В чем смысл бунта лирического героя поэмы Маяковского “Облако в штанах”?

В. Маяковский – один из лучших поэтов начала ХХ века, века глубоких социальных перемен. Поэма “Облако в штанах” была закончена к июлю 1915 года. В ней поэт выступает как “тринадцатый апостол” (первое название поэмы, запрещенное цензурой) олицетворяющий грядущую революцию. Революция для Владимира Маяковского – это разрушение старого мира во имя создания нового, гибель во имя рождения.

Поэма отражала распущенную силу миллионов, стихийно поднимающихся против капитализма и уже осознающих свой путь к борьбе. Поэма была прямым

откликом на империалистическую войну, хотя отдельные метафоры и сравнения были навеяны злободневностью, например:

“Тело твое я буду беречь и любить, как солдат, обрубленный войной, ненужный, ничей, бережет свою единственную ногу”.

В. Маяковский в поэме “Облако в штанах” стремился всем содержанием дойти до самого корня человеческих страданий в том устройстве общества, которое делает войну неизбежной. В поэме выражено сочувствие страдающему человеку, а также показано прославление активности самих угнетенных и обездоленных. Поход против слабостей людей, искалеченных и оболваненных капитализмом,

разоблачение иллюзий и заблуждений страдающего человека были органической частью мятежного пафоса “Облака”. В поэме В. Маяковского отразились настроения масс, которые еще далеко не избавились от неуверенности в своих силах, от преувеличения сил врага:

“Слышу: тихо, как больной с кровати, спрыгнул нерв. И вот, – сначала прошелся едва – едва, потом забегал, взволнованный, четкий”.

Отвлеченное противопоставление страдания счастью, исступленное воспевание страдания и жертвы врывались диссонансом в активную, бунтарскую проповедь “Облака”. И для этого были свои причины. Муки труда и рабства, невежества и одичания, нищеты и моральной деградации, в которые капитализм вверг широкие трудящиеся массы, не могли пройти для них бесследно. В. Маяковский с необычайной силой утверждает – молодость нового мира, нового пути: “У меня в душе ни одного седого волоса, и старческой нежности нет вней!

Мир против мощью голоса, иду – красивый, двадцатидвухлетний”. Маяковский отвергает “старую жизнь”:

Долой вашу любовь! “Долой ваше искусство!” “Долой ваш строй!” “Долой вашу религию”.

Эти четыре крика “Долой!” помогают осмыслить идейное значение поэмы. Но в реальном движении образов все четыре крика “Долой!” кричат об одном: всей своей поэмой Маяковский добирался до главного, существенного зла, раздражаясь общими бедствиями и всеми несчастиями героя поэмы.

Поэт соединяет личные переживания лирического героя с переживаниями всей страны. Могучий голос поэта, выступающего от имени многих, масштаб обобщений, истинность и сила чувства рождают у Маяковского высокий стиль, торжественную интонацию. Поэма с ее прямым обращением к угнетенным и обездоленным, с ее утверждениями великой миссии поэта – апостола, с ее принципиальным противопоставлением живой разговорной речи “красивости” и выхолощенности языка декадентской литературы объективно наследовала и по-своему развивала революционно – демократические традиции, отвергнутые поэтами декаденса. Поэма “Облако в штанах” – это замечательная поэма, написанная человеком, искренне верящим в идею революции, в прекрасное светлое будущее, в неизбежность счастья.

Именно эта искренность и является, на взгляд литературоведов, причиной того, что даже сейчас, когда общество перестраивается, жизнь меняется, поэта В. Маяковского остается прекрасным образцом художественного слова, отражая осмысление старой жизни и переход к новой.

Маяковский вошел в наше сознание, в нашу культуру как “агитатор, горлан, главарь”. Он действительно шагнул к нам “через лирические томики, как живой с живыми говоря”. Его поэзия громка, неуемна, неистова. Ритм, рифма, шаг, марш – все эти слова ассоциируются и выражают творчество поэта.

Маяковский – поэт разносторонний. Он мог писать обо всем в равной степени талантливо и необычно. Он, как смелый мастер, работающий со своим материалом по собственным законам.

У него свое построение, свой образ, свои ритм и рифма.

Стихотворение “Хорошее отношение к лошадям” Маяковский написал в 1918 году. Он принял революцию и был целиком захвачен событиями связанными с нею. Перед ним была ясная гражданская позиция и творческий порыв художника, решившего поставить свое искусство на службу революции.

С необычайной силой развернулось в это время многогранное дарование поэта; он пишет стихи, пьесы, киносценарии, рисует плакаты, выступает со статьями и докладами о искусстве. Стихи Маяковского полны радостного чувства, прославляют победу революционного народа. Как человек талантливый и многогранный он проверял себя: так ли и то ли он делает и иногда приходило чувство неудовлетворенности, какая-то тоска, которую он смирял “становясь на горло собственной песне”.

История лошади это только повод рассказать читателю о самом себе, о своей “звериной тоске” и об умении преодолевать ее. У Маяковского на первом плане стоит его собственное лирическое “я”. Без преувеличения можно сказать, что плачущая лошадь – своеобразный двойник автора:

Деточка,
все мы немножко лошади,
каждый по-своему лошадь.

А последние строчки:
И все ей казалось-
она жеребенок,
и стоило жить,
и работать стоило.

Это уж, вне всякого сомнения, о себе: измученный поэт находит силы встать и опять приняться за дело. И не случайно лирический герой противопоставлен в стихотворении глумящимся “зевакам”:

За зевакой зевака,
штаны, пришедшие
Кузнецким клешить,
сгрудились,
смех звенел и звякал
Маяковский и здесь делает себе саморекламу, неотъемлемую от лирического самосознания:
Смеялся Кузнецкий.
Лишь один я
голос свой не вмешивал в вой ему.

В этом стихотворении автор довольно аскетичен в выборе образных средств, он не может полностью отказаться от своих излюбленных экстравагантных метафор. В начале текста выстроен следующий образный ряд: ” улица”, которая “ветром опита” и “льдом обута”, после нашествия зевак, пришедших “клешить” ей уже свои штаны, “опрокинулась” и “течет по своему”. Здесь тропы мало, что сообщают о сущности авторской идеи – они имеют функцию “ввода” в авторскую модель действительности.

Основную же нагрузку несут глаголы действия. В принципе, сюжет стихотворения можно описать при помощи цепочки глаголов, выбранных из текста: “грохнулась” – “сгрудились” – “подошел”- “рванулась” – “пошла” – “пришла” – “встала (в стойло)”. С помощью графики, разбитый на интонационные отрезки, стих придает поэтической речи свободную непринужденность.

Богат репертуар использованных автором рифм: здесь есть и усеченные неточные (плоше – лошадь, зевака – зазвякал), и неравносложные (в шерсти – в шелесте, стойло – стоило), и составные ( в вой ему – по-своему, один я – лошадиные, в няньке – на ноги), и даже одна омонимическая (“пошла” – краткое прилагательное и “пошла” – глагол).

Очень интересна первая строфа, знаменательные слова (“Гриб. Грабь. Гроб.

Груб.”), полностью утеряв свое лексическое значение, выступают в звукоизобретательной функции. Я неоднозначно отношусь к Маяковскому: мне что-то нравится у него, но что-то и не приемлю. В этом стихотворении меня привлекает то, что свою достаточно чувствительную натуру Маяковский обуздал, как лошадь и свою звериную тоску умел скрыть глубоко в себе. Он очень резко относился к окружающим, которым не понятны ни собачье горе, ни лошадиные слезы.

Мне близок его оптимизм: в самых трудных жизненных ситуациях Маяковский умел быть энергичным, бодрым и жизнерадостным. И замечательные строки стихотворения “и стоило жить, и работать стоило” я хочу взять девизом для своей будущей взрослой жизни.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

В чем смысл бунта лирического героя поэмы Маяковского “Облако в штанах”?