Анализ поэмы “Облако в штанах” Маяковского В. В

“Облако в штанах”
Творчество В. В. Маяковского тематически разнопланово. В ранний период оно пронизано любовными переживаниями. В зрелые годы в нем господствует общественная проблематика.
Заслуженную известность принесли В. В. Маяковскому помы “Облако в штанах”, “Флейта-позвоночник”, “Война и мир” и “Человек”. В них ярко воплотились стилевые особенности поэтики В. В. Маяковского: обилие неологизмов, которые легко и непринужденно включаются в текст произведений (“изьиздеваюсь”, “выжиревший”, “любеночек”,

“декабрый” и т. д. ), изысканные метафоры (“окровавленный сердца лоскут”, “сердце – холодной железкою”). Метафоричны и сами названия поэм: “Облако в штанах”, “Флейта-позвоночник”.
Символично, что поэма “Облако в штанах” первоначально называлась “Тринадцатый апостол”. В этом выразилась попытка противопоставить ее традиционному религиозному учению. Известно, что у Христа было двенадцать учеников-апостолов.

Само слово “апостол” означает “посланник”. По легенде, их избрал сам Христос и отправил по миру проповедовать его учение. Само название

“Тринадцатый апостол” взрывает устоявшуюся религиозную традицию, указывает на то, что произведение претендует па общественно значимый факт действительности, а также подчеркивает исповедальный характер поэмы.
Апостолы обладали большой властью. Они были наделены способностью творить чудеса от имени Христа. Провозглашая себя тринадцатым апостолом, герой, по сути, заявляет миру о том, что возлагает на себя важную жизненную миссию.

Как видно из дальнейшего развития сюжетной линии произведения, на миссия заключается в том, чтобы разоблачать существующие общественные пороки и с максимально возможной душевной открытостью показать миру силу человеческих чувств.
Поэму “Облако в штанах” называют иногда манифестом поэта. Это эмоционально насыщенное произведение. Его идейный смысл сам автор определил как четыре крика “допой”: долой вашу любовь, искусство, строй, религию.

Лирический герой низвергает любовь, основанную на поиске выгоды и комфорта. Он выступает против жеманной поэзии для эстетов, наводнившей поэтические салоны того времени. Автор считает, что буржуазный строй не является исторически прогрессивным и не принесет счастье человечеству.
Композиционно поэма определена как тетраптих: она имеет маленькое вступление и четырехчастное деление. Стремление показать исключительность и неординарность лирического героя звучит во всех главах поэмы. В одной из них упоминается желтая кофта, в которую “душа от осмотров укутана”.

Известно, что сам В. В. Маяковский в жизни любил носить желтую кофту. Познакомившись с поэмой, читатель понимает, что подобный жест вызван не только и не столько желанием выделиться, но попыткой прикрыть нечто очень уязвимое и болезненное в душе за внешней оболочкой отчаянного вызова:

Хорошо, когда в желтую кофту
Душа от осмотров укутана!

Пейзаж в поэме то готически возвышен (“В стеклах дождинки серые свылись, гримасу громадили, как будто воют химеры Собора Парижской Богоматери”), то романтический (“Что мне до Фауста, феерией ракет скользящего с Мефистофелем в небесном паркете!”), то экспрессионистски шокирующий (“Всех пешеходов морда обсосала, а в экипажах лощился за жирным атлетом атлет: попались люди, проевшись насквозь и сочилось сквозь трещины сало, мутной рекой с экипажей стекала вместе с иссосанной булкой жевотина старых котлет”),
В лирическом герое сильно проповедническое, пророческое начало:
Где глаз людей обрывается куцый,
Главой голодных орд
В терновом венце революций
Грядет шестнадцатый год.
Смешение стилей, эпох, культурно-исторических реалий сменяется в поэме как в калейдоскопе. Сюжет представляет собой не последовательное развитие событий, а строится по ассоциативному принципу: фрагментарность, неопределенность, недосказанность – все эти особенности как нельзя более удачно отражают характер мятежной и кризисной эпохи начала века.
Лирический герой поэта переживает любовную трагедию. Героиню зовут Мария. Сюжет поэмы тяготеет к библейской обобщенности, и столь значимое в религиозном отношении имя для героини выбрано неслучайно.

Герой и героиня контрастны во всем: он – огромный, неуклюжий индивидуалист, она – хрупкая, маленькая дочь своего общества.
Поэма написана в 1914-1915 годах, и в ней звучат отголоски антивоенных стихов этого времени:

Тело твое
Я буду беречь и любить,
Как солдат,
Обрубленный войною,
Ненужный,
Ничей,
Бережет свою единственную ногу.
Поэму принизывает ощущение грядущих перемен. Симво-личен финальный образ спящей Вселенной, уподобленной гигантской сторожевой собаке. Создается впечатление, что вот-вот она воспрянет ото сна.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ поэмы “Облако в штанах” Маяковского В. В