Что такое ПОДТЕКСТ
ПОДТЕКСТ – художественный прием, при котором явление, событие, чувство и т.п. не называются прямо. Автор лишь намекает на них, рассчитывая, что читатель сам домыслит недостающее. Подтекст поэтому требует довольно высокой культуры чтения, умения “читать между строк”.
Например, в строках Пушкина “Там некогда гулял и я, // Но вреден север для меня” (“Евгений Онегин”) содержится намек на взаимоотношения поэта с властью, которые повлекли за собой его “южную” ссылку. Особое значение подтекст приобретает в творчестве писателей второй половины XIX века (Достоевский, Чехов, позже – Горький). Очень насыщенный подтекст мы встречаем, например, в драматургии Чехова: там за внешне обыденными действиями и словами читатель и зритель должен угадать определенное психологическое состояние, часто весьма напряженное (например, в последнем разговоре Вари с Лопахиным в “Вишневом саде”).
- Деталь. Символ. Подтекст Деталь. Символ. Подтекст Деталь – это выразительная подробность, с помощью которой создается художественный образ. Деталь помогает представить изображаемую автором картину, предмет или характер в неповторимой индивидуальности. Она может воспроизводить черты внешности, детали одежды, обстановки, переживания или поступка. В рассказе Чехова “Хамелеон” выразительной деталью является, например, шинель полицейского надзирателя Очумелова. На протяжении повествования герой несколько раз […]...
- Подтекст стихотворения “Парус”; Лермонтова Подтекст через смысловые предвестники выливается в философско-этическую формулу, которая приобретает обычную для Лермонтова форму антиномии: Он, мятежный, просит бури Как будто в бурях есть покой! Антонимия эта чрезвычайно сложна, семантически и структурно двухслойна. Эпитет “мятежный” закономерно венчает внутреннее подтекстовое движение (невозможность прикрепленное – контакт с бурей – “мятежный”). Второе двустишие противопоставлено первому как глагольное безглагольному. […]...
- Подтекст у А. П. Чехова Давно уже отмечена многозначность или, как иногда говорят, двуплановость языка действующих лиц в чеховских пьесах. Это – способ выражения богатства внутреннего мира персонажей, средство авторской оценки, ибо не все действующие лица обладают глубиной душевных переживаний (вспомним Яшу в пьесе “Вишневый сад”). Богатство же внутреннего мира чеховских героев раскрывается не только в их репликах или монологах, […]...
- Философский подтекст произведения Вийона “Баллада примет” Известно, что подтекст – это Скрытый смысл произведения. Философский подтекст обычно затрагивает вопросы, которые называют общечеловеческими. Какие же вопросы волнуют Ф. Вийона? С первых строк произведения бросается в глаза повтор в начале каждой строки: “Я знаю…” Этого “Я знаю…” так много, что невольно начинаешь думать, что перед тобой произведение хвастливого самовлюбленного человека, который спешит сообщить […]...
- Что такое РЕМАРКИ РЕМАРКИ – в драматическом произведении (см. Драма) краткие замечания автора, касающиеся места и времени действия, тона и интонации произносимых героями монологов и реплик, отдельных мизансцен и т.п. Ремарки изначально должны были помочь актерам и режиссерам в театральной постановке пьесы. Начиная с конца XIX века (в творчестве Чехова, Гopького и др.) ремарки приобретают все большее значение, […]...
- Что такое КЛАССИЦИЗМ КЛАССИЦИЗМ – художественный метод и направление в европейской и русский литературе XVII-XVIII веков. В России к нему можно отнести творчество таких писателей, как Ломоносов, Сумароков, Державин, Фонвизин, Крылов. В России классицизм носил главным образом просветительский характер и основывался на культе Разума; классицисты выступали за образование и просвещение, развитие науки и культуры. Метод классицизма сводился к достаточно […]...
- Что такое Повесть? Определение Повесть – средняя эпическая форма, прозаический жанр занявший свое место между рассказом и романом. Для жанра повести характерно достаточно медленное развитие действия (по сравнению с рассказом и романом), ровный темп повествования, равномерное распределение сюжетного напряжения по ряду ситуаций, простота композиции, хроникальное расположение материала. Тематика данных произведений может быть различной: повесть может иметь героическое, романтическое или […]...
- Можно ли с помощью многоточия понять подтекст произведения (сочинение по тексту, пример творческого сочинения)? Русский язык поистине великий и могучий язык! Не согласиться с этим трудно, даже нельзя. Кто – то возразит: “Эпитеты поистерлись, вышли в тираж, превратились в трюизм”. Настаиваю, слова “великий и могучий” здесь отнюдь не тривиальны. Попробую доказать верность утверждения на примере функциональных особенностей многоточия. Говоря о богатстве любого языка, мы подразумеваем не только богатство его […]...
- ЖИЗНЬ В РАЮ? (идейный подтекст романа-антиутопии Е. И. Замятина “Мы”) Инстинкт несвободы издревле органически присущ человеку… Е. Замятин. “Мы” “Сигналом об опасности, угрожающей че- ловеку, человечеству от гипертрофированной власти машин и власти государства” назвал роман Замятина Дж. Оруэлл. Удивительно, но роман написан в 1920 го- ду. Обладая редким даром предвидения, За- мятин уже тогда обратил внимание на насто- раживающие тенденции в политике молодого государства – […]...
- Сочинение – определение: Что такое песня? Песня – небольшое словесно-музыкальное произведение, исполняемое одним лицом или хором. Истоки песни в фольклоре – устном народном творчестве. Народные песни разнообразны. Большую группу представляют бытовые песни, в которую входят календарные песни – их пели в определенные дни года. Исполнять эти песни в другие дни, вне праздничного обычая, было бы лишено всякого смысла. Кроме того, выделяют […]...
- Что такое аллегория в литературе? Аллегория – это использование отвлеченных понятий, которые символически передают характеристики конкретного образа. Одно слово иллюстрируется с помощью другого. Аллегория включает в себя два важных компонента. Смысловой элемент аллегории – это предмет, который изображает автор, но не называет его. Например, мудрость, храбрость, Доброта, юность. Второй элемент – это предметный объект, который должен передать в произведение названное […]...
- Определение. Что такое Аффикс Аффикс (от лат. affixus “прикрепленный”) – общее название для всех некорневых морфем, добавляющихся к корню и выражающих дополнительные значения. По выражаемому ими значению, или по своей функции в слове, аффиксы делятся на словообразовательные (или словообразующие) и словоизменительные (или формообразующие). Словообразовательные аффиксы вносят дополнительные оттенки в лексическое значение слова и образуют новые слова, как, например, суффикс […]...
- Что такое СИМВОЛ СИМВОЛ – особый художественный образ, вид иносказания. Символ является широким обобщением, которое не поддается, как правило, однозначному истолкованию, так как образ-символ многозначен, и каждый читатель понимает смысл символического образа по-своему. Например, образ паруса в одноименном стихотворении Лермонтова может быть истолкован как иносказательное изображение гордого и одинокого человека, как образ поэта, как образ мятежника и борца, […]...
- Определение. Что такое Грамматическое значение Грамматическое значение – часть значения (содержания) слова или предложения, получающая обязательное формальное выражение в составе слова или предложения. В языке есть два типа значений лингвистических единиц: лексическое и грамматическое. Лексическое значение слова – предмет лексики, а грамматическое значение – предмет грамматики. Лексическое значение является конкретным, предметным значением слова. Несколько упрощая, можно сказать, что это – […]...
- Определение. Что такое Корень Корень – обязательная и главная морфема в слове, выражающая основное лексическое значение слова. Это единственная морфема, которая может совпадать с основой слова. Корни бывают свободные и связанные (или радиксоиды). Большинство корней относится к первой группе: они могут встречаться как в словах со словообразующими аффиксами, так и без них. Например, мор-е, мор-ск-ой, мор-як, мор-яч-к-а и др.; […]...
- Определение: Что такое Обрядовые песни? Фольклор всегда был неотъемлемой частью жизни любого народа. В нем выражались его настроения, отношения к жизни и окружающей действительности. Особенностью русского фольклора было его особое содержание и тональность. Эта мелодика выражалась в песнях, которые были посвящены различным праздникам в жизни русского человека. Такие произведения становились основой для показа исторических событий, национальных традиций и выражением самосознания […]...
- Что такое ДЕТАЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕТАЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ – изобразительная или выразительная подробность изображенного мира художественного произведения. Различают детали пейзажа, портрета, мира вещей и психологические детали (см. Психологизм). Функция художественных деталей – характеризовать какого-либо героя (например, “лучистые глаза” характеризуют княжну Марью в “Войне и мире” Толстого), нравы общества (так, “уездной барышни альбом” в “Евгении Онегине” Пушкина характеризует нравы провинциального дворянства), психологическое […]...
- Определение. Что такое Морфема Морфема (от греч. morphe “форма”) – минимальная значимая единица языка. Термин морфема был введен в лингвистический обиход в 1881 г. И. А. Бодуэном де Куртенэ. В речи морфема может быть представлена различными вариантами, или морфами. Морфы, принадлежащие одной морфеме, как правило, имеют одно и то же значение, но различаются звуковым составом. Например, в словах села […]...
- Определение. Что такое Флексия Флексия (от лат. flexio “сгибание”), или окончание – это словоизменительный аффикс, имеющий грамматическое значение и служащий для выражения отношений между словами в предложении. Флексии обычно занимают место в самом конце словоформы (рук-а, пиш-ет), но в некоторых случаях они находятся внутри слова. После окончания может находиться постфикс (умыва-ет-ся, к-ого-то, ид-ем-те), а в сложных числительных представлено две […]...
- Что такое “подводное течение” в пьесах А. П. Чехова? (на примере комедии “Вишневый сад”) В жизни люди часто говорят не то, что думают. В теории литературы этот неявный, потаенный смысл, который не совпадает с прямым значением фразы, называется “подтекстом”. В прозаических произведениях передать этот смысловой эффект довольно легко с помощью всезнающего автора-рассказчика. Например, в романе Н. Г. Чернышевского “Что делать?” (гл.2, VI) бойкая мамаша Марья Алексеевна Розальская обращается к […]...
- Что такое ТИПИЧЕСКОЕ (свойство) ТИПИЧЕСКОЕ – характерное, свойственное данной эпохе и социальной среде, закономерно в ней возникающее. Категория типического особенное значение приобрела в реализме. Однако для русского реализма характерным было изображение не вполне типических характеров, не полностью укладывающихся в рамки обыкновенного, “среднего” для данной среды и эпохи. Так, в романе Пушкина “Евгений Онегин” вполне типическим является характер Ольги Лариной, […]...
- Анализ стихотворения Маяковского “Что такое хорошо и что такое плохо” Поэтическое наследие Маяковского, предназначенное для маленьких читателей, исполнено оптимистических интонаций. Его юным адресатам открывается огромный мир – молодой, радостный, населенный трудолюбивыми и уверенными в себе взрослыми. Персонажами художественного текста “Гуляем” становятся отважный красноармеец, умные комсомольцы, рабочий и крестьянин, народный депутат, борющийся за детское счастье, ласковая няня. Галерея положительных образов предвосхищает героев произведения ” Кем быть?”, […]...
- Определение Что такое Гипербола? Гипербола (греч. hyperbole – преувеличение) – сильное преувеличение изображаемого явления. Преувеличение может относиться к характеру героя (скупость Плюшкина), может присутствовать в описании внешности (портрет ребенка-Пантагрюэля в романе Ф. Рабле “Гаргантюа и Пантагрюэль”), в интерьере (в романе А.С. Пушкина у Онегина “щетки тридцати родов И для ногтей, и для зубов”). Прием гиперболы часто использовали Н.В. Гоголь, Ф.М. […]...
- Определение. Что такое Нулевой аффикс Нулевой аффикс – материально не выраженный показатель грамматического или словообразовательного значения, который выделяется в слове при наличии определенных условий. Если речь идет о нулевой флексии (т. е. словоизменительном нулевом аффиксе), то в школьной традиции обычно ограничиваются только одним критерием – наличием в других формах этого же слова флексий, выраженных материально. Таким образом, нулевое окончание в […]...
- Что такое Рассказ? Определение Рассказ – малый повествовательный жанр, небольшое прозаическое произведение. Отличительные черты жанра рассказа: лаконизм повествования, постановка автором одной проблемы, рассказ об одном ярко характеризующем героя событии, небольшое количество действующих лиц, ограничение художественного пространства произведения и показ автором узкого отрезка времени, наличие емких деталей, выразительной концовки, иногда – присутствие рассказчика. Жанр рассказа в европейской литературе представлен в […]...
- Определение. Что такое Падеж Падеж – словоизменительная грамматическая категория имени существительного, обозначающая его отношения с другими словами в предложении и выражаемая окончаниями (флексиями). Падеж указывает на функциональный статус имени (подлежащее \ прямое дополнение \ косвенное дополнение \ обстоятельство) в рамках целого предложения и на отношения зависимости (управления) в рамках отдельного словосочетания. Синтаксическая (не самостоятельная) категория падежа свойственна прилагательным, причастиям […]...
- Определение. Что такое Суффикс Суффикс (от лат. suffixus “прикрепленный”) – аффикс, который находится в слове после корня: в изменяемом слове – перед окончанием (мыш-к-а) или перед другим суффиксом (вод-ич-к-а), в неизменяемом – в абсолютном конце слова как непосредственно после корня (гляд-я), так и после другого суффикса (по-стар-ик-ов-ск-и). Суффиксы чаще всего выражают словообразовательные значения, как, например, – ник в чайник, […]...
- Определение. Что такое Сращение Сращение – образование нового слова за счет объединения в единое целое словосочетания, обычно употребляемого именно в таком виде. Это лексико-синтаксический способ словообразования. Синтаксическая связь слов, входящих в это сочетание, их морфемный состав и семантика словосочетания полностью сохраняются в производном слове. Так, например, в истории русского языка появились некоторые очень употребительные наречия: сегодня, сейчас, тотчас, наконец, […]...
- Определение. Что такое Чередование звуков Чередование звуков – взаимная замена звуков в составе одной и той же морфемы. Чередования обнаруживаются при сопоставлении различных звучаний одной морфемы (корня, суффикса, префикса или окончания) или одного слова. Например, последний согласный звук в слове дуб оглушается, и мы слышим [дуп], а при изменении формы слова тот же корень звучит иначе – [дубы]. В данном […]...
- Определение. Что такое Собирательные имена Собирательные имена – это существительные, которые обозначают совокупности однородных предметов как неделимое целое. Есть собирательные существительные, которые выражают данное значение только лексически (мебель, посуда, молодежь), но большинство слов, относящихся к данному разряду, имеет специальные грамматические показатели собирательности – словообразовательные суффиксы типа – ств-\еств – (садоводство, студенчество), – в – (братва), -[j]- (тряпье), – ур – […]...
- Определение. Что такое Согласный глухой звук Согласный глухой – согласный звук, который образуется без голосового тона, то есть без участия голосовых связок. Струя воздуха на своем пути встречает препятствие, которое преодолевает с шумом. Таким образом, глухие произносятся с большим шумом, то есть с более энергичной воздушной струей, чем звонкие. Глухие согласные: [к], [п], [с,] [т], [ф], [х], [ц], [ч’], [ш] (на […]...
- Определение. Что такое Орфоэпия Орфоэпия (греч. orthoepeia, от orthos правильный и epos речь) – раздел фонетики, занимающийся нормами произношения, их обоснованием и установлением. Понятие орфоэпии включает в себя как произношение отдельных звуков, в том числе и с учетом конкретных условий их реализации, так и звуковое оформление целых слов или высказываний. Например, для русского языка имеет большое значение место ударения, […]...
- Сочинение на тему: “Русская драматургия. Чехов и Горький” В области драматического искусства пробовали себя многие русские писатели, среди них оказались Антон Павлович Чехов и Максим Горький. Драматические произведения этих писателей стали особенно яркими в драматургии и являются достоянием русской художественной литературы. Почему мы рассматриваем двух писателей вместе? Потому что их творчество во многом похоже. Чехов и Горький изменили в своем творчестве принципы драматических […]...
- Что такое человек и что такое жизнь в изображении Толстого в романе “Война и мир” Что такое человек и что такое жизнь в изображении Толстого в романе ВОЙНА И МИР. ” Война и мир ” – самое крупное произведение Льва Николаевича Толстого, охватывающее важнейшие события истории России первой четверти девятнадцатого века. В романе встречаются множество действующих лиц, начиная от простых людей, которых никто не замечал и не ценил, но от […]...
- РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 60-90-Х ГОДОВ XX ВЕКА Писатели конца столетия в произведениях различных видов, жанров и направлений. Богатство жанров, отразивших Великую Отечественную войну в художественной литературе. Полемика писателей, критиков и широкой общественности о роли искусства в жизни человека. Активные столкновения гуманных и антигуманных позиций. Проблема выбора как проблема творчества писателя и как проблема творчества читателя. Отражение в литературе судьбы человека в тоталитарном […]...
- Что такое Словарь Словарь – справочная книга, которая представляет в определенном порядке слова (морфемы, словосочетания, фразеологизмы и т. п.) и объясняет значения описываемых единиц, сообщает различные сведения о них или о предметах, обозначаемых ими. Словари возникли в глубокой древности в виде глоссариев – списков непонятных слов (устаревших или диалектных), значение которых необходимо было объяснить для правильного понимания текста. […]...
- Что такое “Интерьер в литературе” ИНТЕРЬЕР в литературе – образ внутренних помещений здания. Используется в основном для социальной и психологической характеристики персонажей, демонстрирует условия их жизни. Автору необязательно описывать то, что само собой разумеется для читателя, к которому он адресуется. Так, Пушкин, создавая “Евгения Онегина” для людей в общем своего круга, преимущественно петербуржцев, лишь с “галантерейной” точки зрения описывает в […]...
- Антироман Антироман – жанр постмодернистского романа, в котором отсутствуют миметичные принципы литературы, сюжетные коллизии, завязки и развязки, герои, нарушена временная последовательность событий, имеются уровни экспериментаторства и тому подобное. Произведения Натали Саррот (“Портрет неизвестного”, “Мартеро”, “Золотые плоды”, “Планетарий”), А. Роб-Грийе (“Ластики”, “Тот, кто подглядывает”, “Ревность”, “В лабиринте”) и других писателей синтезируют попытки обновить реализм, просмотреть его определяющие […]...
- Что такое ИРОНИЯ ИРОНИЯ – 1) вид пафоса, насмешливое и скептическое отношение автора к персонажу. Ироническое освещение характерно, например, для образа Ленского в “Евгении Онегине” Пушкина, Обломова в одноименном романе Гончарова, Пети Трофимова в “Вишневом саде” Чехова и т.п. Эмоциональный диапазон иронии очень широк: от мягкой насмешки, граничащей с юмором (например, Разумихин в “Преступлении и наказании” Достоевского), до […]...
- Что такое мораль? (по роману “Преступление и наказание”) Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” – социальный, философский и психологический роман. Мне кажется, ярче всего в романе выражена психологическая линия. Преступление занимает одну часть романа, а наказание – пять частей. И наказание Раскольникова заключается в нравственных страданиях. В своем романе Достоевский показал один из путей к достижению истины. Мы можем видеть другие пути […]...