Что такое КОМПОЗИЦИЯ
КОМПОЗИЦИЯ – состав и последовательность расположения отдельных частей и элементов произведения, а также взаимосвязь между отдельными художественными образами. Так, в стихотворении Лермонтова “Как часто, пестрою толпою окружен…” основу композиции составляет противопоставление (см. Антитеза) между бездушным светом и воспоминаниями лирического героя о “дивном царстве”, в романе Толстого “Война и мир” – противоречие между ложным и истинным, в “Ионыче” Чехова – процесс духовной деградации главного героя
В эпических, драматических и отчасти в лиро-эпических произведениях основной частью композиции весьма часто оказывается сюжет. При этом композиционное оформление сюжета может быть различным: события могут излагаться в прямой хронологической последовательности (“Война и мир” Толстого); в сюжет могут вводиться отступления в прошлое (предыстория Николая Петровича и Павла Петровича в “Отцах и детях” Тургенева); последовательность сюжета может быть специально изменена (“Герой нашего времени” Лермонтова). В эпических
Соотношение сюжетных и вне- сюжетных элементов составляет важную особенность композиции произведения, которую надо обязательно отмечать. Так, для композиции поэм Лермонтова “Песня про … купца Калашникова” и “Мцыри” характерно преобладание сюжетных элементов, а для “Евгения Онегина” Пушкина, “Мертвых душ” Гоголя, “Кому на Руси жить хорошо” Некрасова – наоборот, значительное количество элементов внесюжетных. Важную роль в композиции играет также система персонажей эпических и драматургических произведений, а также система образов (например, последовательность образов в стихотворении Пушкина “Пророк”, выражающая процесс духовного становления поэта; или взаимодействие таких символических деталей-образов, как крест, топор, Евангелие, воскресение Лазаря и т.п. в романе Достоевского “Преступление и наказание”). Для композиции эпического произведения очень важна также организация повествования: так, в романе Лермонтова “Герой нашего времени” повествование вначале ведет простоватый, но наблюдательный Максим Максимыч, затем “автор”, публикующий дневник Печорина, человек одного с ним круга, и наконец, сам Печорин.
Это позволяет автору раскрыть всю глубину характера Печорина, идя от внешнего к внутреннему. Наконец, в композицию произведения могут включаться и другие композиционные части: сны (“Преступление и наказание”, “Война и мир”), письма (“Евгений Онегин”, “Герой нашего времени”), жанровые включения, например, песни (“Евгений Онегин”, “Кому на Руси жить хорошо”) и т.п.
Related posts:
- Композиция Определение С понятием сюжета произведения тесно связано понятие его композиции. Композиция – это последовательность в расположении отдельных частей и элементов произведения, порядок, в котором они следуют друг за другом. Прежде всего, по-разному могут быть расположены события самого сюжета. Сюжет может излагаться в прямой хронологической последовательности (“Ионыч” А.П. Чехова); в нем могут быть отступления в прошлое (предыстория […]...
- Что такое композиция и архитектоника в литературе? Что такое композиция? Вопрос о композиции в литературоведении всегда актуален, поскольку с течением времени и в результате изменения основных научных тенденций в построении художественного произведения, ученые постоянно переосмысливают старые научные постулаты. Вообще, рабочее определение понятия “композиция” выглядит примерно так: построение литературного произведения независимо от его рода. Композиция может объединять такие составные смысловые части произведения, как […]...
- Что такое композиция? Определение Композиция (лат. сотропеrе – складывать, строить) – построение, расположение и соотношение частей, эпизодов, персонажей, средств художественной выразительности в литературном произведении. Композиция скрепляет все элементы произведения, подчиняя их авторской идее . Составные элементы композиции: персонажи, происходящие события, художественные детали, монологи и диалоги, портреты, пейзажи, интерьеры, лирические отступления, вставные эпизоды, художественные предварения и обрамления. В. Хализев выделяет такие […]...
- Темы сочинений по творчеству М. Ю. Лермонтова < p>1. Черты романтизма и реализма в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”. 2. Образ героя 30-х гг. XIX в. 3. Композиция романа “Герой нашего времени” и ее роль в раскрытии личности Печорина. 4. “Лишние люди” в произведениях А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. 5. Печорин и Грушницкий. 6. Женские образы в романе […]...
- Что такое СЮЖЕТ СЮЖЕТ – система, последовательность событий и действий в эпическом, драматическом или лиро-эпическом произведении. Движение сюжета определяется конфликтом и происходит, как правило, через взаимодействие персонажей. Основные элементы сюжета: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. В произведении может быть одна или несколько сюжетных линий: так, в рассказе Чехова “Ионыч” сюжетная линия одна, связанная с нравственной деградацией, доктора […]...
- Композиция произведения Композиция произведения – построение художественного произведения, соотнесенность и взаимодействие всех его компонентов, расположение его частей в определенной последовательности. Композиция обусловлена содержанием и жанром произведения. Композиция может быть простой, линейной, когда отдельные эпизоды нанизываются, следуют один за другим и связаны с главным героем. Примером может служить композиция поэмы Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”. […]...
- Что такое ПРОБЛЕМА ПРОБЛЕМА – основной вопрос, поставленный в литературном произведении, например, вопрос о смысле жизни в “Герое нашего времени” Лермонтова, вопрос о национальной самобытности России в поэме Гоголя “Мертвые души” или в стихотворении Тютчева “Умом Россию не понять…”. По ходу произведения проблема может получить то или иное решение, обыкновенно выражающееся в художественной идее (например, проблема “крови по […]...
- О композиции художественного произведения Композиция (от лат. составление, соединение) – это построение, расположение частей внутри единого целого, взаимозависимость этих частей, их соподчиненность. Все, что создано, построено – в материальном или духовном смысле – имеет композицию. Подобно тому, как по расположению отдельных помещений, их размерам и отделке мы можем судить о назначении здания, по композиции литературного произведения мы судим об […]...
- План сочинения – Композиция романа Лермонтова “Герой нашего времени” Композиция романа М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” I. Вступление Общее понятие о композиции: это состав и расположение частей художественного произведения. (Подробнее см. Словарик.) II. Главная часть 1. Композиция романа Лермонтова достаточно сложна. Это проявляется и в нарушении хронологической последовательности повестей, и в отсутствии между ними сюжетной связи, и в смене повествователей: а) роман Лермонтова состоит […]...
- Что такое КОНФЛИКТ КОНФЛИКТ – художественно выраженное противопоставление, противоречие, важное для раскрытия художественного содержания произведения (см. Содержание и форма). Так, в “Отцах и детях” Тургенева конфликт Павла Петровича и Базарова выражает противоположность между либеральным дворянством и демократами-разночинцами; в стихотворении Лермонтова “Пророк” конфликт между поэтом и толпой воплощает тему гордого одиночества личности и т.п. (См. также Антитеза). В зависимости […]...
- Что такое Эпос? Определение Эпос (греч. epos – слово, повествование, рассказ) – повествовательный род литературы, выделяемый наряду с лирикой и драмой. В центре внимания эпического сюжета – жизнь человека, его взаимодействие с окружающими людьми, события, в которых он участвовал. Характерные черты эпоса – изображение уже происшедших событий, максимальная свобода автора в освоении художественного времени и пространства, наличие широкого спектра […]...
- Что такое РОМАНТИКА РОМАНТИКА – вид пафоса, представляющий собой переживание того или иного возвышенного идеала и эмоциональное стремление к нему. В отличие от героического романтика – это область мечты, не переходящей в действие. Романтический пафос в той или иной мере свойствен таким произведениям, как баллады и элегии Жуковского, “южные” поэмы Пушкина, “Мцыри” и “Демон” Лермонтова, “Соловьиный сад” Блока, […]...
- Что такое ВВОДНЫЙ (ВСТАВНОЙ) ЭПИЗОД ВВОДНЫЙ (ВСТАВНОЙ) ЭПИЗОД – один из внесюжетных элементов композиции. Обыкновенно имеет относительно законченный самостоятельный сюжет и свою систему персонажей, не связанную с сюжетом и системой персонажей основного повествования. Используется для расширения рамок изображаемого. Вставными эпизодами очень богата, например, поэма Гоголя “Мертвые души”: “Повесть о капитане Копейкине”, притча о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифовиче, изображение судеб […]...
- Сочинение на тему: Композиция романа Герой нашего времени Лермонтова Композиция романа Герой нашего времени Лермонтова Роман М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” имеет довольно интересное строение. Он состоит из двух больших частей. В одной действие ведется от лица автора произведения, который рассказывает о своей встрече с человеком, знавшим Печорина, Максимом Максимовичем. Он повествует о жизни главного героя со слов его старого знакомого. Во второй […]...
- Композиция и смысл художественного произведения Говорят, что от перемены мест слагаемых сумма не изменяется. Но это правило верно лишь в математике. К художественной литературе оно неприменимо: здесь перемена мест слагаемых, то есть другая композиция произведения, может очень сильно повлиять на восприятие смысла. Вообще то, как читатель понимает произведение, во многом зависит от построения текста. Ярчайший пример – “Герой нашего времени” […]...
- Композиция и смысл рассказа Л. Н. Толстого “После бала” Говорят, что от перемены мест слагаемых сумма не изменяется. Но это правило верно лишь в математике. К художественной литературе оно неприменимо: здесь перемена мест слагаемых, то есть другая композиция произведения, может очень сильно повлиять на восприятие смысла. Вообще то, как читатель понимает произведение, во многом зависит от построения текста. Ярчайший пример – “Герой нашего времени” […]...
- Что такое ФАНТАСТИКА ФАНТАСТИКА – изображение заведомо неправдоподобного, невозможного в реальной жизни, например фантастических персонажей (градоначальник с фаршированной головой в “Истории одного города” Щедрина, Демон из одноименной поэмы Лермонтова), сюжетных ситуаций (“Нос” Гоголя, “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил” Щедрина),. свойств людей или предметов (способность животных разговаривать в сказках, баснях) и т.п. Иногда фантастическими являются […]...
- Сюжет, композиция и конфликт в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее – иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья и сомненья, В бездействии состарится оно… М. Ю. Лермонтов Значительность поставленных вопросов, яркость и типичность характера главного героя, знаменующего собой целую эпоху русской жизни, высокие художественные достоинства делают роман М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” одним из […]...
- Сюжет и композиция романа “Герой нашего времени” Лермонтова М. Ю Тема романа Лермонтова “Герой нашего времени” (1840) – изображение общественной ситуации 30 – 40-х годов XIX века. Этот период в истории России принято называть “межвременьем”, потому что общество переживало так называемую смену идеалов. Восстание декабристов потерпело поражение, что свидетельствовало об ошибочности их общественно-политических убеждений. Но, разочаровавшись в декабристских идеалах, общество пока еще не сформировало новых […]...
- Жанр и композиция “Война и мир” Жанр и композиция. “Война и мир”; – грандиозное эпическое полотно, часто сравниваемое с “Илиадой”; Гомера, охватывающее широчайшую панораму России первой четверти XIX века, но обращенное при этом к проблемам современной писателю жизни 1860-х годов и поднимающее важнейшие нравственно-философские вопросы. Оно поражает своими размерами. В нем более пятисот героев, очень много событий, больших и малых, затрагивающих […]...
- Романтизм и реализм в идейно-художественном мире романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” Описание событий в романах и других произведениях Лермонтова стало предметом глубокого исследования еще при жизни поэта. Подтверждение тому – две большие статьи В. Г. Белинского (1840-1841), посвященные роману ” Герой нашего времени” и лирике Лермонтова. Многие ученые занимались изучением творчества Лермонтова, ему посвящены сотни статей и книг. Интересно, что с тех пор как Белинский отметил, […]...
- Сюжет и композиция в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтова – первый русский психологический роман. Как указывает сам автор в предисловии к “Журналу Печорина”, цель этого произведения – изобразить “историю души человеческой”. Лермонтов стремится наиболее полно раскрыть сложный и противоречивый образ Печорина, и этой задаче подчинены все художественные средства, используемые автором при написании романа. Первое, на что обращает внимание […]...
- Сюжет и композиция романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” (Первый вариант) (План) История создания романа. (Начало работы – 1838 год, под впечатлением от поездки на Кавказ. “Бэла” и “Тамань” опубликованы в виде отдельных повестей. Изначально не задумывался как Роман (сборник повестей). Но в 1840 году “Герой нашего времени” увидел свет. Повести, вошедшие в него, связаны единой композицией и сюжетом. Главная проблема романа – личность и время.) Первый […]...
- Что такое РЕЧЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА персонажа – один из способов создания образа человека в эпических и драматических произведениях. Как правило, каждый персонаж наделяется своей речевой манерой, в которой сказывается его характер, индивидуальность. Так, в “Мертвых душах” Гоголя сладкие, пышные, насыщенные “изысканными” оборотами речи Манилова, грубая речь Собакевича, отрывочно, без всякой логики построенные фразы Ноздрева и т.п. – все […]...
- Жанр и композиция поэмы “Кому на Руси жить хорошо” Н. А. Некрасова Споры о композиции произведения ведутся до сих пор, но большинство ученых пришло к выводу, что она должна быть такова: “Пролог. Часть первая”, “Крестьянка”, “Последыш”, “Пир – на весь мир”. Доводы в пользу именно такого расположения материала следующие. В первой части и главе “Крестьянка” изображен старый, отживающий мир. В “Последыше” показана гибель этого мира. В заключительной […]...
- Жанр и композиция “Кому на Руси жить хорошо” Жанр и композиция. Споры о композиции произведения ведутся до сих пор, но большинство ученых пришло к выводу, что она должна быть такова: “Пролог. Часть первая”;, “Крестьянка”;, “Последыш”;, “Пир – на весь мир”;. Доводы в пользу именно такого расположения материала следующие. В первой части и главе “Крестьянка”; изображен старый, отживающий мир. В “Последыше”; показана гибель этого […]...
- Жанр и композиция “Герой нашего времени” Работа Лермонтова над романом продолжалась около двух лет: 1838-1840 годы. Появился роман в печати не сразу, а выходил частями. В 1840 году вышло в свет отдельное издание романа, на который живо откликнулась критика тех лет. Многих он задел за живое, некоторые, почувствовав возможность симпатии публики к герою, объявили Печорина безнравственным, другие отрицали правдоподобность характера главного […]...
- Общее понятие композиции. Композиция и архитектоника Общее понятие композиции. Композиция и архитектоника Понятие “композиция” привычно любому филологу. Этот термин постоянно употребляется, часто выносится в заглавие или в подзаголовки научных статей и монографий. В то же время нельзя не отметить, что он имеет чересчур широкие допуски значения, а это порой мешает пониманию. “Композиция” оказывается термином без берегов, когда практически любой анализ, за […]...
- Жанр и композиция “Героя нашего времени” Работа Лермонтова над романом продолжалась около двух лет: 1838-1840 годы. Появился роман в печати не сразу, а выходил частями. В 1840 году вышло в свет отдельное издание романа, на который живо откликнулась критика тех лет. Многих он задел за живое, некоторые, почувствовав возможность симпатии публики к герою, объявили Печорина безнравственным, другие отрицали правдоподобность характера главного […]...
- Творческая история и композиция романа Герой нашего времени Роман “Герой нашего времени” имеет интересную творческую историю. В черновиках романа можно наткнуться то на Жоржа, то на Георгия Печорина, постояльца петербургских балов, которому все пророчат Кавказ (то есть ссылки на войну, на верную гибель). Зато в окончательной его редакции нет никакой петербургской сцены. Столица лишь упоминается, а Печорин бежит из нее, и скорее всего, […]...
- Композиция романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” и ее роль в раскрытии образа Печорина Роман М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” – произведение во многом новаторское. Оно впервые в русской литературе глубоко и психологически тонко сумело раскрыть сложный внутренний мир человека, отразила в образе главного героя индивидуальное и типическое, характерное для человека 30-ых годов 19 века. Необычна и своеобразна композиция романа. Лермонтов отошел от традиционного хронологического расположения глав. Его […]...
- Рассуждение 15.3 “что такое месть” (Гиа по русскому) Что же такое месть? Это действие, в ответ на обиду или оскорбление. Абсолютно низкий для человека поступок, который, в порыве гнева, может показаться единственно верным и уже не видно других путей решения проблемы. Во все времена люди прибегали к мщению, доказательства тому – литература. Негативные последствия мести можно обнаружить в романе Михаила Юрьевича Лермонтова “Герой […]...
- Жанр и композиция романа “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтова Уже Белинский говорил о том, что “Герой нашего времени” – целостное произведение. Впервые в русской литературе оно объединило социально-психологическую и нравственно-философскую проблематику. Для философско-психологического проникновения в природу “героя времени” и потребовался синтез повествовательных жанров: путевые записки, очерк, светская повесть, дневники, исповедь. Ни одна из этих форм, отдельно взятая, не была достаточна для объяснения противоречивой природы […]...
- Сюжет произведения Сюжет произведения 1. Развитие событий в художественном произведении. Выделяют такие основные элементы сюжета: завязка, развитие действия, кульминация, развязка. 2. Система событий в художественном произведении, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым явлениям действительности. Большие художественные произведения отличаются многосюжетностью. Элементы сюжета – экспозиция, завязка и т. д. – встречаются далеко не всегда и не […]...
- Сюжет и композиция романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” (Второй вариант) “Герой нашего времени” – это одна из величайших драгоценностей русской литературы. Для русских писателей это произведение всегда было школой творческого мастерства. Читатели знакомились с романом постепенно. В процессе создания произведения Лермонтов публиковал Роман частями в журнале. Сначала в “Отечественных записках” была напечатана повесть “Бэла”, а затем – “Фаталист” и “Тамань”. Вскоре роман издается целиком, и […]...
- Что такое Портрет? Определение Портрет (франц. portrait – изображать) – описание внешности персонажа, индивидуально-телесных, природных черт, а также всего, что в облике человека сформировано социально-культурной средой: одежды, прически, манеры поведения – жестов, мимики, поз, выражений глаз, лица, улыбки и т.д. Портрет, наряду с диалогом, интерьером, речью, является важнейшим средством характеристики персонажа. Типическое и индивидуальное – важнейшие составляющие художественного портрета. […]...
- Композиция романа Александра Пушкина “Евгений Онегин” Роман Пушкина “Евгений Онегин” издавался отдельными главами на протяжении нескольких лет. Некоторые критики, видимо, поэтому воспринимали роман как “набор пестрых глав” и считали этот пестрый характер повествования художественным недостатком, говорили об отсутствии цельности в романе. Но Пушкин и сам говорил об особенностях своего произведения: И даль свободного романа Я сквозь магический кристалл Еще не ясно […]...
- Жанр и композиция Анализ по роману Герой нашего времени (Лермонтов М. Ю.) “Герой нашего времени” – первый русский реалистический психологический роман в прозе. В предисловии к “Журналу Печорина” Лермонтов пишет: “История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа…” Вот раскрыть эту-то “историю души человеческой” и поставил себе задачей Лермонтов в своем романе. Его внимание особенно обращено на […]...
- Что такое Пейзаж? Определение Пейзаж (от франц. pays – страна, местность) – изображение природы в художественном произведении. Пейзаж входит в систему образов произведения (наравне с портретом, интерьерами, диалогами и т.д.) и может служить средством характеристики внутреннего мира персонажей, а также средством характеристики их душевных движений. В древней, средневековой литературе и фольклоре образы природы олицетворяются и даются персонифицированно: образ ветра, […]...
- Композиция художественного произведения Структура художественного произведения Композиция художественного произведения – расположение и соотнесенность компонентов в художественной форме, то есть построение произведения, обусловленное его содержанием и жанром. Основные составляющие композиции: 1. Экспозиция – часть, предваряющая действие, повествующая, как правило, о месте, времени и условиях будущего действия. 2. Завязка – часть, в которой обозначается конфликт произведения, создаются предпосылки для дальнейшего […]...