Что такое Портрет? Определение
Портрет (франц. portrait – изображать) – описание внешности персонажа, индивидуально-телесных, природных черт, а также всего, что в облике человека сформировано социально-культурной средой: одежды, прически, манеры поведения – жестов, мимики, поз, выражений глаз, лица, улыбки и т.д. Портрет, наряду с диалогом, интерьером, речью, является важнейшим средством характеристики персонажа. Типическое и индивидуальное – важнейшие составляющие художественного портрета. Описание внешности героя способствует раскрытию его характера.
Портреты
Так, в фольклоре, литературе античности, Средних веков портреты были предельно обобщенными, напрямую обозначающими социальный статус героя [46]. Внешность героя часто обозначали каким-либо устойчивым эпитетом (“Ахиллес быстроногий”, “Аполлон сребролукий”, “Агамемнон могучий”, “волоокая Гера”, “розоперстая Эос” у Гомера) . Начиная с эпохи Возрождения становится распространенным статичный экспозиционный
А в сущности, чудеснейший из смертных”. Стоит отметить, что портрет в произведениях эпохи Возрождения представляет собой некий комплекс качеств, физиологических и душевных, автор зачастую перечисляет некие черты, не стараясь обнаружить внутреннюю связь между ними. Так, внутренние качества героя если и упоминаются автором, то не находят своего отражения во внешних физиологических особенностях персонажа.
Таков портрет Никколозы в “Декамероне” Дж. Бокаччо: “Она была красива, хорошо одевалась и для своего положения обладала хорошими манерами и даром слова”.
Затем, вплоть до эпохи романтизма, в литературе господствовали идеализирующие портреты. Подобный тип портрета находим у Н.В. Гоголя в повести “Тарас Бульба”: “Он поднял глаза и увидел стоявшую у окна красавицу, какой еще не видывал отроду: черноглазую и белую, как снег, озаренный утренним румянцем солнца.
Она смеялась от всей души, и смех придавал сверкающую силу ее ослепительной красоте”.
В XIX веке в литературе появляются портреты, открывающие всю сложность и многогранность духовного облика героя. Характерен портрет Печорина в романе М.Ю. Лермонтова: “Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое телосложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов, не побежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными. Его походка была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками – верный признак некоторой скрытности характера.
С первого взгляда на лицо его я бы не дал ему более двадцати трех лет, хотя после я готов был дать ему тридцать. В его улыбке было что-то детское. Чтоб докончить портрет, я скажу, что у него был немного вздернутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза; о глазах я должен сказать еще несколько слов.
Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся. Вам не случалось замечать такой странности у некоторых людей?.. Это признак – или злого нрава, или постоянной глубокой грусти.
Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском, если можно так выразиться. То не было отражение жара душевного или играющего воображения: то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, по холодный; взгляд его – непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если б не был столь равнодушно спокоен”. Данный портрет – портрет-впечатление, в котором доминируют психологические характеристики героя.
В произведениях писателей XIX века (вторая половина) начинают преобладать динамичные портреты (описание внешности героя дается в движении, в действии, отмечаются его жесты, интонация, мимика в тот или иной момент времени). Таковы, к примеру, портреты в произведениях Л.Н. Толстого.
Существуют различные виды портретов: портрет-описание (объективное описание внешности персонажа, без авторских оценок и психологических комментариев – портрет Маши Мироновой в повести “Капитанская дочка” А.С. Пушкина) и портрет-впечатление (фиксирует оценку внешности героя автором или передает мысли и впечатления окружающих – портрет Печорина в романе “Герой нашего времени”); подробный (развернутый, детализированный – портрет Обломова в одноименном романе И.А. Гончарова) и краткий (фрагментарный, составленный из 1-2 деталей, – портрет Лизы Муромской в повести “Барышня-крестьянка” А.С. Пушкина); портрет статичный (единовременное изображение неизменных черт внешности героя – портрет Манилова в поэме “Мертвые души”) и портрет динамичный (описание внешности героя дано в динамике, внешность передается через комплексное описание поз, жестов, мимики, движений, речи героя – портрет Раскольникова в романе “Преступление и наказание” Ф.М.
Достоевского); портрет цельный (полностью дается в момент первого знакомства с героем – портрет Швабрина в повести “Капитанская дочка” А.С. Пушкина) и портрет рассеянный (детали внешности представлены на протяжении всего произведения – портрет Наташи Ростовой в романе-эпопее “Война и мир”); портрет лейтмотивный (выделение двух-трех выразительных черт внешности персонажа и авторский акцент на них при каждом появлении данного героя – портрет Лизы Болконской в романе “Война и мир” Л.Н. Толстого); портрет психологический (отражение душевного мира героя в описании его внешности – портрет Печорина в романе “Герой нашего времени” М.Ю.
Лермонтова).