Что такое Портрет? Определение

Портрет (франц. portrait – изображать) – описание внеш­ности персонажа, индивидуально-телесных, природных черт, а также всего, что в облике человека сформировано социально-культурной средой: одежды, прически, манеры поведения – жестов, мимики, поз, выражений глаз, лица, улыбки и т.д. Портрет, наряду с диалогом, интерьером, ре­чью, является важнейшим средством характеристики персо­нажа. Типическое и индивидуальное – важнейшие составля­ющие художественного портрета. Описание внешности героя способствует раскрытию его характера.

Портреты

использу­ются в эпосе; в лирике и драме словесное портретирование ограничено. Для каждой литературной эпохи были характер­ны свои особенности передачи внешности персонажей.

Так, в фольклоре, литературе античности, Средних веков портреты были предельно обобщенными, напрямую обозна­чающими социальный статус героя [46]. Внешность героя ча­сто обозначали каким-либо устойчивым эпитетом (“Ахиллес быстроногий”, “Аполлон сребролукий”, “Агамемнон могу­чий”, “волоокая Гера”, “розоперстая Эос” у Гомера) . Начиная с эпохи Возрождения становится распространенным ста­тичный экспозиционный

портрет (подробное описание внеш­ности дается единожды, в начале повествования, отмечаются наиболее общие, неизменные внешние черты). Так, в романе Ф. Рабле “Гаргантюа и Пантагрюэль” дан портрет Панурга. “Панург был мужчина лет тридцати пяти, среднего роста, не высокий, не низенький, с крючковатым, напо­минавшим ручку от бритвы носом, любивший оставлять с носом других, в высшей степени обходительный, впрочем слегка распутный и от рождения подверженный особой бо­лезни, о которой в те времена говорили так: “Безденежье – недуг невыносимый”. Со всем тем он знал шестьдесят три способа добывания денег, из которых самым честным и са­мым обычным являлась незаметная кража, и был он озор­ник, шулер, кутила, гуляка и жулик, каких и в Париже не­много.

А в сущности, чудеснейший из смертных”. Стоит от­метить, что портрет в произведениях эпохи Возрождения пред­ставляет собой некий комплекс качеств, физиологических и душевных, автор зачастую перечисляет некие черты, не ста­раясь обнаружить внутреннюю связь между ними. Так, внут­ренние качества героя если и упоминаются автором, то не на­ходят своего отражения во внешних физиологических особен­ностях персонажа.

Таков портрет Никколозы в “Декамероне” Дж. Бокаччо: “Она была красива, хорошо одевалась и для сво­его положения обладала хорошими манерами и даром слова”.

Затем, вплоть до эпохи романтизма, в литературе господ­ствовали идеализирующие портреты. Подобный тип портрета находим у Н.В. Гоголя в повести “Тарас Бульба”: “Он под­нял глаза и увидел стоявшую у окна красавицу, какой еще не видывал отроду: черноглазую и белую, как снег, озаренный утренним румянцем солнца.

Она смеялась от всей души, и смех придавал сверкающую силу ее ослепительной красоте”.

В XIX веке в литературе появляются портреты, открыва­ющие всю сложность и многогранность духовного облика ге­роя. Характерен портрет Печорина в романе М.Ю. Лермон­това: “Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое телосложение, способ­ное переносить все трудности кочевой жизни и перемены кли­матов, не побежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными. Его походка была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками – верный признак некоторой скрытности характера.

С первого взгляда на лицо его я бы не дал ему более двадцати трех лет, хотя после я готов был дать ему тридцать. В его улыбке было что-то дет­ское. Чтоб докончить портрет, я скажу, что у него был немного вздернутый нос, зубы ослепительной белизны и ка­рие глаза; о глазах я должен сказать еще несколько слов.

Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся. Вам не случалось замечать такой странности у некоторых людей?.. Это признак – или злого нрава, или постоянной глубокой грус­ти.

Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фос­форическим блеском, если можно так выразиться. То не было отражение жара душевного или играющего воображения: то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, по холодный; взгляд его – непродолжительный, но прони­цательный и тяжелый, оставлял по себе неприятное впечат­ление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если б не был столь равнодушно спокоен”. Данный портрет – порт­рет-впечатление, в котором доминируют психологические характеристики героя.

В произведениях писателей XIX века (вторая половина) начинают преобладать динамичные портреты (описание вне­шности героя дается в движении, в действии, отмечаются его жесты, интонация, мимика в тот или иной момент времени). Таковы, к примеру, портреты в произведе­ниях Л.Н. Толстого.

Существуют различные виды портретов: портрет-опи­сание (объективное описание внешности персонажа, без ав­торских оценок и психологических комментариев – портрет Маши Мироновой в повести “Капитанская дочка” А.С. Пуш­кина) и портрет-впечатление (фиксирует оценку внешности героя автором или передает мысли и впечатления окружаю­щих – портрет Печорина в романе “Герой нашего времени”); подробный (развернутый, детализированный – портрет Об­ломова в одноименном романе И.А. Гончарова) и краткий (фрагментарный, составленный из 1-2 деталей, – портрет Лизы Муромской в повести “Барышня-крестьянка” А.С. Пуш­кина); портрет статичный (единовременное изображение не­изменных черт внешности героя – портрет Манилова в поэме “Мертвые души”) и портрет динамичный (описание внешно­сти героя дано в динамике, внешность передается через комп­лексное описание поз, жестов, мимики, движений, речи героя – портрет Раскольникова в романе “Преступление и наказание” Ф.М.

Достоевского); портрет цельный (полнос­тью дается в момент первого знакомства с героем – портрет Швабрина в повести “Капитанская дочка” А.С. Пушкина) и портрет рассеянный (детали внешности представлены на про­тяжении всего произведения – портрет Наташи Ростовой в романе-эпопее “Война и мир”); портрет лейтмотивный (вы­деление двух-трех выразительных черт внешности персонажа и авторский акцент на них при каждом появлении данного героя – портрет Лизы Болконской в романе “Война и мир” Л.Н. Толстого); портрет психологический (отражение душев­ного мира героя в описании его внешности – портрет Печо­рина в романе “Герой нашего времени” М.Ю.

Лермонтова).


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Что такое Портрет? Определение