Четыре «долой» в идейно-образной структуре поэмы В. Маяковского «Облако в штанах»

Поэма «Облако в штанах» (1914 — 1915) — одно из самых значительных произведений Маяковского в ранний период его творчества. Важно отметить, что первоначально поэма называлась «Тринадцатый апостол». Название, безусловно, ироническое и, в то же время, кощунственное по отношению к христианской религии — легенде о двенадцати апостолах.

Но именно в нем, на мой взгляд, отразились характерные черты поэтики раннего Маяковского: максимализм, бунтарский протест, безжалостная критика господствующего строя, в котором герой видит воплощение

всех зол.
Как ни парадоксально это звучит, но поэма «Облако в штанах» стала восторженным гимном человеку: его красоте, мощи, безмерным возможностям творчества. Поэт пытался показать это «от противного» — через горестную судьбу человека в буржуазном обществе. Лирический герой поэмы говорит о своей молодости и о том, что он не станет мириться с действительностью:
У меня в душе ни одного седого волоса,
И старческой нежности нет в ней!
Мир огромив мощью голоса,
иду — красивый,
двадцатидвухлетний.
В подзаголовке поэмы обозначена ее структура — «тетраптих». И действительно,
произведение состоит из четырех частей, каждая из которых говорит решительное «нет» одной из важнейших сторон буржуазного общества.
Первое «нет» относится к несвободной любви, полностью подчиненной корыстному интересу и деньгам. Мы видим, что герой безумно влюблен в некую Марию, которая, возможно, отвечает ему взаимностью. Однако героиня делает выбор в пользу обеспеченного будущего, а не настоящей любви. В этом предательстве герой винит общество, опошлившее высокое чувство, укравшее у него любимую:
вы — Джоконда,
которую надо украсть!
И украли.
У лирического героя Маяковского новое понимание действительности. Он отказывается от искусства, которое уже существует. Это его второе «долой!».

По мнению героя, буржуазное искусство не ценит индивидуальность, лишено гуманистического пафоса. А он глубоко убежден в том, что каждая жизнь — бесценна:
Я,
златоустейший,
чье каждое слово
душу новородит,
именинит тело.
говорю вам:
мельчайшая пылинка живого
ценнее всего, что я сделаю и сделал!
В «подтверждение» своего отрицания герой обращается к творчеству известного поэта Серебряного века Игоря Северянина. Маяковский говорит о том, что его стихи давно не актуальны в современном мире. Время, по мнению лирического героя поэмы, требует не «златоголосых лир», а боя стихом. Творчество должно действенно улучшать жизнь, помогать людям:
Сегодня
надо
кастетом
Кроиться миру в черепе!
Не оставил без внимания лирический герой и политический строй дореволюционной России. Он считает глубоко несправедливым все происходящее в мире и открыто призывает к восстанию:
Идите!
Понедельники и вторники
окрасим кровью в праздники!
Пускай земле под ножами припомнится,
кого хотела опошлить!
Маяковский «заставляет» своего героя отрицать и господствующую религию. Поэт видит в ней только пошлость и искусственность. Возможно, поэтому автор создает кощунственную, на мой взгляд, картину.

Вера в бога в понимании лирического героя Маяковского — это то, что придумано, чтобы сделать человека несвободным. В поэме лирический герой становится даже выше бога и грозит ему:
Я думал — ты всесильный божище,
а ты недоучка, крохотный божик.
Видишь, я нагибаюсь,
из — за голенища
достаю сапожный ножик.
Таким образом, можно говорить о том, что данное произведение полностью отвергает современные Маяковскому общественные устои. Лирический герой «Облака в штанах» — это бунтующий герой. Он восстает против религии, политики, искусства и любви буржуазного мира. Герой призывает к решительным действиям.

Кроме того, своим произведением Маяковский утверждает, что роль поэта в жизни общества огромна и именно он способен повлиять на ход истории.


Четыре «долой» в идейно-образной структуре поэмы В. Маяковского «Облако в штанах»