Анализ поэмы Маяковского В. В. “Облако в штанах”

Творчество В. В. Маяковского тематически разнопланово. В ранний период оно пронизано любовными переживаниями. В зрелые годы в нем господствует общественная проблематика.

Заслуженную известность принесли В. В. Маяковскому по­эмы “Облако в штанах”, “Флейта-позвоночник”, “Война и мир” и “Человек”. В них ярко воплотились стилевые особен­ности поэтики В. В. Маяковского: обилие неологизмов, кото­рые легко и непринужденно включаются в текст произведений (“изъиздеваюсь”, “выжиревший”, “любеночек”, “декабрый”

и т. д.), изысканные метафоры (“окровавленный сердца лоскут”, “сердце – холодной железкою”). Метафоричны и сами на­звания поэм: “Облако в штанах”, “Флейта-позвоночник”.

Символично, что поэма “Облако в штанах” первоначально называлась “Тринадцатый апостол”. В этом выразилась попытка противопоставить ее традиционному религиозному учению. Из­вестно, что у Христа было двенадцать учеников-апостолов.

Само слово “апостол” означает “посланник”. По легенде, их избрал сам Христос и отправил по миру проповедовать его учение. Само название “Тринадцатый

апостол” взрывает устоявшуюся рели­гиозную традицию, указывает на то, что произведение претенду­ет на общественно значимый факт действительности, а также подчеркивает исповедальный характер поэмы.

Апостолы обладали большой властью. Они были наделены способностью творить чудеса от имени Христа. Провозглашая себя тринадцатым апостолом, герой, по сути, заявляет миру о том, что возлагает на себя важную жизненную миссию.

Как видно из дальнейшего развития сюжетной линии произведения, эта миссия заключается в том, чтобы разоблачать существую­щие общественные пороки и с максимально возможной душев­ной открытостью показать миру силу человеческих чувств.

Поэму “Облако в штанах” называют иногда манифестом поэта. Это эмоционально насыщенное произведение. Его идейный смысл сам автор определил как четыре крика “до­лой”: долой вашу любовь, искусство, строй, религию.

Лириче­ский герой низвергает любовь, основанную на поиске выгоды и комфорта. Он выступает против жеманной поэзии для эсте­тов, наводнившей поэтические салоны того времени. Автор считает, что буржуазный строй не является исторически про­грессивным и не принесет счастье человечеству.

Композиционно поэма определена как тетраптих: она имеет маленькое вступление и четырехчастное деление. Стремление показать исключительность и неординарность лирического ге­роя звучит во всех главах поэмы. В одной из них упоминается желтая кофта, в которую “душа от осмотров укутана”.

Извест­но, что сам В. В. Маяковский в жизни любил носить желтую кофту. Познакомившись с поэмой, читатель понимает, что по­добный жест вызван не только и не столько желанием выде­литься, но попыткой прикрыть нечто очень уязвимое и болез­ненное в душе за внешней оболочкой отчаянного вызова:

Хорошо, когда в желтую кофту душа от осмотров укутана!

Пейзаж в поэме то готически возвышен (“В стеклах дож­динки серые свылись, гримасу громадили, как будто воют хи­меры Собора Парижской Богоматери”), то романтический (“Что мне до Фауста, феерией ракет скользящего с Мефистофе­лем в небесном паркете!”), то экспрессионистски шокирующий (“Всех пешеходов морда обсосала, а в экипажах лощился за жирным атлетом атлет: попались люди, проевшись насквозь и сочилось сквозь трещины сало, мутной рекой с экипажей стека­ла вместе с иссосанной булкой жевотина старых котлет”).

В лирическом герое сильно проповедническое, пророче­ское начало:

Где глаз людей обрывается куцый, главой голодных орд в терновом венце революций грядет шестнадцатый год.

Смешение стилей, эпох, культурно-исторических реалий сменяется в поэме как в калейдоскопе. Сюжет представляет со­бой не последовательное развитие событий, а строится по ассо­циативному принципу: фрагментарность, неопределенность, недосказанность – все эти особенности как нельзя более удачно отражают характер мятежной и кризисной эпохи начала века

Лирический герой поэта переживает любовную трагедию. Героиню зовут Мария. Сюжет поэмы тяготеет к библейской обобщенности, и столь значимое в религиозном отношении имя для героини выбрано неслучайно.

Герой и героиня кон­трастны во всем: он – огромный, неуклюжий индивидуалист, она – хрупкая, маленькая дочь своего общества.

Поэма написана в 1914-1915 годах, и в ней звучат отголо­ски антивоенных стихов этого времени:

Тело твое

я буду беречь и любить, как солдат,

обрубленный войною,

ненужный,

ничей,

бережет свою единственную ногу.

Поэму принизывает ощущение грядущих перемен. Символичен финальный образ спящей Вселенной, уподобленной ги­гантской сторожевой собаке. Создается впечатление, что вот – вот она воспрянет ото сна.

Глоссарий:

– Облако в штанах анализ

– анализ облако в штанах

– маяковский облако в штанах анализ

– анализ поэмы облако в штанах

– облако в штанах история создания


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ поэмы Маяковского В. В. “Облако в штанах”