Что такое КОМПОЗИЦИЯ

КОМПОЗИЦИЯ – состав и последовательность распо­ложения отдельных частей и элементов произведения, а также взаимосвязь между отдельными художественными образами. Так, в стихотворении Лермонтова “Как часто, пестрою толпою окружен…” основу композиции составляет противопоставление (см. Антитеза) между бездушным светом и воспо­минаниями лирического героя о “дивном царстве”, в романе Толстого “Война и мир” – противоречие между ложным и истинным, в “Ионыче” Чехова – процесс духовной деградации главного героя

и т.п.

В эпических, драматических и отчасти в лиро-эпических произведениях основной частью композиции весьма часто оказывается сюжет. При этом компо­зиционное оформление сюжета может быть различным: собы­тия могут излагаться в прямой хронологической последова­тельности (“Война и мир” Толстого); в сюжет могут вводиться отступления в прошлое (предыстория Николая Пет­ровича и Павла Петровича в “Отцах и детях” Тургенева); по­следовательность сюжета может быть специально изменена (“Герой нашего времени” Лермонтова). В эпических

и лиро-эпическнх произведениях важную роль в композиции играют внесюжетные элементы: авторские отступления, описания, вводные (вставные) эпизоды.

Соотношение сюжетных и вне- сюжетных элементов составляет важную особенность компо­зиции произведения, которую надо обязательно отмечать. Так, для композиции поэм Лермонтова “Песня про … купца Ка­лашникова” и “Мцыри” характерно преобладание сюжетных элементов, а для “Евгения Онегина” Пушкина, “Мертвых душ” Гоголя, “Кому на Руси жить хорошо” Некрасова – на­оборот, значительное количество элементов внесюжетных. Важную роль в композиции играет также система персона­жей эпических и драматургических произведений, а также система образов (например, последовательность образов в стихотворении Пушкина “Пророк”, выражающая процесс ду­ховного становления поэта; или взаимодействие таких симво­лических деталей-образов, как крест, топор, Евангелие, вос­кресение Лазаря и т.п. в романе Достоевского “Преступление и наказание”). Для композиции эпического произведения очень важна также организация повествования: так, в романе Лермонтова “Герой нашего времени” повествование вначале ведет простоватый, но наблюдательный Максим Максимыч, затем “автор”, публикующий дневник Печорина, человек од­ного с ним круга, и наконец, сам Печорин.

Это позволяет ав­тору раскрыть всю глубину характера Печорина, идя от внеш­него к внутреннему. Наконец, в композицию произведения могут включаться и другие композиционные части: сны (“Преступление и наказание”, “Война и мир”), письма (“Евгений Онегин”, “Герой нашего времени”), жанровые включе­ния, например, песни (“Евгений Онегин”, “Кому на Руси жить хорошо”) и т.п.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Что такое КОМПОЗИЦИЯ