Что такое ПАФОС
ПАФОС – основной эмоциональный тон произведения, а также эмоциональное освещение того или иного персонажа. Пафос является существенным моментом авторской позиции и должен рассматриваться в тесной связи с идеей, авторским идеалом, а также с характером конфликта. Основные разновидности пафоса: героическое, трагическое, романтика, юмор, сатира, инвектива, ирония. Так, например, в стихотворении Пушкина “К Чаадаеву” (“Любви, надежды, тихой славы…”) романтический пафос, в “Ревизоре” Гоголя – сатирический, в “Преступлении
Разные герои в одном произведении также могут иметь разное эмоциональное освещение: например, в пьесе Островского “Гроза” характер Катерины является трагическим, в отношении к Дикому присутствует пафос сатиры, а в отношении к Кабанихе – инвективы.
- Что такое ИРОНИЯ ИРОНИЯ – 1) вид пафоса, насмешливое и скептическое отношение автора к персонажу. Ироническое освещение характерно, например, для образа Ленского в “Евгении Онегине” Пушкина, Обломова в одноименном романе Гончарова, Пети Трофимова в “Вишневом саде” Чехова и т.п. Эмоциональный диапазон иронии очень широк: от мягкой насмешки, граничащей с юмором (например, Разумихин в “Преступлении и наказании” Достоевского), до […]...
- Что такое РОМАНТИКА РОМАНТИКА – вид пафоса, представляющий собой переживание того или иного возвышенного идеала и эмоциональное стремление к нему. В отличие от героического романтика – это область мечты, не переходящей в действие. Романтический пафос в той или иной мере свойствен таким произведениям, как баллады и элегии Жуковского, “южные” поэмы Пушкина, “Мцыри” и “Демон” Лермонтова, “Соловьиный сад” Блока, […]...
- Что такое РЕМАРКИ РЕМАРКИ – в драматическом произведении (см. Драма) краткие замечания автора, касающиеся места и времени действия, тона и интонации произносимых героями монологов и реплик, отдельных мизансцен и т.п. Ремарки изначально должны были помочь актерам и режиссерам в театральной постановке пьесы. Начиная с конца XIX века (в творчестве Чехова, Гopького и др.) ремарки приобретают все большее значение, […]...
- Что такое ОНЕГИНСКАЯ СТРОФА “ОНЕГИНСКАЯ СТРОФА” – особый вид строфы, созданный Пушкиным в “Евгении Онегине”. Онегинская строфа состоит из 14 строк, которые распадаются на три четверостишия и заключительное двустишие. Схема рифмовки онегинской строфы – ababccddeffegg. Таким образом, в первом четверостишии рифмовка перекрестная, во втором – парная, в третьем – кольцевая и в заключительном двустишии парная. Онегинская строфа писалась четырехстопным […]...
- Пафос трагического – определение Пафос трагического возникает как осознание писателем неразрешимости тех или иных жизненных противоречии. Трагические коллизии часто (но не обязательно) разрешаются смертью героя (или героев), что вызывает, по мысли Чернышевского, “страдание и скорбь”. Так, например, трагичен конфликт героини драмы Островского “Гроза” с “темным царством”. Не в силах внутренне примириться с порядками и обычаями “семейного деспотизма” и не […]...
- Пафос рассказа “Судьба человека” Рассказ не вызывает ощущение безысходности, несмотря на свою трагичность, потому что он повествует об огромных народных силах, заложенных в каждом советском человеке. Умение преодолевать великие трудности и поддерживать друг друга при этом – вековая черта русских людей. Отдельная жизнь или смерть мало здесь добавляют или прибавляют. Умение упрямо цепляться за жизнь, помогать людям, работать на […]...
- Пафос ранних романтических произведений М. Горького Пафос ранних романтических произведений М. Горького (идеи и стиль романтических произведений Горького) I. “Настало время нужды в героическом” (Горький). Причины обращения Горького к романтической поэтике в период расцвета реализма. II. Вера в человека и противопоставление его героического порыва “томительно бедной жизни”. 1. Пафос свободы в ранних рассказах. 2. Не страдать, а действовать! 3. Противопоставление индивидуалистическому […]...
- Пафос героического – определение Пафос героического – это восхищение писателя деятельностью личности или коллектива, направленной на достижение высоких общественных идеалов – социального и национального освобождения, построения прогрессивного общественного строя, защиту чести, достоинства, высоких нравственных ценностей. При этом герои произведения, как правило, сталкиваются с большими трудностями и препятствиями, зачастую рис куют жизнью ради высокой цели и проявляют мужество, силу духа, […]...
- Жанр пьесы “Вишневый сад” План Определение жанра пьесы А. П. Чеховым Споры о жанровой принадлежности “Вишневого сада” Определение жанра пьесы А. П. Чеховым Уже при первом упоминании о начале работы над новой пьесой в 1901 году, А. П. Чехов сообщил своей супруге, что задумал он новую пьесу, причем такую, в которой все будет перевернуто вверх дном. Именно это предопределило […]...
- Что такое ДЕТАЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕТАЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ – изобразительная или выразительная подробность изображенного мира художественного произведения. Различают детали пейзажа, портрета, мира вещей и психологические детали (см. Психологизм). Функция художественных деталей – характеризовать какого-либо героя (например, “лучистые глаза” характеризуют княжну Марью в “Войне и мире” Толстого), нравы общества (так, “уездной барышни альбом” в “Евгении Онегине” Пушкина характеризует нравы провинциального дворянства), психологическое […]...
- Пафос стихотворения “К морю” А. С. Пушкина. Образ моря Пафос – идейно-эмоциональная настроенность художественного произведения (или всего творчества). Пафос стихотворения в прославлении свободы, символом которой для Пушкина является море. Для поэта свобода моря становится образным изображением свободы человеческого духа, духа поэта. Море в традиции романтизма – образ стихии, которая не терпит никакого внешнего принуждения. Роман (бессмертное произведение)тизм для Пушкина связан с культом героической одинокой […]...
- Нравственный пафос творчества Чехова Кто знает, как бы развивался талант Чехова, если бы ему не предшествовали долгие годы развития русской классической литературы, если бы не было прозы Пушкина, Гоголя, романов Тургенева, Толстого, Гончарова, Достоевского. Наиболее плодотворное влияние на прозу Чехова оказал русский классический роман. Маленький рассказ Чехова умещался, бывало, на одном-двух столбцах газетного листа, его можно было прочитать за […]...
- Что такое РЕЧЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА персонажа – один из способов создания образа человека в эпических и драматических произведениях. Как правило, каждый персонаж наделяется своей речевой манерой, в которой сказывается его характер, индивидуальность. Так, в “Мертвых душах” Гоголя сладкие, пышные, насыщенные “изысканными” оборотами речи Манилова, грубая речь Собакевича, отрывочно, без всякой логики построенные фразы Ноздрева и т.п. – все […]...
- Что такое РОМАНТИЗМ РОМАНТИЗМ – творческий метод и литературное направление, возникшее первоначально в Европе, а затем и в России в конце XVIII – начале XIX веков (Байрон, Шелли, А. Шенье, В. Гюго, Жуковский, Батюшков, ранний Пушкин, Рылеев и др.). Впоследствии романтизм оказался вполне жизне способным методом и неоднократно возникал в литературе вплоть до современности (Лермонтов, Фет, Тютчев, Блок, Горький […]...
- Как в изображении картин помещичьей жизни автор “Деревни” сочетает обличительно-сатирический пафос с элегическими нотами? Как в изображении картин помещичьей жизни автор “Деревни” сочетает обличительно-сатирический пафос с элегическими нотами? Размышляя над заявленной проблемой, отметьте, что элегия – жанр романтической поэзии, стихотворение, проникнутое грустными Раздумьями о жизни, в то время как сатира ставит своей задачей критику, обличение и высмеивание отрицательных явлений действительности. В предшествующей А. С. Пушкину литературе существовало четкое разделение […]...
- Что такое КОМИЧЕСКОЕ явление КОМИЧЕСКОЕ – явление действительности, которое возбуждает смех присущими ему недостатками, несообразностями, несоответствием формы и сущности. Например, в “Отцах и детях” Тургенева Ситников и Кукшина изо всех сил стараются казаться людьми умными и прогрессивными (форма), являясь на самом деле пустыми и ничтожными подражателями моде (сущность). Разновидности комического – ирония, сатира, юмор. Формы и способы достижения комического […]...
- Что такое ПРОБЛЕМА ПРОБЛЕМА – основной вопрос, поставленный в литературном произведении, например, вопрос о смысле жизни в “Герое нашего времени” Лермонтова, вопрос о национальной самобытности России в поэме Гоголя “Мертвые души” или в стихотворении Тютчева “Умом Россию не понять…”. По ходу произведения проблема может получить то или иное решение, обыкновенно выражающееся в художественной идее (например, проблема “крови по […]...
- Анализ пьесы А. П. Чехова “Вишневый сад” Пьеса “Вишневый сад” – последнее драматическое произведение Чехова, печальная элегия об уходящем времени “дворянских гнезд”. В письме к Н. А. Лейкину Чехов признавался: “Ужасно я люблю все то, что в России называется имением. Это слово еще не потеряло своего поэтического оттенка”. Драматургу было дорого все то, что связано с усадебной жизнью, она символизировала теплоту семейных […]...
- Пафос стихотворения “Я убит подо Ржевом…” Стихотворение “Я убит подо Ржевом” представляет собой монолог убитого летом 1942 года солдата. Это и завещание мертвых живым, и тревожная надежда на будущую победу, и уверенность в том, что смерть была не напрасной. Герой А. Т. Твардовского думает не о мертвых, а о живых. Про себя он знает, что от него не осталось даже могилы, […]...
- Что такое “Юмор” ЮМОР – разновидность комического, предполагающая добродушное осмеяние человека или явления, нередко “одобрение под маской осмеяния”. Классические юмористические персонажи – Дон Кихот и Санчо Панса М. Сервантеса, мистер Пиквик Ч. Диккенса, герои “Вечеров на хуторе близ Диканьки” Н. В. Гоголя. В литературе XX в. значительна роль юмора в серьезных произведениях В. М. Шукшина, В. И. Белова […]...
- Что такое Рассказ? Определение Рассказ – малый повествовательный жанр, небольшое прозаическое произведение. Отличительные черты жанра рассказа: лаконизм повествования, постановка автором одной проблемы, рассказ об одном ярко характеризующем героя событии, небольшое количество действующих лиц, ограничение художественного пространства произведения и показ автором узкого отрезка времени, наличие емких деталей, выразительной концовки, иногда – присутствие рассказчика. Жанр рассказа в европейской литературе представлен в […]...
- ПАФОС СТИХОТВОРЕНИЯ БАЙРОНА “ТЫ КОНЧИЛ ЖИЗНИ ПУТЬ, ГЕРОЙ!” ПАФОС СТИХОТВОРЕНИЯ БАЙРОНА “ТЫ КОНЧИЛ ЖИЗНИ ПУТЬ, ГЕРОЙ!” Английский поэт Джордж Гордон Байрон был одним из родоначальников и ярчайшим представителем философского романтизма в литературе. Это течение заявляло о самоценности творческой личности, противопоставляя ее консерватизму и Посредственности. Трагический разрыв общества и личности, одиночество и борьба за свободу – вот лишь некоторые из тех проблем, которые мы […]...
- Что такое ПОДТЕКСТ ПОДТЕКСТ – художественный прием, при котором явление, событие, чувство и т.п. не называются прямо. Автор лишь намекает на них, рассчитывая, что читатель сам домыслит недостающее. Подтекст поэтому требует довольно высокой культуры чтения, умения “читать между строк”. Например, в строках Пушкина “Там некогда гулял и я, // Но вреден север для меня” (“Евгений Онегин”) содержится намек […]...
- Что такое КОМЕДИЯ КОМЕДИЯ – драматический жанр, основанный на комическом. В комедии смех вызывается прежде всего всякого рода несообразностями: противоречием между претензиями и возможностями, между тем, что должно быть, и тем, что есть на самом деле, а также различными недоразумениями (например, одного принимают за другого и т.п.) Все перечисленные основы комизма присутствуют, например, в “Ревизоре” Гоголя. В зависимости […]...
- Определение. Что такое Конфикс Конфикс (от лат. con “с, вместе” и fixus “укрепленный”), или цир – кумфикс (от лат. circumfixus “укрепленный кругом”) – аффикс, состоящий из двух частей, одна из которых стоит перед корнем, а вторая – после корня. Исторически это сочетание префикса и суффикса или префикса и постфикса, слившихся и в смысловом, и в функциональном отношении в единое […]...
- Главный образ < p>Центральным персонажем чеховской комедии является молчаливый вишневый сад. В этом красивейшем образе воедино слиты воедино конкретное (“И в Энциклопедическом словаре упоминается про этот сад”) и вечное (“прекрасней которого ничего нет на свете”) – безвозвратная молодость, воспоминания, чистота и, наконец, восторженное счастье. Вся интрига пьесы строится вокруг образа вишневого сада. Он же объединяет и всех […]...
- Внутренний пафос образа Лопахина в пьесе “Вишневый сад” В стремлениях Лопахина есть своя принципиальная сторона. Его внутренний пафос соединен не только с чувством личного возвышения. Лопахин понимает, что жизнь, какая теперь имеется, это – жизнь “нескладная”, “несчастливая”, и он по – своему думает содействовать ее исправлению. Субъективно свою деятельность Лопахин ценит не только как способ личного обогащения, а как путь к построению новой […]...
- Определение. Что такое Сращение Сращение – образование нового слова за счет объединения в единое целое словосочетания, обычно употребляемого именно в таком виде. Это лексико-синтаксический способ словообразования. Синтаксическая связь слов, входящих в это сочетание, их морфемный состав и семантика словосочетания полностью сохраняются в производном слове. Так, например, в истории русского языка появились некоторые очень употребительные наречия: сегодня, сейчас, тотчас, наконец, […]...
- Пафос стихотворения “К морю”. Образ моря Пафос – идейно-эмоциональная настроенность художественного произведения (или всего творчества). Пафос стихотворения в прославлении свободы, символом которой для Пушкина является море. Для поэта свобода моря становится образным изображением свободы человеческого духа, духа поэта. Море в традиции романтизма – образ стихии, которая не терпит никакого внешнего принуждения. Романтизм для Пушкина связан с культом героической одинокой личности, какой […]...
- Что такое МИР ВЕЩЕЙ МИР ВЕЩЕЙ в литературном произведении – художественное изображение всего, что сделано руками человека и окружает его в жизни: одежды, оружия, деталей интерьера, украшений и т.п. Мир вещей создается при помощи художественных деталей. Довольно часто он косвенно характеризует человека: например, книга, уже два года открытая на четырнадцатой странице у Манилова, мебель в доме Собакевича (“Мертвые души” […]...
- Что такое КОНФЛИКТ КОНФЛИКТ – художественно выраженное противопоставление, противоречие, важное для раскрытия художественного содержания произведения (см. Содержание и форма). Так, в “Отцах и детях” Тургенева конфликт Павла Петровича и Базарова выражает противоположность между либеральным дворянством и демократами-разночинцами; в стихотворении Лермонтова “Пророк” конфликт между поэтом и толпой воплощает тему гордого одиночества личности и т.п. (См. также Антитеза). В зависимости […]...
- Что такое союзы Союзы – служебные слова, которые выражают различные отношения между равноправными членами простого предложения, оформляют связи между частями сложного предложения и осуществляют связи между отдельными предложениями в составе текста. Союзы, как слова, имеющие особую синтаксическую функцию, следует отличать от омонимичных им других частей речи – местоимений, наречий, частиц. Союзы и омонимичные им сочетания часто имеют различное […]...
- Краткая характеристика произведения “Вишневый сад” Чехова А. П Жанр “Вишневого сада” автор обозначил так: “лирическая комедия”. В пьесе немало комедийных персонажей и комедийных положений, но все они имеют драматический подтекст. В основе подтекста – контраст между нейтральностью реплик и значительностью невысказанного, подразумеваемого. Каждое слово, каждая деталь, каждая ремарка играют роль в раскрытии авторского замысла. Лирический образ вишневого сада – символический образ России. Основной […]...
- Смысл названия пьесы “Вишневый сад” А. П. Чехова “Вишневый сад” – название емкое и многозначное, как и сам этот образ. Неверно понимать его только как место действия пьесы. Продажа вишневого сада лежит в основе ее сюжета, и можно сказать, что по отношению к нему характеризуются все герои комедии. Но еще важнее то, какой смысл вкладывается в образ вишневого сада. Известно, что вначале Чехов […]...
- Пафос творчества Томаса Манна Большой вклад в борьбу с фашизмом внес Томас Манн (1875-1955), выдающийся писатель, младший брат Генриха Манна. Томас Манн шел к прогрессивным идейным позициям более долго и трудно, чем Генрих, но он был не менее решительным противником фашистской агрессии, варварства, расизма. В эмиграции он активно выступал против фашизма – и как художник, и как публицист – […]...
- Смысл названия “Вишневый сад” Смысл названия. “Вишневый сад”; – название емкое и многозначное, как и сам этот образ. Неверно понимать его только как место действия пьесы. Продажа вишневого сада лежит в основе ее сюжета, и можно сказать, что по отношению к нему характеризуются все герои комедии. Но еще важнее то, какой смысл вкладывается в образ вишневого сада. Известно, что […]...
- Пафос поэмы в произведениях “Мцыри” и “Беглец” Особенность характера Мцыри – органическое соединение в нем строгой целеустремленности, могучей силы, твердой воли с исключительной мягкостью, задушевностью, лиризмом, так ярко выступающими в его отношении к природе, в его думах о родимой стороне. Глубокая человечность в романтически-идеальном смысле этого понятия – основа многостороннего характера Мцыри. Пафос поэмы – в утверждении активного, деятельного отношения к жизни, […]...
- Пафос жизнеутверждения, десткие образы и гуманизм в творчесве Леонида Андреева В 1905 году был написан рассказ “Христиане”, в котором беспощадно обличается лицемерие царского суда. Рассказ высоко оценил Л. Толстой, а описание суда он назвал превосходным. Лицемерию и ханжеству судей Андреев противопоставил честность и порядочность проститутки, отказавшейся принять церковную присягу под тем предлогом, что, занимаясь позорным ремеслом, она не имеет права называться христианкой. “Христиане” были сильным […]...
- Определение. Что такое Публицистический стиль Публицистический стиль – один из книжных стилей, который используется в общественно-публицистической деятельности, в средствах массовой информации, в газетах, в ситуации публичных выступлений. Задача этого стиля – воздействие на массовое сознание, стремление навязать аудитории свое видение ситуации. Характерные черты публицистического стиля – образность, эмоциональность, оценочность, призывность. В публичных выступлениях часто употребляются различные средства художественной выразительности: эпитеты, […]...
- Пафос памятника “Слова о полку Игореве” “Слово о полку Игореве” – произведение очень сложное и необычное, в нем очень много литературных заимствований из разных произведений -“Песни о Роланде”, “Энеиды” Вергилия, “Илиады” Гомера, Священного писания и других известных тогда источников. Однако несмотря на сложный состав и несколько смысловых слоев произведения, основное направление мысли автора неизменно – он осуждает княжеские раздоры, осуждает раздробленность […]...