Что такое МИР ВЕЩЕЙ
МИР ВЕЩЕЙ в литературном произведении – художественное изображение всего, что сделано руками человека и окружает его в жизни: одежды, оружия, деталей интерьера, украшений и т.п. Мир вещей создается при помощи художественных деталей. Довольно часто он косвенно характеризует человека: например, книга, уже два года открытая на четырнадцатой странице у Манилова, мебель в доме Собакевича (“Мертвые души” Гоголя). Нередко вещная деталь выражает и авторскую позицию: так, “пепельница в виде серебряного лаптя” у Павла Петровича Кирсанова в “Отцах и детях” выражает насмешливое отношение автора к герою.
Широкое изображение мира вещей в том или ином произведении (“Евгений Онегин” Пушкина, “Мертвые души” Гоголя, многие рассказы Чехова) обыкновенно свидетельствует о внимании автора к культурно-бытовой жизни людей.
Related posts:
- Что такое ДЕТАЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕТАЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ – изобразительная или выразительная подробность изображенного мира художественного произведения. Различают детали пейзажа, портрета, мира вещей и психологические детали (см. Психологизм). Функция художественных деталей – характеризовать какого-либо героя (например, “лучистые глаза” характеризуют княжну Марью в “Войне и мире” Толстого), нравы общества (так, “уездной барышни альбом” в “Евгении Онегине” Пушкина характеризует нравы провинциального дворянства), психологическое […]...
- Что такое АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ в литературном произведении – авторское понимание жизни и ее оценка, в частности, оценка изображенных характеров. В литературе существует ряд способов выражения авторской позиции. Это, в частности, прямое высказывание автора (“Простите мне: я так люблю // Татьяну милую мою!” Пушкина; “Нет величия там, где нет простоты, добра и правды” Толстого). Авторскую позицию может выражать […]...
- Что такое ВВОДНЫЙ (ВСТАВНОЙ) ЭПИЗОД ВВОДНЫЙ (ВСТАВНОЙ) ЭПИЗОД – один из внесюжетных элементов композиции. Обыкновенно имеет относительно законченный самостоятельный сюжет и свою систему персонажей, не связанную с сюжетом и системой персонажей основного повествования. Используется для расширения рамок изображаемого. Вставными эпизодами очень богата, например, поэма Гоголя “Мертвые души”: “Повесть о капитане Копейкине”, притча о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифовиче, изображение судеб […]...
- Персонаж художественный Определение Персонаж художественный (лат. persona – лицо, маска) – герой в литературном произведении. Синонимы данного термина – литературный образ, действующее лицо произведения. Типизация и вымысел – важные моменты в создании персонажа. Художественный персонаж многоаспектен: он включает в себя духовный мир личности, круг жизненных интересов, идейную позицию, характер, формы сознания и поведения, индивидуальный портрет, психологию и т.д. […]...
- Что такое СЮЖЕТ СЮЖЕТ – система, последовательность событий и действий в эпическом, драматическом или лиро-эпическом произведении. Движение сюжета определяется конфликтом и происходит, как правило, через взаимодействие персонажей. Основные элементы сюжета: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. В произведении может быть одна или несколько сюжетных линий: так, в рассказе Чехова “Ионыч” сюжетная линия одна, связанная с нравственной деградацией, доктора […]...
- Что такое ПРОБЛЕМА ПРОБЛЕМА – основной вопрос, поставленный в литературном произведении, например, вопрос о смысле жизни в “Герое нашего времени” Лермонтова, вопрос о национальной самобытности России в поэме Гоголя “Мертвые души” или в стихотворении Тютчева “Умом Россию не понять…”. По ходу произведения проблема может получить то или иное решение, обыкновенно выражающееся в художественной идее (например, проблема “крови по […]...
- Темы сочинений по творчеству А. П. Чехова < p>1. Жизнь и сад (по пьесе А. П. Чехова “Вишневый сад”). 2. Тема счастья в пьесе А. П. Чехова “Вишневый сад”. 3. “На краю обрыва в будущее” (по пьесе А. П. Чехова “Вишневый сад”). 4. Когда за окнами – другая жизнь… (по пьесе А. П. Чехова “Вишневый сад”). 5. Будущее в представлении чеховских героев […]...
- Какова роль вещей в сатирическом изображении Гоголя При рассмотрении способов обрисовки образов в “Мертвых душах” особо можно отметить важную роль бытовой обстановки, нашедшей в поэме исключительно мастерское изображение. Бытовая обстановка героев раскрывает неподвижность, застой их жизни. Использование художественной детали в “Мертвых душах” необычайно широко. Так, например, для наиболее полного раскрытия образа Манилова, как человека, постоянно прожектирующего, но реально ничего не делающего, погруженного […]...
- Что такое КОНФЛИКТ КОНФЛИКТ – художественно выраженное противопоставление, противоречие, важное для раскрытия художественного содержания произведения (см. Содержание и форма). Так, в “Отцах и детях” Тургенева конфликт Павла Петровича и Базарова выражает противоположность между либеральным дворянством и демократами-разночинцами; в стихотворении Лермонтова “Пророк” конфликт между поэтом и толпой воплощает тему гордого одиночества личности и т.п. (См. также Антитеза). В зависимости […]...
- Что такое СИСТЕМА ПЕРСОНАЖЕЙ СИСТЕМА ПЕРСОНАЖЕЙ – взаимосвязи и взаимоотношения персонажей эпического, драматического, а иногда и лиро-эпического произведения. В произведении обыкновенно выделяются персонажи главные (например, Базаров в “Отцах и детях” Тургенева), второстепенные (Аркадий, Одинцова, Павел Петрович, Николай Петрович Кирсановы) и эпизодические (Ситников, Кукшина). С главным героем обыкновенно связана основная проблематика произведения, второстепенные персонажи помогают эту проблематику раскрывать, вступая в […]...
- Что такое “Юмор” ЮМОР – разновидность комического, предполагающая добродушное осмеяние человека или явления, нередко “одобрение под маской осмеяния”. Классические юмористические персонажи – Дон Кихот и Санчо Панса М. Сервантеса, мистер Пиквик Ч. Диккенса, герои “Вечеров на хуторе близ Диканьки” Н. В. Гоголя. В литературе XX в. значительна роль юмора в серьезных произведениях В. М. Шукшина, В. И. Белова […]...
- Что такое РЕЧЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА персонажа – один из способов создания образа человека в эпических и драматических произведениях. Как правило, каждый персонаж наделяется своей речевой манерой, в которой сказывается его характер, индивидуальность. Так, в “Мертвых душах” Гоголя сладкие, пышные, насыщенные “изысканными” оборотами речи Манилова, грубая речь Собакевича, отрывочно, без всякой логики построенные фразы Ноздрева и т.п. – все […]...
- Что такое РЕМАРКИ РЕМАРКИ – в драматическом произведении (см. Драма) краткие замечания автора, касающиеся места и времени действия, тона и интонации произносимых героями монологов и реплик, отдельных мизансцен и т.п. Ремарки изначально должны были помочь актерам и режиссерам в театральной постановке пьесы. Начиная с конца XIX века (в творчестве Чехова, Гopького и др.) ремарки приобретают все большее значение, […]...
- Что такое Антитеза? Определение Антитеза (греч. antithesis – противопоставление) – сопоставление противоположных предметов, понятий, явлений, а также композиционных составляющих (характеров, образов, пейзажей, художественных деталей и т.д.). Относится к синтаксическим фигурам усиления. Пример антитезы: “Клянусь я первым днем творенья, Клянусь его последним днем” (М.Ю. Лермонтов); “Они сошлись: волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “Цветов и неживых вещей…” Стихотворение “Цветов и неживых вещей…”, датированное 1913 годом, создано во время пребывания Ахматовой в Слепнево – имении, располагавшемся в Тверской губернии. Его поэтесса считала своей второй родиной. В произведении говорится о сельском доме, описываются приметы его повседневного быта. В рассматриваемом тексте Анна Андреевна раскрывает перед читателями красоту обыкновенных вещей и прелесть простой деревенской жизни. Взгляд […]...
- Что такое АВТОРСКИЕ ОТСТУПЛЕНИЯ АВТОРСКИЕ ОТСТУПЛЕНИЯ (иначе – лирические отступления) – высказывания лирического, публицистического, философского и т.п. характера, в которых с наибольшей ясностью выражается авторская позиция, а иногда и личности реального автора. В композиции произведения авторские отступления играют существенную роль. Они принадлежат к внесюжетным элементам и, как правило, связаны с основным действием очень слабо. Большое количество авторских отступлений присутствует в […]...
- Рассуждение по тексту Домбровского Свое дело Факультет ненужных вещей (ЕГЭ по русскому) По отрывку из “Факультет ненужных вещей”. “(1) Зыбин пошел и снова остановился. (2) У резных ворот с надписью “За колхозное изобилие” толпились люди. (3) Курили, чадили, лузгали семечки. (4) Он протиснулся и увидал художника за мольбертом….” На три вещи можно смотреть бесконечно: как льется вода, горит огонь и работает человек – гласит народная мудрость. Действительно, […]...
- Смех сквозь слезы в поэме Н. В. Гоголя Мертвые души “Смех сквозь слезы” в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” I. “Мертвые души” – это “история болезни, написанная мастерской рукой” (А. И. Герцен). II. “Мертвые души” – гениальная сатира на чиновно-крепостническую Россию. 1. Изобразить “все дурное, что ни есть в России…”. 2. Кто они – эти владельцы народной души? 3. Воплощение духовной нищеты, нравственного убожества, […]...
- Что такое КОМПОЗИЦИЯ КОМПОЗИЦИЯ – состав и последовательность расположения отдельных частей и элементов произведения, а также взаимосвязь между отдельными художественными образами. Так, в стихотворении Лермонтова “Как часто, пестрою толпою окружен…” основу композиции составляет противопоставление (см. Антитеза) между бездушным светом и воспоминаниями лирического героя о “дивном царстве”, в романе Толстого “Война и мир” – противоречие между ложным и истинным, […]...
- Что такое Рассказ? Определение Рассказ – малый повествовательный жанр, небольшое прозаическое произведение. Отличительные черты жанра рассказа: лаконизм повествования, постановка автором одной проблемы, рассказ об одном ярко характеризующем героя событии, небольшое количество действующих лиц, ограничение художественного пространства произведения и показ автором узкого отрезка времени, наличие емких деталей, выразительной концовки, иногда – присутствие рассказчика. Жанр рассказа в европейской литературе представлен в […]...
- Что такое Эпопея? Определение Эпопея (греч. epopoia, от epos – слово, повествование и poieo – творю) – самый большой монументальный эпический жанр литературы, отличающийся общенациональной, исторической проблематикой. М.М. Бахтин выделяет три основные черты эпопеи: 1) тематика эпопеи – национальное эпическое прошлое; 2) источник эпопеи – национальное предание; 3) эпический мир отделен от современности абсолютной эпической дистанцией [7]. Древние и […]...
- Что такое ПАФОС ПАФОС – основной эмоциональный тон произведения, а также эмоциональное освещение того или иного персонажа. Пафос является существенным моментом авторской позиции и должен рассматриваться в тесной связи с идеей, авторским идеалом, а также с характером конфликта. Основные разновидности пафоса: героическое, трагическое, романтика, юмор, сатира, инвектива, ирония. Так, например, в стихотворении Пушкина “К Чаадаеву” (“Любви, надежды, тихой […]...
- Что такое КОМЕДИЯ КОМЕДИЯ – драматический жанр, основанный на комическом. В комедии смех вызывается прежде всего всякого рода несообразностями: противоречием между претензиями и возможностями, между тем, что должно быть, и тем, что есть на самом деле, а также различными недоразумениями (например, одного принимают за другого и т.п.) Все перечисленные основы комизма присутствуют, например, в “Ревизоре” Гоголя. В зависимости […]...
- Что такое ОБРАЗ художественный ОБРАЗ художественный – универсальная форма отражения действительности в искусстве и, в частности, в литературе. Образ условно подобен реальности (см. Условность), он отражает ее не “один к одному”, а по законам художественности, то есть обобщает, типизирует (см. Типическое). В образе сочетается конкретность и обобщение: так, Базаров в “Отцах и детях” Тургенева является одновременно и вполне конкретным […]...
- Книга в моей жизни (Ю. Домбровский “Факультет ненужных вещей”) Настоящая литература является высоким искусством. В ней собраны накопленные многими поколениями людей нравственные, эстетические, философские, социальные ценности. Но литературные произведения не только выражают общественное сознание, но и формируют его. Художественное слово обладает огромной силой воздействия на человека, оно воспитывает, призывает, будит чувства, заставляет мыслить. Каждый человек испытал на себе это воздействие и в той или […]...
- Сочинение “Старые вещи” или “Музей забытых старых вещей” Сочинение “Старые вещи” или “Музей забытых старых вещей” Настоящий музей старых вещей – это дом моей прабабушки. Точнее, одна его комната. Прабабушка Лидия называет ее “залой”. Тут стоит старинная мебель. Она сделана из темного дерева с красноватым оттенком. Это необычный круглый стол, шифоньер с выдвижными ящичками, тяжелые крепкие стулья и зеркало – трюмо. Стол покрыт […]...
- Что такое Интерьер? Определение Интерьер – описание внутреннего убранства помещений, бытовой обстановки, дома в художественном произведении. Наряду с портретом, диалогами, пейзажами интерьер является важнейшим средством характеристики персонажа. Описание обстановки мы находим уже в античной литературе. Так, в поэме Гомера “Одиссея” читаем: После того как вошли они в дом Одиссеев высокий, Гостя копье он к высокой колонне понес и поставил […]...
- Значение словосочетания “мертвые души” В выражении “мертвые души” заключено несколько смыслов. Первый – буквальный: “мертвые души” – это уже умершие крепостные крестьяне, которые по ревизским сказкам числятся еще живыми и за которых помещики обязаны платить налог, как за живых. Второй – символический: “мертвые души” – это люди, которые загубили себя духовно и душевно. Третий отсылает нас к библейскому толкованию: […]...
- Что такое ИРОНИЯ ИРОНИЯ – 1) вид пафоса, насмешливое и скептическое отношение автора к персонажу. Ироническое освещение характерно, например, для образа Ленского в “Евгении Онегине” Пушкина, Обломова в одноименном романе Гончарова, Пети Трофимова в “Вишневом саде” Чехова и т.п. Эмоциональный диапазон иронии очень широк: от мягкой насмешки, граничащей с юмором (например, Разумихин в “Преступлении и наказании” Достоевского), до […]...
- “Жизнь вещей” в рассказе Осоргина “Пенсне” Рассказ М. А. Осоргина необычен. Он не юмористический, а скорее, иронический. В первой же фразе содержится утверждение-вопрос, что вещи “живут своей особой жизнью”. “Часы шагают, хворают, кашляют, печка мыслит… раздвинутые ножницы кричат”, – это утверждение обосновано с помощью языковых средств, олицетворений, метафор. Олицетворение наделяет неодушевленный предмет свойствами одушевленного: часы, как говорится, идут, но у автора […]...
- Согласны ли вы с мнением, что “поэзия Тютчева есть…не простое описание внешнего вида вещей, а проникновение в их космическую глубину…”? Поэзия Ф. И. Тютчева вырастала на русской почве, но, вместе с тем, он наследовал достижения западноевропейской поэзии. Она с потрясающей силой передает мятежные состояния, выражает бунтарскую стихию человеческой природы. Это – поэзия мысли, которая всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы. Это поэзия сильных, смелых и оригинальных образов, разнообразная по тональности, замечательная […]...
- Маленький человек в рассказах А. П. Чехова “Маленький человек” в рассказах А. П. Чехова I. Изображение “маленького человека” – один из способов проявления гуманизма и демократизма русских писателей XIX века. II. Эта тема как понятие социальное в творчестве А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова. 1. Деградация “маленьких людей” в рассказах Чехова: превращение их в обывателей. 2. […]...
- Человек против новой инквизиции в романе Ю. О. Домбровского “Факультет ненужных вещей” Главный герой романа Юрия Домбровского “Факультет ненужных вещей” – сотрудник алма-атинского историко-краеведческого музея Георгий Николаевич Зыбин, обладающий рядом автобиографических черт, по ложному обвинению оказывается в застенках НКВД (самому писателю в 1937 г. довелось пробыть там долгих семь месяцев). “Ненужной вещью” в стране в 30-е годы давно уже стало право, замененное “революционной целесообразностью”. Зыбин хорошо чувствует […]...
- Факультет ненужных вещей Юрий Осипович Домбровский Факультет ненужных вещей Роман (Кн. 1-я – 1964; кн. 2-я – 1975) Книга первая. ХРАНИТЕЛЬ ДРЕВНОСТЕЙ. Книга вторая. ФАКУЛЬТЕТ НЕНУЖНЫХ ВЕЩЕЙ Уже предчувствуя свою судьбу, Георгий Николаевич Зыбин, тридцатилетний историк, сотрудник краеведческого музея в Алма-Ате, уговаривал себя жить “правильно”: “тихо-тихо, незаметно-незаметно, никого не толкнуть, не задеть – я хранитель древностей, и только!” […]...
- Что такое РЕАЛИЗМ РЕАЛИЗМ – творческий метод и литературное направление в русской и зарубежной литературе XIX-XX веков. Основной особенностью реализма является социальный анализ, художественное осмысление взаимодействий между личностью и обществом, стремление художественно освоить закономерности общественного развития. Поэтому для реализма особенно характерно изображение типических характеров и типических обстоятельств (см. Тип, Типическое). К реализму принадлежали самые разные писатели, поэтому художественное […]...
- Что такое КОМИЧЕСКОЕ явление КОМИЧЕСКОЕ – явление действительности, которое возбуждает смех присущими ему недостатками, несообразностями, несоответствием формы и сущности. Например, в “Отцах и детях” Тургенева Ситников и Кукшина изо всех сил стараются казаться людьми умными и прогрессивными (форма), являясь на самом деле пустыми и ничтожными подражателями моде (сущность). Разновидности комического – ирония, сатира, юмор. Формы и способы достижения комического […]...
- Что такое Эпос? Определение Эпос (греч. epos – слово, повествование, рассказ) – повествовательный род литературы, выделяемый наряду с лирикой и драмой. В центре внимания эпического сюжета – жизнь человека, его взаимодействие с окружающими людьми, события, в которых он участвовал. Характерные черты эпоса – изображение уже происшедших событий, максимальная свобода автора в освоении художественного времени и пространства, наличие широкого спектра […]...
- Что такое благородство? Что такое благородство – вот вопрос, над которым размышляют читатели литературно-художественного портала “Изба-Читальня”. Авторы эссе считают, что “благородство предполагает способность жертвовать личными интересами в пользу других”, “не унижаясь ради личных выгод”. Читатели портала с восторгом приводят массу примеров истинного благородства: это и подвиг доноров, щедрость и бескорыстие тысяч советских людей, отдававших свои сбережения на строительство […]...
- Что такое ФАНТАСТИКА ФАНТАСТИКА – изображение заведомо неправдоподобного, невозможного в реальной жизни, например фантастических персонажей (градоначальник с фаршированной головой в “Истории одного города” Щедрина, Демон из одноименной поэмы Лермонтова), сюжетных ситуаций (“Нос” Гоголя, “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил” Щедрина),. свойств людей или предметов (способность животных разговаривать в сказках, баснях) и т.п. Иногда фантастическими являются […]...
- 7 вещей, которые вы должны знать о своем ребенке Каждая мать должна знать о своем ребенке несколько вещей, которые помогут лучше понимать интересы ребенка, его поведение, предпочтения, а также сложности, которые могут возникнуть у ребенка при общении с окружающими. Области интересов ребенка К сожалению, все чаще матери на вопрос “Чем больше всего интересуется ваш ребенок” либо пожимают плечами, либо отвечают односложно – “Компьютер”. Внимательные […]...