«Буря» анализ стихотворения Фета

Стихотворение «Буря» Афанасия Фета — прекрасный пример того, как за счет точно подобранных слов и выразительных средств поэт сразу создает отчетливую картину природы в воображении читателя. Далее более подробный анализ этого произведения.

«Буря» была написана в 1854 году, когда в свет вышли уже два сборника стихотворений Фета, и поэт утвердился как признанный художник слова, необыкновенно выразительно изображающий природу. Его излюбленный прием — олицетворение, одушевление сил окружающего мира. Он является основным и в

анализируемом стихотворении.

На море разыгрывается буря, и оно предстает перед читателем живым существом: «злей и злей бурлит», морская пена «прянет», бурун «раздражительный». В первых двух четверостишиях описание стихии только напоминает человека этими глаголами и эпитетами, а в последнем, кульминационном, поэт окончательно одушевляет море, введя в описание морского бога. «Трезубцем пригрозя своим, Готов воскликнуть: «Вот я вас!»» — в этих строчках очеловечивание стихии достигает максимума, грозить такими словами может только очень близкое к людям существо. В этой несерьезности

наблюдается противопоставление нарастающей тревоге первых двух четверостиший.

Перечисление слов «меркнет», «злей и злей бурлит», «прянет», «раздражительней», «шипучая», «бьет» создает живую картину сердитой стихии. К тому же оно дополнено аллитерацией: «как будто в берег бьет чугун», обилие взрывных звуков действительно напоминает удары. Морской бог описывается эпитетами «всесилен и неумолим», читатель в напряжении ожидает кульминации, удара… а звучит всего лишь полушутливая угроза.

С помощью этого приема Фет показывает, что буря не страшна, и нам нечего бояться, — как будто читатель и автор смотрят на шторм с безопасного берега.

Вовлечение читателя в происходящее — также частый прием у поэта. Он приглашает зрителя разделить эмоции, переживания, и поэтому делает природу живым, третьим участником происходящего, а не просто изображением.

Стихотворение «Буря» относится к пейзажной лирике, оно написано четырехстопным ямбом — динамичным размером, идеальным для описания быстро меняющихся картин природы. Как уже говорилось, композиция построена на нарастании напряжения в первых двух четверостишиях и на резком спаде сразу после кульминации — появлении морского бога. Сброс эмоции, «перенос» читателя в безопасное место, изображение бури как прекрасной, грозной, но не угрожающей стихии — вот путь, который автор предназначил зрителю.

И прочитав «Бурю», любой ощутит себя причастным к нему.


«Буря» анализ стихотворения Фета