Биография Маяковского. История создания Облако в штанах (Маяковский В. В.)
(1914-1915)
Работа над первой пьесой (в марте 1914 трагедия “Владимир Маяковский” вышла отдельным изданием) утвердила поэта в необходимости продолжить творческие поиски в области крупных поэтических форм. В автобиографии “Я сам” Маяковский относит возникновение замысла нового произведения к началу 1914 года:
“Чувствую мастерство. Могу овладеть темой. Вплотную.
Ставлю вопрос о теме. О революционной. Думаю над “Облаком в штанах””.
По свидетельству друзей-футуристов первые строчки первой главы поэмы “Облако в
В Одессе (футуристы выступали здесь 16-19 января 1914 года) Маяковский познакомился с Марией Александровной Денисовой, красивой незаурядной девушкой, захватившей его воображение. По-видимому, и Мария симпатизировала Маяковскому, но при столь мимолетном трехдневном знакомстве с гастролирующим футуристом от каких-либо решительных шагов отказалась.
Не следует преувеличивать значение этого эпизода. Но история неразделенной любви как первоначальная тема нового крупного произведения могла возникнуть, начать складываться отсюда.
На начало мировой войны в августе 1914 года поэт откликнулся стихотворением “Война объявлена”, полным мрачных поэтических ассоциаций. В августе-декабре 1914 года Маяковский пишет тексты для лубочных плакатов и открыток на военные темы, публикует серию статей в газете “Новь” по вопросам войны и искусства. С февраля 1915 года начинает сотрудничать с журналом “Новый Сатирикон”, переезжает из Москвы в Петроград.
К февралю 1915 года относятся первые публичные читки и первая публикация готовых отрывков новой трагедии (так сам автор первоначально определил это произведение). “Облако в штанах” было закончено в первой половине 1915 года. В предисловии ко второму бесцензурному изданию (1918) Маяковский писал:
“”Облако в штанах” считаю катехизисом современного искусства. “Долой вашу любовь”, “долой ваше искусство”, “долой ваш строй”, “долой вашу религию” – четыре крика четырех частей”.
Композиционно, однако, поэма не имеет столь четко выраженного поэтического разделения этих “ниспровержений” по четырем ее частям. Но вся она наглядно подтверждает справедливость сказанного Б. Пастернаком о Маяковском на вечере памяти поэта в 1933 году:
“Он как живая полнокровнейшая клеточка… человеческой культуры уже обозначал собою будущее… Его революционность есть революционность совершенно самостоятельная, порожденная не только героическими событиями, но и его типом, складом, мыслью, голосом. Революция ему снилась раньше, чем она случилась. Революционность его – революционность саморожденная, совершенно особого, я даже не боюсь сказать, индивидуалистического типа… “
Прозорливо подмеченные Пастернаком “корни и зародыши будущего” “само – рожденная революционность” многое предопределили в жизни и творчестве Маяковского.
– * *
К лету 1915 года относятся две встречи, два важнейших знакомства Маяковского. Поэт в те дни завершил поэму “Облако в штанах”. В различных аудиториях Петрограда он знакомит с новым произведением товарищей по искусству.
В первых числах июля 1915 года, по-видимому, в ответ на пожелание Маяковского, переданное через общих знакомых, пришла открытка от М. Горького:
“Буду рад видеть Вас. Если можно – приезжайте к часу, к завтраку. Всего доброго!
А. Пешков”.
Поэт не замедлил воспользоваться предложением. Так на даче Горького состоялось личное знакомство писателей. В автобиографии “Я сам” Маяковский об этом важном знакомстве говорит с излишней иронией – наложились уже более поздние обстоятельства, приведшие в конце концов к разрыву этой дружбы:
“Поехал в Мустамяки. М. Горький. Читал ему части “Облака”. Расчувствовавшийся Горький обпла – кал мне весь жилет.
Расстроил стихами. Я чуть загордился…”
В мае 1930 года, после трагической гибели Маяковского, М. Горький в частном письме так вспоминал эти встречи с Маяковским:
“…Там он читал “Облако в штанах”… – отрывки – и много различных лирических стихов. Стихи очень понравились мне, и читал он их отлично, даже разрыдался, как женщина, чем весьма испугал и взволновал меня… Когда я сказал ему, что – на мой взгляд – у него большое, хотя, наверное, очень тяжелое будущее, и что его талант потребует огромной работы, он угрюмо ответил: “Я хочу будущего сегодня”, и еще: “Без радости – не надо мне будущего, а радости я не чувствую!” Вел он себя очень нервозно…
Чувствовалось, что он не знает себя и чего-то боится… Но было ясно: человек своеобразно чувствующий, очень талантливый и – несчастный… “
Это знакомство, очень благожелательный отзыв Горького, признанного главы русской литературы, поистине окрылили молодого поэта (Маяковский был младше Горького на 25 лет). Он почувствовал, видимо, – при всей своей неуверенности, при всех своих сомнениях, – что он – Поэт, что он может со своим талантом войти в “большую” русскую литературу. Войти не как “апаш”, нигилист, литературный хулиган, и даже не как представитель некоего литературного течения – футуризма, а просто как настоящий национальный русский поэт.
Несомненно и влияние Горького на формирование общественных и эстетических идеалов молодого Маяковского.
Второе знакомство лета 1915 года, знакомство с семейством Бриков, стало для Маяковского фатальным, роковым, слишком многое предопределившим в его жизни, в самом характере его последующей творческой деятельности….