Биография Маяковского. История создания Облако в штанах (Маяковский В. В.)

(1914-1915)

Работа над первой пьесой (в марте 1914 трагедия «Владимир Маяковский» вышла отдельным изданием) утвердила поэта в необходимости продолжить творческие поиски в области крупных поэтических форм. В автобиографии «Я сам» Маяковский относит возникновение замысла нового произведения к началу 1914 года:

«Чувствую мастерство. Могу овладеть темой. Вплотную.

Ставлю вопрос о теме. О революционной. Думаю над «Облаком в штанах»».

По свидетельству друзей-футуристов первые строчки первой главы поэмы «Облако в штанах»

выросли из романтического эпизода в период футуристического турне.

В Одессе (футуристы выступали здесь 16-19 января 1914 года) Маяковский познакомился с Марией Александровной Денисовой, красивой незаурядной девушкой, захватившей его воображение. По-видимому, и Мария симпатизировала Маяковскому, но при столь мимолетном трехдневном знакомстве с гастролирующим футуристом от каких-либо решительных шагов отказалась.

Не следует преувеличивать значение этого эпизода. Но история неразделенной любви как первоначальная тема нового крупного произведения могла возникнуть, начать складываться отсюда. Однако

для осуществления замысла, неизмеримо усложнившегося в ходе творческой работы, поэту потребовалось полтора года. Жизнь вносила свои коррективы и в замысел, и в творческие планы.

На начало мировой войны в августе 1914 года поэт откликнулся стихотворением «Война объявлена», полным мрачных поэтических ассоциаций. В августе-декабре 1914 года Маяковский пишет тексты для лубочных плакатов и открыток на военные темы, публикует серию статей в газете «Новь» по вопросам войны и искусства. С февраля 1915 года начинает сотрудничать с журналом «Новый Сатирикон», переезжает из Москвы в Петроград.

К февралю 1915 года относятся первые публичные читки и первая публикация готовых отрывков новой трагедии (так сам автор первоначально определил это произведение). «Облако в штанах» было закончено в первой половине 1915 года. В предисловии ко второму бесцензурному изданию (1918) Маяковский писал:

«»Облако в штанах» считаю катехизисом современного искусства. «Долой вашу любовь», «долой ваше искусство», «долой ваш строй», «долой вашу религию» — четыре крика четырех частей».

Композиционно, однако, поэма не имеет столь четко выраженного поэтического разделения этих «ниспровержений» по четырем ее частям. Но вся она наглядно подтверждает справедливость сказанного Б. Пастернаком о Маяковском на вечере памяти поэта в 1933 году:

«Он как живая полнокровнейшая клеточка… человеческой культуры уже обозначал собою будущее… Его революционность есть революционность совершенно самостоятельная, порожденная не только героическими событиями, но и его типом, складом, мыслью, голосом. Революция ему снилась раньше, чем она случилась. Революционность его — революционность саморожденная, совершенно особого, я даже не боюсь сказать, индивидуалистического типа… «

Прозорливо подмеченные Пастернаком «корни и зародыши будущего» «само — рожденная революционность» многое предопределили в жизни и творчестве Маяковского.

— * *

К лету 1915 года относятся две встречи, два важнейших знакомства Маяковского. Поэт в те дни завершил поэму «Облако в штанах». В различных аудиториях Петрограда он знакомит с новым произведением товарищей по искусству.

В первых числах июля 1915 года, по-видимому, в ответ на пожелание Маяковского, переданное через общих знакомых, пришла открытка от М. Горького:

«Буду рад видеть Вас. Если можно — приезжайте к часу, к завтраку. Всего доброго!

А. Пешков».

Поэт не замедлил воспользоваться предложением. Так на даче Горького состоялось личное знакомство писателей. В автобиографии «Я сам» Маяковский об этом важном знакомстве говорит с излишней иронией — наложились уже более поздние обстоятельства, приведшие в конце концов к разрыву этой дружбы:

«Поехал в Мустамяки. М. Горький. Читал ему части «Облака». Расчувствовавшийся Горький обпла — кал мне весь жилет.

Расстроил стихами. Я чуть загордился…»

В мае 1930 года, после трагической гибели Маяковского, М. Горький в частном письме так вспоминал эти встречи с Маяковским:

«…Там он читал «Облако в штанах»… — отрывки — и много различных лирических стихов. Стихи очень понравились мне, и читал он их отлично, даже разрыдался, как женщина, чем весьма испугал и взволновал меня… Когда я сказал ему, что — на мой взгляд — у него большое, хотя, наверное, очень тяжелое будущее, и что его талант потребует огромной работы, он угрюмо ответил: «Я хочу будущего сегодня», и еще: «Без радости — не надо мне будущего, а радости я не чувствую!» Вел он себя очень нервозно…

Чувствовалось, что он не знает себя и чего-то боится… Но было ясно: человек своеобразно чувствующий, очень талантливый и — несчастный… «

Это знакомство, очень благожелательный отзыв Горького, признанного главы русской литературы, поистине окрылили молодого поэта (Маяковский был младше Горького на 25 лет). Он почувствовал, видимо, — при всей своей неуверенности, при всех своих сомнениях, — что он — Поэт, что он может со своим талантом войти в «большую» русскую литературу. Войти не как «апаш», нигилист, литературный хулиган, и даже не как представитель некоего литературного течения — футуризма, а просто как настоящий национальный русский поэт.

Несомненно и влияние Горького на формирование общественных и эстетических идеалов молодого Маяковского.

Второе знакомство лета 1915 года, знакомство с семейством Бриков, стало для Маяковского фатальным, роковым, слишком многое предопределившим в его жизни, в самом характере его последующей творческой деятельности….


Биография Маяковского. История создания Облако в штанах (Маяковский В. В.)