Что такое АВТОРСКИЕ ОТСТУПЛЕНИЯ
АВТОРСКИЕ ОТСТУПЛЕНИЯ (иначе – лирические отступления) – высказывания лирического, публицистического, философского и т.п. характера, в которых с наибольшей ясностью выражается авторская позиция, а иногда и личности реального автора. В композиции произведения авторские отступления играют существенную роль. Они принадлежат к внесюжетным элементам и, как правило, связаны с основным действием очень слабо.
Большое количество авторских отступлений присутствует в “Евгении Онегине” Пушкина, “Мертвых душах” Гоголя, “Войне и мире” Толстого, “Мастере и Маргарите” Булгакова и т.д. Есть произведения, в которых авторские отступления практически отсутствуют (“Преступление и наказание” Достоевского, “Ионыч” Чехова и т.п.). Авторские отступления нередко являются формой создания образа автора.






Related posts:
- Авторские отступления и Вставные эпизоды Определение Помимо сюжетных эпизодов композиция включает в себя также внесюжетные элементы. К главным из них относятся авторские отступления и вставные эпизоды. В авторских (иначе – лирических) отступлениях автор высказывает свои мысли и чувства по поводу самых разных явлений жизни, часто даже не имеющих никакой связи с событиями сюжета. Так, в “Евгении Онегине” автор, отвлекаясь от сюжета, […]...
- Авторские отступления и образ автора в романе “Евгений Онегин” ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН Авторские отступления и образ автора в романе “Евгений Онегин” В романе “Евгений Онегин” насчитывается множество авторских отступлений. Именно благодаря им действие романа выходит за рамки частной жизни героя и расширяется до масштабов общероссийских. В. Г. Белинский назвал “Евгения Онегина” “энциклопедией русской жизни”, поскольку авторские отступления раскрывают противоречия, тенденции и закономерности эпохи, на первый […]...
- АВТОРСКИЕ ОТСТУПЛЕНИЯ В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ “МЕРТВЫЕ ДУШИ” Н. В. Гоголь – великий писатель первой половины XIX века. В своих произведениях он затрагивал проблемы, актуальные в это время. Своеобразие его творчества заключа- ется в том, что он одним из первых показал широчайшую картину чиновничьей России. Гоголя очень волновало и тревожило буду- щее своей Родины, и это ярко отразилось в поэме “Мертвые души”, в […]...
- План сочинения: Тематика и формы авторских отступлений в романе Пушкина “Евгений Онегин” Тематика и формы авторских отступлений в романе А.С. Пушкина “Евгений Онегин” I. Вступление Авторские отступления – это Внесюжетный элемент композиции произведения, в котором выражается авторская личность (подробнее см. Словарик). Авторские отступления имеют большое значение в композиции пушкинского романа. Благодаря им создается образ автора (см. Словарик); в них затронуты те сферы русской жизни, которые не имеют […]...
- Что такое ИРОНИЯ ИРОНИЯ – 1) вид пафоса, насмешливое и скептическое отношение автора к персонажу. Ироническое освещение характерно, например, для образа Ленского в “Евгении Онегине” Пушкина, Обломова в одноименном романе Гончарова, Пети Трофимова в “Вишневом саде” Чехова и т.п. Эмоциональный диапазон иронии очень широк: от мягкой насмешки, граничащей с юмором (например, Разумихин в “Преступлении и наказании” Достоевского), до […]...
- Лирические отступления в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” “Я пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница”, – так сообщал А. С.Пушкин о начале работы над “Евгением Онегиным”, подчеркивая его нетрадиционность. В восьмой главе автор называет свой роман “свободным”. Это свобода – это прежде всего, непринужденная беседа с читателем с помощью лирических отступлений, выражение мыслей авторского “Я”. Лирическое отступление – это […]...
- Что такое ДЕТАЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕТАЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ – изобразительная или выразительная подробность изображенного мира художественного произведения. Различают детали пейзажа, портрета, мира вещей и психологические детали (см. Психологизм). Функция художественных деталей – характеризовать какого-либо героя (например, “лучистые глаза” характеризуют княжну Марью в “Войне и мире” Толстого), нравы общества (так, “уездной барышни альбом” в “Евгении Онегине” Пушкина характеризует нравы провинциального дворянства), психологическое […]...
- Лирические отступления в “Евгении Онегине” А. С. Пушкина и “Мертвых душах” Н. В. Гоголя “Обилие” лирических отступлений в столь важных, возможно центральных, произведениях двух писателей – Пушкина и Гоголя – объясняется и многими общими чертами, и некоторыми различиями. Попробуем же проследить эту схожесть и отличия и понять место лирических отступлений в каждом из произведений. Возможность лирических отступлений заявлена и Пушкиным, и Гоголем в жанре. “Евгений Онегин” – это не […]...
- Сравнение романа Евгений Онегин и поэмы Мертвые души (Сравнительный анализ) Сравнивая роман в стихах А. С. Пушкина “Евгений Онегин” и поэму Н. В. Гоголя “Мертвые души”, мы видим общность темы. В обоих произведениях показано качество образования того времени. В “Евгении Онегине” сказано: “Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь”. В этих словах отражена поверхностность образования, которым обладали люди эпохи царской России. Об этом же с […]...
- Лирические отступления в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” Лирическое отступление – внесюжетный элемент произведения; композиционно-стилистический прием, заключающийся в отступлении автора от непосредственного сюжетного повествования; авторское рассуждение, размышление, высказывание, выражающее отношение к изображаемому или имеющее к нему косвенное отношение. Лирически отступления в поэме Гоголя “Мертвые души” вносят живительное, освежающее начало, оттеняют содержание возникающих перед читателем картин жизни, раскрывают идею. Тематика лирических отступлений разнообразна. “О […]...
- Что такое КОМПОЗИЦИЯ КОМПОЗИЦИЯ – состав и последовательность расположения отдельных частей и элементов произведения, а также взаимосвязь между отдельными художественными образами. Так, в стихотворении Лермонтова “Как часто, пестрою толпою окружен…” основу композиции составляет противопоставление (см. Антитеза) между бездушным светом и воспоминаниями лирического героя о “дивном царстве”, в романе Толстого “Война и мир” – противоречие между ложным и истинным, […]...
- Жанровое своеобразие романа А. С. Пушкина “Евгений Онегин” Лирические отступления представляют автора как героя собственного романа и воссоздают его биографию. Биографический пунктир отступлений: первая глава – рассказ о молодости и упоминание о южной ссылке, шестая – прощание с молодостью, восьмая – рассказ о лицейских годах. Субъективный мир автора в лирических отступлениях. От “А” до “Я”: тематический диапазон лирических отступлений. Роль лирических отступлений в […]...
- Гоголь, Мертвые души. Сравните лирические отступления романа Пушкина и поэмы Гоголя. Что их сближает и что различает? Выберите главу, посвященную одному из помещиков, и объясните, какую роль играют в ней пейзажные описания. Пейзажные описания в главах о помещиках свидетельствуют о состоянии имения, а также о характере и привычках владельца. В ответе на предыдущий вопрос мы говорили о стиле хозяйствования Коробочки – незатейливом, не следующем моде, но основательном и крепком для среднего по […]...
- Лирические отступления и их роль по поэме Мертвые души (Гоголь Н. В.) Николай Васильевич Гоголь – русский прозаик, драматург, поэт, критик, публицист, признанный одним из классиков русской литературы. В 1842 году поэт издает первый том поэмы “Мертвые души”, сюжет которой был подсказан Александром Сергеевичем Пушкиным. Изначально поэма была задумана как трехтомное произведение, однако готовый второй том был практически уничтожен писателем, сохранились лишь несколько глав черновиках, а третий […]...
- Лирические отступления и их роль в повествовании Роман в стихах А. С. Пушкина “Евгений Онегин” писался семь лет (1823-1830). Это плод “незрелых и увядших лет, ума холодных наблюдений и сердца горестных замет”. Для меня А. С. Пушкин – Человек с большой буквы. Его произведения никогда не будут старомодны. Они интересны как пласты истории и культуры России. Особое место в творчестве А. С. […]...
- Читая лирические отступления в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” В лирических отступлениях, как и во всей поэме, Гоголь прежде всего предстает как писатель-реалист, поприще которого горько и сурово, ибо он всегда в ответе перед судом народа. Обращаясь к творчеству Гоголя, Белинский подтвердил то, о чем говорил сам художник в своих отступлениях. Критик писал: “Преобладающий характер его сочинений – отрицание; всякое отрицание, чтобы быть живым […]...
- Сочинение: Русь в романе “Мертвые души”. Лирические отступления в поэме Эпиграфом к работе над темой выбираем слова А. И. Герцена : За мертвыми душами – души живые”. Анализ начинаем с уточнения тематики лирических отступлений. Каждая группа учащихся выделит в “своих” главах лирические отступления и сформулирует их темы. Лирические отступления – неотъемлемая часть всего содержания поэмы и важнейшая особенность композиции. В ходе работы над “Мертвыми душами” […]...
- Авторское отступление (лирическое отступление) определение Авторское отступление (лирическое отступление) – Внесюжетный элемент произведения; особая форма авторской речи, отклонение автора от непосредственного хода сюжетного повествования; оценка автором героев или сюжетной ситуации, рассуждение автора на философские, публицистические, эстетические, моральные и др. темы, воспоминания автора о событиях собственной жизни и т.д. Это важнейший элемент композиции произведения, благодаря которому создается особая художественная атмосфера, устанавливается […]...
- Что такое ИДЕАЛ ИДЕАЛ – авторское представление о высшей норме жизни, то есть о том, каким должен быть человек и мир. Так, идеалом Толстого в “Войне и мире” было соединение людей на основе “простоты, добра и правды”, авторским идеалом Горького – свободный, сильный, прекрасный человек и т.п. Авторский идеал не всегда воплощается в произведении в прямой форме, иногда […]...
- Лирико-философские отступления в литературе В книгах Пришвина много лирико-философских отступлений, созданных то в русле сказочного повествования, то в форме притчи. Так, например, в “Корабельной чаще” больше половины текста занимают авторские размышления, раскрывающие основное идейно-нравственное содержание произведений. Герои (особенно в “Осударевой дороге” и “Корабельной чаще”) олицетворяют какую-либо одну национальную черту, воплощая устойчивый склад народного мышления и чувствования (будь то правдоискательство, […]...
- Что такое ЭПИГРАФ ЭПИГРАФ – небольшой текст, предваряющий произведение или его часть. Эпиграф берется или из художественного произведения, или из фольклора (пословицы, фрагменты песен и т.п.), или же представляет собой текст, специально придуманный самим автором (эпиграф к “Евгению Онегину” Пушкина). Эпиграф может определять тему повествования (“Она была девушка, она была влюблена” – к третьей главе “Евгения Онегина”), кратко […]...
- Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог, лирическое отступление Развитие действия в художественном произведении включает в себя несколько стадий: экспозицию, завязку, кульминацию, развязку, эпилог. Экспозиция (от латинского expositio – изложение, объяснение) – предыстория событий, лежащих в основе художественного произведения. Обычно в ней дается характеристика основных персонажей, их расстановка до начала действия, до завязки. Экспозиция […]...
- Авторские идеалы и действительность в поэме “Мертвые души” Гоголь задумывал “мертвые души” как произведение, обличающие социальные пороки общества, поэтому он искал центрального сюжета не простой какой-нибудь жизненный факт, а такой, который бы дал возможность обнаружить скрытные явления действительности. В этом смысле Гоголю как нельзя лучше подошел сюжет, предложенный А. С. Пушкиным. Замысел “изъездить вмести с героем всю Русь” давал автору возможность показать жизнь […]...
- В чем Гоголь видит светлые стороны крестьян? Лирические отступления Гоголь раскрывает великую драму порабощенного народа. Крепостнический гнет, неограниченная власть над крестьянами коробочек и Плюшкиных калечит живую душу народа, обрекая его на невежество и нищету. Однако Гоголь видит и показывает и светлые стороны народной жизни. Крепостные крестьяне трудолюбивы. Любая работа спорится в их руках. Экипажи каретника Михеева славились на всю округу. Плотник Пробка “всю губернию […]...
- Чичиковская бричка, в контексте лирического отступления в поэме “Мертвые души” Гоголь давно мечтал написать произведение, в “котором бы явилась вся Русь”. Это должно было быть грандиозное описание быта и нравов России первой трети XIX века. Таким произведением стала поэма ” Мертвые души “, написанная в 1842 г. Первое издание произведения было названо “Похождения Чичикова, или мертвые души”. Такое название снижало истинное значение этого произведения, переводило […]...
- Что такое МИР ВЕЩЕЙ МИР ВЕЩЕЙ в литературном произведении – художественное изображение всего, что сделано руками человека и окружает его в жизни: одежды, оружия, деталей интерьера, украшений и т.п. Мир вещей создается при помощи художественных деталей. Довольно часто он косвенно характеризует человека: например, книга, уже два года открытая на четырнадцатой странице у Манилова, мебель в доме Собакевича (“Мертвые души” […]...
- Лирические отступления в романе “Мертвые души” диалог о дисгармонии мира В одиннадцатой главе романа “Мервые души” автор знакомит нас с биографией героя. Такое необычное построение книги имело свои основания. Сама по себе необычность дела, которым занимается Чичиков, побуждала автора до поры до времени не раскрывать тайну его происхождения. Избранная Гоголем композиционная структура толкала его к тому, чтобы вывести биографию Чичикова за рамки сюжета, ибо прошлое […]...
- Что такое ОНЕГИНСКАЯ СТРОФА “ОНЕГИНСКАЯ СТРОФА” – особый вид строфы, созданный Пушкиным в “Евгении Онегине”. Онегинская строфа состоит из 14 строк, которые распадаются на три четверостишия и заключительное двустишие. Схема рифмовки онегинской строфы – ababccddeffegg. Таким образом, в первом четверостишии рифмовка перекрестная, во втором – парная, в третьем – кольцевая и в заключительном двустишии парная. Онегинская строфа писалась четырехстопным […]...
- Что такое ФАНТАСТИКА ФАНТАСТИКА – изображение заведомо неправдоподобного, невозможного в реальной жизни, например фантастических персонажей (градоначальник с фаршированной головой в “Истории одного города” Щедрина, Демон из одноименной поэмы Лермонтова), сюжетных ситуаций (“Нос” Гоголя, “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил” Щедрина),. свойств людей или предметов (способность животных разговаривать в сказках, баснях) и т.п. Иногда фантастическими являются […]...
- Что такое ПАФОС ПАФОС – основной эмоциональный тон произведения, а также эмоциональное освещение того или иного персонажа. Пафос является существенным моментом авторской позиции и должен рассматриваться в тесной связи с идеей, авторским идеалом, а также с характером конфликта. Основные разновидности пафоса: героическое, трагическое, романтика, юмор, сатира, инвектива, ирония. Так, например, в стихотворении Пушкина “К Чаадаеву” (“Любви, надежды, тихой […]...
- Авторские афоризмы и изречения пословичного типа Новые пословицы и поговорки возникают также в результате изменения старых, существовавших ранее, которые наполняются новым содержанием. Например, пословица Умерла та курица, которая носила татарам золотые яйца превратилась в другую: Умерла та курица, которая носила барам золотые яйца. В первом случае речь шла о внешних захватчиках, а во втором – о внутренних угнетателях. Еще один пример. […]...
- Что такое РЕЧЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА персонажа – один из способов создания образа человека в эпических и драматических произведениях. Как правило, каждый персонаж наделяется своей речевой манерой, в которой сказывается его характер, индивидуальность. Так, в “Мертвых душах” Гоголя сладкие, пышные, насыщенные “изысканными” оборотами речи Манилова, грубая речь Собакевича, отрывочно, без всякой логики построенные фразы Ноздрева и т.п. – все […]...
- Шпаргалки по литературе: 29(B). ЛИРИЧЕСКОЕ В ПОЭМЕ “МЕРТВЫЕ ДУШИ”; Н. В. ГОГОЛЯ Единство повествовательного и лирического начал в поэме. Реализация лирического в лирических отступлениях. Лирические отступления: высказывания лирического, публицистического, философского и т. п. характера, в которых с наибольшей ясностью выражается авторская позиция, а иногда – личность реального автора. В композиции произведения авторские отступления играют существенную роль. Они принадлежат к внесюжетным элементам и, как правило, слабо связаны с […]...
- Какова идейно-композиционная роль авторского отступления о птице-тройке в поэме “Мертвые души”? А в сем коне какой огонь! Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта? А. С. Пушкин Авторское отступление о птице-тройке находится в самом конце первого тома “Мертвых душ”. Концовка для построения любого текста очень важна и в смысловом, и в композиционном отношении, так как, благодаря особенностям памяти, человек лучше всего запоминает первую […]...
- План сочинения – Авторская позиция и способы ее выражении в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” Авторская позиция и способы ее выражении в поэме Н.В. Гоголя “Мертвые души” I. Вступление “Мертвые души” – одно из тех произведений, где авторское присутствие чрезвычайно важно. Гоголь не просто изображает жизнь, он активно высказывает свое отношение к тем или иным ее сторонам, дает характеристики героям и всему жизненному укладу, размышляет о проблемах, которые на первый […]...
- Авторские произведения Генри Миллера Свой трудовой путь Миллер начинал в телеграфной компании, тогда же начал и писать И когда босс, узнав о творческой активности своего сотрудника, небрежно бросил, что новолуние, наверное, беспокоят лавры Горацио Олжера, автора популярных и чрезвычайно сентиментальных историй о том, как все в Америке оказывает содействие тем, кто активно стремится к богатству, итак, к счастью, Генри […]...
- Взгляд Белинского на роман Евгений Онегин (Пушкин А. С.) Начав свою статью о романе “Евгений Онегин” указанием на то, что в этом “самом задушевном произведении Пушкина” с особой полнотой отразилась личность поэта, Белинский заявляет, что Роман, не говоря уже о его художественном достоинстве, “имеет для нас, русских, огромное историческое и общественное значение”. Пушкин в “Евгении Онегине”, по словам Белинского, создал “первое национально-художественное произведение”; “вместе […]...
- Что такое АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ в литературном произведении – авторское понимание жизни и ее оценка, в частности, оценка изображенных характеров. В литературе существует ряд способов выражения авторской позиции. Это, в частности, прямое высказывание автора (“Простите мне: я так люблю // Татьяну милую мою!” Пушкина; “Нет величия там, где нет простоты, добра и правды” Толстого). Авторскую позицию может выражать […]...
- Что такое композиция? Определение Композиция (лат. сотропеrе – складывать, строить) – построение, расположение и соотношение частей, эпизодов, персонажей, средств художественной выразительности в литературном произведении. Композиция скрепляет все элементы произведения, подчиняя их авторской идее . Составные элементы композиции: персонажи, происходящие события, художественные детали, монологи и диалоги, портреты, пейзажи, интерьеры, лирические отступления, вставные эпизоды, художественные предварения и обрамления. В. Хализев выделяет такие […]...
- Гоголевские традиции в “Собачьем сердце” и “Мастере и Маргарите” Михаила Булгакова Гоголь стал основоположником ряда традиций в русской литературе, многие из которых впоследствии нашли отражение в произведениях писателей второй половины XIX-XX веков. Характерные художественной манере Гоголя черты можно увидеть в повести “Собачье сердце” и в романе “Мастер и Маргарита” М. А, Булгакова. Как в этих булгаковских произведениях, так и в некоторых повестях и рассказах Гоголя существуют […]...