“Облако в штанах” анализ поэмы Владимира Маяковского

С раннего творчества Маяковскому была свойственна чрезмерная лирическая распахнутость миру, открытость и незащищенность. Неслучайно самой яркой метафорой его ранней поэзии можно считать “бабочку поэтиного сердца”. В каждом герое ранней лирики чувствуется “сплошное сердце” Владимира Маяковского.

Первым крупным произведением, написанным молодым поэтом в 1915 году, стала поэма с несколько эпатирующим названием “Облако в штанах” , анализ которой и будет здесь представлен. Сам Маяковский в подзаголовке определил ее как

“тетраптих”, то есть “четыре крика четырех частей”. Пожалуй, в этом проявилась манера начинающего поэта, который хотел докричаться до современников.

Когда-то футуристы хотели выкрикнуть всему миру свои новые требования в манифесте “Пощечина общественному вкусу”, но это был сплошной эпатаж, кривлянье и позерство перед обывателями.

В поэме все намного масштабнее: противопоставление обществу в прологе поэмы развивается до противопоставления всему мирозданию в конце. А противостоять всему и вся под силу только мощной личности. Поэтому Образ лирического героя гиперболизирован и сливается

в сознании каждого читателя с двухметровой фигурой самого Маяковского:

Мир огромив мощью голоса, Иду – красивый, двадцатидвухлетний. …не мужчина, а – облако в штанах!

Так объясняется Смысл этого необычного названия поэмы. Поэт использует самоиронию, но в сочетании с нежностью:

Что может хотеться этакой глыбе? А глыбе многое хочется!

Но это “многое” , оказывается очень простое и человеческое, свойственное простым смертным, например, “ночью хочется звон свой спрятать в мягкое, в женское” .

Анализ первой части позволяет сразу оценить строфику поэмы. Мучительность ожидания своей возлюбленной героем выражена вынесением каждого слова в отдельную строку, что передает медлительность течения времени. И как итог страданий – казнь: “Упал двенадцатый час, как с плахи голова казненного” . Как всегда, у Маяковского метафоры воспринимаются в прямом смысле, создавая абсурдную картину:

Нервы – Большие, Маленькие, Многие! – Скачут бешеные, И уже У нервов подкашиваются ноги!

В итоге все-таки пришедшая героиня лишает героя последней надежды на любовь: катастрофа, постигшая героя, сравнима только с мировыми катастрофами. Его внутреннее горе по силе может сравниться только с Везувием, который, извергнувшись, погубил Помпею. У героя “пожар сердца” , но внешне он спокоен, “как пульс покойника” . Поэтому вполне объяснимо, почему герой считает: долой вашу любовь.

Трагедия любви, пережитая поэтом, порождает отрицание всего прежнего (как когда-то у И. С. Тургенева в романе “Отцы и дети”):

Я над всем, что сделано, Ставлю “nihil”.

Так возникает Основная проблема второй части поэмы: “отверженные” прежним искусством актуальные темы должны теперь найти свое место, однако старые средства выразительности не могут решить эту задачу, поэтому “улица корчится безъязыкая – ей нечем кричать и разговаривать” . Интересно, что в традиционном для поэзии противопоставлении жизни и искусства поэт предпочитает жизнь ( “гвоздь у меня в сапоге кошмарней, чем фантазия у Гете” ), а Образ героя поэмы сливается здесь с образом вождя всех “униженных и оскорбленных”, а также с Заратустрой и Христом.

Третья часть поэмы насыщена библейскими образами. Более того, герой себя мнит чуть ли не самим Богом, ведь он готов на самопожертвование: “душу вытащу, растопчу, чтоб большая! – и окровавленную дам, как знамя” . Именно такая высокая цель достойна “громады” личности главного героя. Но кого вести за собой под этим знаменем?

Ведь вокруг царит пошлость и бездарность, следовательно, такой мир нужно разрушить.

Только вот идеалу “Царствия Небесного” противопоставлен “рай земной”, построенный самими людьми на обломках старого, несовершенного мира. Таким образом, несовершенство мира для героя проявляется, прежде всего, в том, что существует несчастливая любовь. По его мнению, если Бог не смог создать совершенный мир, он должен уступить место кому-нибудь другому.

Может, Человеку, которого когда-то прославил Сатин в пьесе М. Горького “На дне”?

В заключение необходимо добавить, что типичный для дореволюционной лирики конфликт не ограничивается в данной поэме сферой любовной. Разлука с любимой приводит героя к последовательному отвержению современной морали ( “долой вашу любовь” ), эстетики ( “долой ваше искусство” ), политики ( “долой ваш строй” ) и, наконец, религии ( “долой вашу религию” ). Но глобальное нигилистическое отрицание все-таки не является самоцелью, наоборот, оно пронизано пафосом утверждения ценностей другого миропорядка и мироустройства, что впоследствии проявится в полной мере в революционном творчестве Владимира Маяковского.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“Облако в штанах” анализ поэмы Владимира Маяковского