подтекст произведения Вийона «Баллада примет» Известно, что подтекст — это Скрытый смысл произведения. Философский подтекст обычно затрагивает вопросы, которые называют общечеловеческими. Какие же вопросы волнуют Ф. Вийона? С первых строк произведения бросается в глаза повтор в начале каждой строки: «Я знаю…» Этого «Я знаю…» так много, что невольно начинаешь думать, что перед тобой произведение хвастливого самовлюбленного человека, который спешит сообщить ... Читать далее...
- Что такое «Символ в литературе» СИМВОЛ в литературе Нового времени — многозначный, принципиально неисчерпаемый иносказательный образ, исключающий лишь абсолютно противоположные трактовки, намекающий на некие мировые сущности, которые нельзя адекватно определить словами. Незнакомка в стихотворении А. А. Блока — это символ несбывшихся надежд на торжество Вечной Женственности, воплощение неких новых тайн, мечта, заменяющая реальность, образ красоты среди безобразия и вообще почти ... Читать далее...
- Художественная деталь в творческой лаборатории Ахматовой Поэтическое слово молодой Ахматовой, выпустившей в 1912 году свой первый сборник стихов «Вечер», было очень внимательным и чутким по отношению ко всему, что попадало в поле зрения поэтессы. Конкретная, вещная плоть мира, его четкие материальные контуры, цвета, запахи, штрихи — все это не просто бережно переносилось в стихи, но и оживляло их, вдыхало в них ... Читать далее...
- Художественная деталь в новеллистике А. П. Чехова Среди других писателей А. П. Чехова выделяет необыкновенная наблюдательность. Глубокое знание жизни и людей помогало ему при помощи мелких подробностей, отдельных штрихов изображать правдиво и ярко характер человека, предметы, природу. Поэтому художественная деталь имеет важное значение в творчестве Чехова. Он был очень строг в отборе подробностей, проверял все до мелочей — в его произведениях не ... Читать далее...
- Подтекст стихотворения «Парус»; Лермонтова Подтекст через смысловые предвестники выливается в философско-этическую формулу, которая приобретает обычную для Лермонтова форму антиномии: Он, мятежный, просит бури Как будто в бурях есть покой! Антонимия эта чрезвычайно сложна, семантически и структурно двухслойна. Эпитет «мятежный» закономерно венчает внутреннее подтекстовое движение (невозможность прикрепленное — контакт с бурей — «мятежный»). Второе двустишие противопоставлено первому как глагольное безглагольному. ... Читать далее...
- Одежда героев как деталь в раскрытии образа В произведениях писателя отразились стороны той эпохи, современником которой он был. Реализм Н. В. Гоголя проявлялся в изображении человека, всех сторон его внутреннего мира. Рисуя картины быта, детально описывая портреты своих героев, Н. В. Гоголь стремился к всестороннему изображению жизни, нравов и характера человека. Не последней деталью в раскрытии образа персонажа является его одежда (туалет). ... Читать далее...
- Вишневый сад — символ гибнущей красоты, чистоты, гармонии Пьеса «Вишневый сад» была написана А. П. Чеховым в 1903 году и впервые поставлена в 1904 году, за год до первой русской революции. В это время Россия стояла на пороге огромных перемен. В пьесе в основных чертах отражается вся Россия. Эта пьеса о прошлом, настоящем и будущем страны Это было время, когда разрушался старый уклад ... Читать далее...
- Какую деталь «вещного мира» лирической героини А. А. Блок делает психологическим «знаком беды» и почему («О доблестях, о подвигах, о славе…»)? Какую деталь «вещного мира» лирической героини А. А. Блок делает психологическим «знаком беды» и почему («О доблестях, о подвигах, о славе…»)? Выполняя задание, вспомните, что мир вещей составляет существенный сегмент человеческой реальности, как естественной, первичной, так И художественной, претворенной. Вещь напрямую связана с поведением и сознанием людей и составляет необходимый компонент культуры человечества. Перерастая свою ... Читать далее...
- Художественная деталь и ее роль в создании образа Манилова Николай Васильевич Гоголь отмечал, что основной темой «Мертвых душ» стала современная ему Россия. Автор считал, что «нельзя иначе устремить общество или даже все поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости». Именно поэтому в поэме представлена сатира на поместное дворянство, чиновничество и другие социальные группы. Композиция произведения подчинена этой задаче автора. Образ ... Читать далее...
- Можно ли с помощью многоточия понять подтекст произведения (сочинение по тексту, пример творческого сочинения)? Русский язык поистине великий и могучий язык! Не согласиться с этим трудно, даже нельзя. Кто — то возразит: «Эпитеты поистерлись, вышли в тираж, превратились в трюизм». Настаиваю, слова «великий и могучий» здесь отнюдь не тривиальны. Попробую доказать верность утверждения на примере функциональных особенностей многоточия. Говоря о богатстве любого языка, мы подразумеваем не только богатство его ... Читать далее...
- Символ любви (А. Куприн, «Гранатовый браслет») Удивительной судьбы человек был Александр Иванович Куприн. Человек широкой, доброй, отзывчивой души. Натура сильная, кипучая. Громадная жажда жизни, стремление все знать, все умет^, все испытать самому. Огромная любовь к России, которую он пронес через всю свою жизнь, делает ему честь и как человеку, и как писателю. Многое познал он в жизни и сумел свой жизненный ... Читать далее...
- Мифологический подтекст романа Е. Замятина «Мы» Цели урока Рассмотреть мифологический подтекст романа Е. Замятина «Мы» для более полного и глубокого освещения таких проблем, как борьба добра и зла, свободы и несвободы; проследить становление, рождение в муках души человека (эта проблема раскрывается особенно ярко на уровне мифа, что позволяет рассмотреть произведение Е. Замятина как классическое, в контексте мировой культуры). Совершенствовать умение анализировать ... Читать далее...
- Урок ИЗО для 7 класса на тему «Крыло как символ в произведениях искусства» Урок изобразительного искусства с применением компьютерных программ «2Paint a Picture» с использованием интерактивной доски Smart Board, а также приставки mimio. Тема урока: «Крыло как символ в произведениях искусства» Урок в 7классе. Тема рассчитана на два урока продолжительностью 40 минут ( лекция и практическое задание). Техническое оборудование кабинета: Компьютеры, интерактивная доска Smart Board, приставка mimio. Учащиеся ... Читать далее...
- Сочинение на тему — Сапфо: символ, легенда. Или человек? Биографии известных художников часто превращаются в легенды. Тогда фигура становится мифом или даже символом. И прекращает быть фигурой. Это справедливо относительно писателей, которые жили в XX веке, который уже говорить о художниках античности!! Что мы знаем о Сапфо? Из ее именем связано много не подтвержденных фактов, которые больше тяготеют к первым столбцам современной желтой печати, ... Читать далее...
- Образ-символ у Андрея Платонова А. Платонов мечтал о преобразовании во всех сферах жизни — обществе, науке, экономике и искусстве. Он считал, что современная цивилизация утратила связь между человеком и природой, и для преобразования мира необходимо было начать с минимального — со слова. Так, он выделил три элемента слова — идею, образ и звук и всецело стремился в своем творчестве ... Читать далее...
- Роль детали в рассказе Антона Чехова «Хамелеон» Антон Павлович Чехов является мастером короткого рассказа, особенностью которого является то, что в маленький объем нужно вместить максимум содержания. В коротком рассказе невозможны пространные описания, длинные внутренние монологи, поэтому на первый план выступает художественная деталь. Она несет в произведениях Чехова огромную художественную нагрузку. Духовный и нравственный выбор героя, ответственность человека за свою судьбу, обличение пошлости ... Читать далее...
- ЖИЗНЬ В РАЮ? (идейный подтекст романа-антиутопии Е. И. Замятина «Мы») Инстинкт несвободы издревле органически присущ человеку… Е. Замятин. «Мы» «Сигналом об опасности, угрожающей че- ловеку, человечеству от гипертрофированной власти машин и власти государства» назвал роман Замятина Дж. Оруэлл. Удивительно, но роман написан в 1920 го- ду. Обладая редким даром предвидения, За- мятин уже тогда обратил внимание на насто- раживающие тенденции в политике молодого государства — ... Читать далее...
- Сочинение-миниатюра. Символ красного цветка в рассказе В. М. Гаршина «Красный цветок» Всеволод Михайлович Гаршин-русский писатель конца XIX века. Его творчество очень оригинально и необычно. Он начинал как писатель-реалист, но очень скоро в его творчестве появились символические черты. Гаршин был мастером символизации. Всеволод Михайлович Гаршин был необычным человеком: он отличался впечатлительной и ранимой душой, богатым воображением и удивительным гуманизмом. Он не мог смотреть на чужие страдания, причем ... Читать далее...
- Дерево как символическая деталь в романе «Отцы и дети» Описание пейзажа, характеристики героев через отношение к природе — все это занимает большое место в произведениях Тургенева. Любовь к природе и частые обращения к ней в произведениях сделали автора знатоком пейзажной характеристики. Говоря о природе в романе «Отцы и дети», прежде всего читатель вспомнит лес или, более конкретно, — дерево. И это имеет свой смысл, ... Читать далее...
- Рембо — символ мирового поэтического авангарда Французский поэт А. Рембо принадлежит к поэтам, произведения которых почти не печатались при жизни. Слава к нему пришла посмертно. Основной поэтический задел создан на протяжении 4-х лет (1869-1873), но творчество его стало, по выражению С. Малларме, «беспрецедентным приключением в истории искусства». Новаторство художника: вводит в поэзию народный язык, смелые метафоры, новый ритм, мобильные образы, выдвигает ... Читать далее...
- Вишневый сад — образ, символ, персонаж Чехов — творец так называемой «новой драмы», характеризующейся новизной конфликта, отказом от внешней интриги, соединением драматического, комического и лирического начал, большой ролью подтекста, создаваемого ремарками автора, паузами, картинами природы, — «подводного течения». Хотя сам писатель, очевидно, стремился добиться максимальной реалистичности своих пьес («Пусть на сцене все будет так же… как и в жизни»), бытует мнение, ... Читать далее...
- Артюр Рембо — символ мирового поэтического авангарда Только три года посвятил писатель и поэт своему стихосложению. Лишь два сборника стихов увидел свет. Но почему так сложилось, что Рембо начали называть Символом мирового поэтического авангарда? Авангардисты — это те люди, которые творили по своим правилам. Они отвергали от себя установленные формы и смыслы, чтобы творить что-то новое и необычное. Свою, так называемую, революцию ... Читать далее...
- Роман-символ «Портрет Дориана Грея» Прекрасное — это сила морального добра. Д. Голсуорси Я учился в музыкальной школе и до сих пор люблю слушать классическую музыку. Например, этюды Шопена. В них звучит призыв к борьбе. В них слышится боль, отчаяние и вера в победу. Все как в жизни: борьба, где каждый хочет быть победителем. Некоторые впадали в отчаяние и отступали, ... Читать далее...
- Символ сада в пьесе «Вишневый сад» План Финальный аккорд уходящей эпохи Семантика пьесы и отношение героев к саду Будущее России: взгляд современника Финальный аккорд уходящей эпохи Символ сада в пьесе » Вишневый сад » занимает одно из центральных мест. Это произведение подвело черту под всем творчеством А. П. Чехова. Именно с садом автор сравнивает Россию, вкладывая это сравнение в уста Пети ... Читать далее...
- Образ собора «Парижской Богоматери» как символ эпохи Сочинение по роману «Собор Парижской Богоматери». Роман «Собор Парижской Богоматери» есть чрезвычайно захватывающим и завершенным произведением и, наверное, вершиной творчества писателя. Роман можно просто читать как интересное художественное произведение, но если анализировать и рассматривать его детальнее, можно найти в нем множество философских вопросов, этических и моральный проблем. Самое название литературного произведения уже дает нам возможность ... Читать далее...
- Художественная деталь и ее роль в создании образа Плюшкина Плюшкин — образ заплесневелого сухаря, оставшегося от кулича. История жизни есть только у него, всех остальных помещиков Гоголь изображает статично. У этих героев как бы нет прошлого, которое хоть чем-нибудь отличалось бы от их настоящего и что-то в нем объясняло. Характер Плюшкина намного сложнее характеров других помещиков, представленных в «Мертвых душах». Черты маниакальной скупости сочетаются ... Читать далее...
- Образ символ Христа по поэме Двенадцать (Блок Александр) С 1910 по 1921 год Блок работал над поэмой «Возмездие», которая осталась незаконченной. В этой автобиографической поэме о трех поколениях дворянской семьи, показанной на фоне событий конца XIX — начала XX века, Блок хотел подвести итог своим размышлениям над судьбами русского дворянства, буржуазной цивилизации и самодержавия. В его творчестве тема ненависти и гнева закономерно перерастала ... Читать далее...
- Халат как символ лености и свободы в русской литературе XIX века И человеческий покой не есть совершенное бездействие: ибо совершенное бездействие невозможно… Митрополит Филарет …Нет мирного покоя, кроме того, что даруется нам разумом… Сенека Достаточное условие указанного абсолютного блага человека — это покой тела и духа. Пьер Гассенди Наш ум ленивее, чем тело. Франсуа де Ларошфуко «И этак проводил время… молодой тридцатитрехлетний человек, сидень-сиднем, в халате ... Читать далее...
- Андрей Штольц — символ новой России (Гончаров И. А.) В мире существует два типа людей: те, кто просто плывет по течению, и те, кто живет по особым правилам и стремится к своей цели. Последними можно назвать новыми людьми. В романе Гончарова «Обломов» таким человеком является Андрей Штольц. Думаю, следует начать с его детства, ведь именно тогда закладывается программа жизни. Именно воспитание родителей влияет на ... Читать далее...
- Роль художественной детали в рассказе Чехова «Хамелеон» 1 вариант А. П. Чехова по праву считают мастером художественной детали. Точно и метко подобранная деталь — свидетельство художественного таланта писателя. Яркая Деталь делает фразу более емкой. Огромна роль художественной детали в чеховском юмористическом рассказе «Хамелеон». Полицейский надзиратель Очумелов, проходящий через базарную площадь вместе с городовым Елдыриным, одет в новую шинель, которая превращается в тексте ... Читать далее...
- Каменный крест как художественный символ трагизма жизни бедняка Жизнь вообще сложная вещь, а в особенности жизнь крестьянина-бедняка. Тянет он ее, будто коня на гору, спотыкаясь и едва дыша. И все же таки живет и хочет жить на родной земле — там, где родился, где прошли наилучшие годы, где согревают воспоминания. Тяжело ему расставаться с отчим домом, даже с надоевшим, но таким дорогим холмом, ... Читать далее...
- «Совиная почта»; — это постоянная деталь романов Дж. К. Роулинг о Гарри Поттере Правда, совы у Роулинг только понимают все, что им говорят, но сами не разговаривают. Следует прикрепить письмо или пакет к лапке совы и сообщить имя адресата. Птица найдет его, где бы он ни находился в данный момент, рассказывает Роулинг. В третьем томе эпопеи («Гарри Поттер и узник Азкабана») имеются главы «Совиная почта» и «Опять совиная ... Читать далее...
- Образ-символ «Атлантиды» в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» (Первый вариант) И. А. Бунин — писатель-реалист. По рассказам Бунина можно без труда представить себе жизнь предреволюционной России во всех подробностях: дворянские усадьбы, быт и культуру уносимого временем сословия, глиняные избы крестьян и жирный чернозем на дорогах. Писатель стремится постичь душу человека, увидеть «приметы» русского национального характера. Как чуткий Художник, Бунин ощущает приближение великих социальных катастроф, и ... Читать далее...
- «Вишневый сад» А. П. Чехова, как символ прошедшего века Читателю, даже не очень внимательному, наверняка бросится в глаза, что в пьесе Чехова практически нет ни одного счастливого человека. Раневская приезжает из Парижа, чтобы покаяться в своих грехах и найти последний покой в родном имении. Прямо по притче о Блудном сыне выстроила она свои последние планы. Но, увы, ей этого сделать не удалось: имение продают ... Читать далее...
Деталь. Символ. Подтекст