А Мы делаем ТАК!
Мне довелось участвовать в подготовке заданий, организации и проведении всех тринадцати областных этапов Всероссийской олимпиады школьников по литературе в Тверской области и написать об этом. Этот опыт побудил меня откликнуться на материалы, присланные в редакцию “Литературы” словесниками из Новосибирска.
Убеждена, что на всех этапах олимпиады нельзя отказываться от комплексного анализа эпического произведения и интерпретации лирики (лучше в форме сопоставительного анализа двух стихотворений). Областной этап в Тверской области
Лидина; 10-й класс – “Новелла” Ю. Слезкина, “Афродита заступница” А. Кондратьева; 11-й класс – “Как жаль” А. Солженицына, “Белые стены” Т. Толстой.
Для интерпретации лирики: 9-й класс – сопоставительный анализ “Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…” А. Пушкина и “Ночи на родине” Н. Рубцова;
А на районном/городском этапе, который проходит в один день, мы при комплексном анализе эпического произведения предложили для интерпретации небольшое созвучное ему стихотворение и поиск оснований для их сопоставления. Например: 9-й класс – рассказ “Бабушка с малиной” В. Астафьева в сопоставлении со стихотворением “Поднесу я к речке свечку…” В. Шаламова; 10-й класс – рассказ В. Гиляровского “Грезы” в сопоставлении со стихотворением “Русской женщине” Ф. Тютчева; 11-й класс – рассказ “Мудрец” М. Горького в сопоставлении со стихотворением “Я не знаю мудрости…” К. Бальмонта.
Поскольку именно эти два тура самые важные, их максимальная оценка была 30 баллов, тогда как при ответах на вопросы третьего тура школьники почти за каждый ответ получали всего по 1-2 балла.
Хотя в Методических рекомендациях на сайте
- Поздравление бакалаврам! 7 декабря лучшим ученикам лицея №100 было присвоено почетное звание “Бакалавр”. Это те ученики, которые учатся на “Отлично” и являются призерами олимпиад. Вот имена бакалавров 2012 года: Войтюк Евгений – 11 фил класс, победитель областных и городских олимпиад по украинскому языку. Федоренко Виктория – 11 фил класс, победитель областных и городских олимпиад по украинскому языку. […]...
- Мы делаем газету о Тургеневе Урок, на котором мы ставим целью развитие письменной речи, можно провести в форме игры “Мы делаем газету”. В ходе такой игры ученики получают роли журналистов, редакторов, корректоров, делятся на четыре группы в соответствии с количеством страниц газеты и создают тексты публицистического стиля. Мы расскажем об опыте работы над газетой о нашем земляке И. С. Тургеневе […]...
- Я и мама делаем торт План 1. Кухня – мамино царство. 2. Процесс приготовления торта: А) замешивание теста; Б) ароматный запах из духовки; В) приготовление начинки; Г) оформление торта. 4. Похвала семьи – лучшая награда. С раннего детства мне нравилась кухня – мамино царство, в котором каждый день происходят волшебные превращения. Где что-то, булькая в кастрюле, превращается в аппетитный суп, […]...
- Повесть как эпический жанр В лирических стихотворениях необходимо почувствовать их настроение, переданное автором, понять секреты их красоты. Особенностями произведений этого рода является жизнь, которая в них изображается и она имеет отличие от лирического произведения. Описание, монологи, повествование, диалоги, рассуждения, герои, которые совершают поступки, – все это элементы эпического жанра – рассказа. Во многом Повесть схожа с ним. Но в […]...
- Олимпиадные задания 2-ого тура по русскому языку для учащихся 6 класса С(к)ОУ VIII вида Олимпиадные задания 2-ого тура по русскому языку для учащихся 6 класса С(к)ОУ VIII вида. Автор: Овчинникова Елена Владимировна, учитель русского языка и чтения МБС(к)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья “С(к)О школа № 54 VIII вида” г. Перми. Описание материала: Предлагаю задания для проведения школьной олимпиады по русскому языку для учащихся 6 класса коррекционных […]...
- Всероссийская олимпиада 2007 года по литературе Взгляд из Питера… Каждый год среди школьников России идет ожесточенная борьба за право представлять свой город, свой регион на Всероссийской олимпиаде. Приезжают лучшие из лучших, приезжают в надежде не только принять участие в борьбе за победу, но и пообщаться со сверстниками. Для многих участников олимпиады это не только соревнование, не просто борьба за призовое место, […]...
- Особенности эпических произведений В каждом из литературных родов (эпос, лирика, драма) различна природа художественного образа, каждый из них использует свои, именно ему свойственные средства создания образа. “От лирического образа, сосредоточенного на изображении лишь отдельного переживания, – отмечает проф. Л. И. Тимофеев, – образ эпический отличается не только своей многогранностью, но и… динамичностью, от драматического образа – тем, что […]...
- Победители XI Всероссийской олимпиады школьников по литературе Первое место 9-й класс Дарья Теплякова, Челябинская область, г. Озерск, МОУ “Лицей № 39”. Дарья Гукова, Липецкая область, г. Липецк, МОУ лицей № 44. 10-й класс Светлана Ефимова, Москва, ГОУ СОШ № 939. 11-й класс Игорь Кравчук, Санкт-Петербург, ГОУ СОШ № 371. Александр Бычков, Москва, ГОУ “Гимназия № 1527”. Мария Вдовина, Вологодская область, г. Череповец, […]...
- Что такое СИСТЕМА ПЕРСОНАЖЕЙ СИСТЕМА ПЕРСОНАЖЕЙ – взаимосвязи и взаимоотношения персонажей эпического, драматического, а иногда и лиро-эпического произведения. В произведении обыкновенно выделяются персонажи главные (например, Базаров в “Отцах и детях” Тургенева), второстепенные (Аркадий, Одинцова, Павел Петрович, Николай Петрович Кирсановы) и эпизодические (Ситников, Кукшина). С главным героем обыкновенно связана основная проблематика произведения, второстепенные персонажи помогают эту проблематику раскрывать, вступая в […]...
- Результаты XII Всероссийской олимпиады школьников по литературе Дипломы I степени 9-й класс ПАВЕЛ АЛИКИН, Пермский край, г. Пермь, МОУ “Гимназия № 17”. 10-й класс АННА ХАЧАТУРОВА, Свердловская обл., г. Екатеринбург, МОУ “СОШ № 59”. 11-й класс СВЕТЛАНА ЕФИМОВА, Москва, МОУ “СОШ № 939”. Дипломы II степени 9-й класс Сергей БОГДАНОВ, Москва, ГОУ “Московская Гимназия № 1543” на Юго-Западе. Марина ИШИНА, Самарская обл., […]...
- Об особенностях уроков литературного чтения во 2 классе В настоящее время в начальной школе реализуется один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника – “Литературное чтение”. Содержание литературного чтения приобщает детей к литературе как к искусству, обеспечивает благоприятные условия для практического включения ребенка в мир литературы, позволяет учителю развивать литературные способности, самостоятельную творческую деятельность, культуру речевой и читательской коммуникации. Успех урока литературного […]...
- Задания заключительного этапа XI Всероссийской олимпиады школьников по литературе Как обычно, публикуем задания заключительного, V этапа XI Всероссийской олимпиады школьников по литературе, прошедшей в Казани. Заключительный этап состоял из трех традиционных туров, отдельно для учащихся 9-х, 10-х и 11-х классов. В первом туре участники провели “комплексный анализ художественного текста”: В. Ф. Одоевский “Привидение” (9-й класс), Н. С. Лесков “Путешествие с нигилистом” (10-й класс), В. […]...
- “Старуха Изергиль” А. М. Горького: новый взгляд Предлагаем вам неожиданную интерпретацию популярного и хорошо освоенного школьной методикой произведения. Как и ко всякой интерпретации, основанной на мифологических изысканиях, к ней стоит отнестись с известной долей скепсиса – однако же она позволяет по-новому взглянуть на некоторые важные, узловые моменты текста и отдельные его детали. И уж во всяком случае, сделать разговор на уроке более […]...
- А. М. Шуралев. Изучение литературы в полиэтнических классах основной школы В современной России множество школ, состав учащихся в которых национально неоднороден, так что выход книги А. М. Шуралева представляется вполне актуальным. А. М. Шуралев. ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ В ПОЛИЭТНИЧЕСКИХ КЛАССАХ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ: 5-9 классы: Пособие для учителей. СПб.: Филиал изд-ва “Просвещение”, 2009. 192 с. Во “Введении” автор методически обосновывает свой подход к преподаванию в полиэтнических классах, […]...
- Преграды на пути награды В 2003 году мы, в согласии с традициями нашей газеты всемерно поддерживать филологически одаренных учеников, учредили для участников Всероссийской олимпиады школьников по литературе диплом нашей газеты и Издательского дома “Первое сентября” (вместе с памятным подарком – им стал диктофон с соответствующими аксессуарами). Его, по нашему замыслу, должен получать один из участников олимпиады – не обязательно […]...
- Сценарий урока на тему “Закрытие недели начальных классов, награждение победителей предметных олимпиад” Муниципальное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Козьмодемьянска” Республики Марий Эл Сценарий урока на тему “Закрытие недели начальных классов, Награждение победителей предметных олимпиад” Подготовили и провели Ромашова Елена Владимировна Матвеева Елена Владимировна Учителя начальных классов 2014 Закрытие недели начальной школы, награждение победителей предметных олимпиад. Место проведения: МОУ “Средняя общеобразовательная школа №3 г. Козьмодемьянска” […]...
- Сочинение: история олимпийских игр Хочу рассказать вам о выдающемся спортивном событии – Олимпийских играх. Олимпийские игры имеют длинную историю. Возникли они в 776 году до нашей эры и проводились каждые 4 года в течение около 1200 лет в Олимпии, в Греции. Тогда было решено, что во время проведения Олимпиады войн не будет. Сначала Олимпийские игры длились лишь 5 дней […]...
- “Кругом шиповник алый цвел, стояли темных лип аллеи…” В соответствии с программой знакомство учащихся с творчеством И. А. Бунина осуществляется постепенно. В основной школе они получают представление о его поэтическом творчестве, читают и анализируют эпические произведения – “Чистый понедельник”, “Солнечный удар”. В одиннадцатом классе, при изучении монографической темы по творчеству писателя, необходимо систематизировать имеющиеся знания, помочь старшеклассникам в постижении особенностей мировоззрения и мастерства […]...
- Проблема подвига, героизма и самоотверженности (Аргументы ЕГЭ) В предложенном для анализа тексте Ю. Я. Яковлев поднимает проблему подвига, героизма и самоотверженности. Именно над ней он и размышляет. Эта проблема социально-нравственного характера не может не волновать современного человека. Писатель раскрывает эту проблему на примере рассказа об одном учителе истории, у которого была возможность спасти свою жизнь, но узнав о том, что жители Крагуеваца […]...
- Анализ современного рассказа (Людмила Петрушевская) Материалы к уроку Удивительная, парадоксальная закономерность! Чем больший интерес вызывает современная литература у наших школьников, тем меньше места и внимания уделяется ей в учебниках и программах! В новом стандарте по литературе даже на профильном уровне изучение современной прозы сведено к минимуму: одно произведение любого автора. В примерной программе по литературе, предложенной министерством в дополнение к […]...
- Творческие работы по литературе как составная часть образования в гимназии Вся система филологического образования в гимназии ставит цель развивать у учащихся стремление занимать не просто активную, но инициативную позицию в учебном процессе, осваивать новый опыт. Именно поэтому в гимназии были введены творческие работы по различным предметам, в том числе и по литературе. Первоначальная задача была скромной: приобщить учащихся к лучшим образцам мировой литературы, расширить культурное […]...
- Интерполяция многочленами Если задана функция y(x) , то это означает, что любому допустимому значению х сопоставлено значение у. Но нередко оказывается, что нахождение этого значения очень трудоемко. Например, у(х) может быть определено как решение сложной задачи, в которой х играет роль параметра или у(х) измеряется в дорогостоящем эксперименте. При этом можно вычислить небольшую таблицу значений функции, но […]...
- Сдаем ЕГЭ по русскому языку с опорой на литературу При аргументации своей позиции в части С ЕГЭ по русскому языку выпускники обязаны опереться на собственный читательский опыт. Однако если посмотреть на те примеры из художественных произведений, которые выпускники приводят на экзамене, то иначе как легким поклоном в сторону литературы их назвать нельзя. В лучшем случае укажут произведения со сходной тематикой – ни конкретного эпизода, […]...
- Что такое Эпос, лирика и драма Эпос, лирика и драма Любое литературное произведение принадлежит к одному из трех литературных родов: эпосу, лирике или драме. Эпосом в Древней Греции называли повествование, рассказ. Автор эпического произведения, как говорил Аристотель, рассказывает “о событии, как о чем-то отдельном от себя”. В эпическом произведении, как правило, есть сюжет, персонажи и повествователь. В произведениях больших эпических форм […]...
- Неделя культуры добрососедства ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ № МЕРОПРИЯТИЕ УЧАСТНИКИ I ПОНЕДЕЛЬНИК 1 Открытый урок (приглашаются учителя, родители). Тема урока: ” Происхождение названия улицы, на которой находится школа. Летопись школы” (раздел “История”) 2 класс 2 Выставка рисунков “Наша школа в будущем. Глазами второклассников и их родителей” 2 класс, родители 3 Презентация проекта “Наша школа в будущем” Учитель культуры добр. II […]...
- Эпическая проза на примере творчества Пушкина “Кавказский пленник” пространственно построен сложнее “Руслана и Людмилы”. В поэме множество самодовлеющих, фрагментарно выделенных лирических, описательных, комментирующих мест: посвящение, нравы горцев, черкесская песня, эпилог, примечания и др. Все это пространство воспринимается как бы на периферии поэмы, образуя в совокупности чисто авторский, фабульный план. Однако в фабульном центре поэмы, в мире героев, автор и пленник смешивались […]...
- Вопросы остались У Всероссийской олимпиады школьников по литературе уже немалая история, поэтому для лучшего понимания ее сегодняшнего состояния не худо обратиться к истокам. В числе других олимпиад по гуманитарным предметам она взяла старт в 1996 году по инициативе Министерства образования РФ. Первые два года материальную помощь в ее проведении оказал Фонд Сороса: оплачивалась дорога участникам из дальних […]...
- Чехов в школьном изучении: pro et contra Изучение творчества Чехова в школе – было, есть и, наверное, еще долго будет наиболее слабым звеном в преподавании литературы. Заявляю это как человек, многие годы соприкасающийся непосредственно с педагогической практикой. Не любят его школьники: то ли потому что пройти не успевают, только проехать мимо или пробежать галопом (в старших классах, где “Вишневый сад” выпадает на […]...
- Профанация! Сегодня, 20 ноября 2011 года, на базе нашей школы проводился так называемый 2 этап олимпиады по информатике. Ничем иным, кроме профанации это назвать нельзя! Задания, одинаковые(!) для всех классов-9-10-11-х составлены так, что их можно выполнить, лишь владея устойчивыми навыками программирования на языке, скажем, Паскаль. При этом азы языков программирования изучаются лишь во 2-м семестре 11 […]...
- Типология тем сочинений Типология тем сочинений Выбор темы – очень важный этап в работе над сочинением. Как правило, основой сочинения становится произведение, которое автор ясно помнит и знает, может уверенно цитировать. Самое главное – хорошо понимать тему, идею и проблему произведения. Кроме того, пишущий должен умело использовать сведения по теории и истории литературы, иметь некоторый опыт анализа литературного […]...
- Возникновение жанрово-стилевого течения Многое из того, что впервые заявило о себе в 20-е годы, получило мощный импульс в период 30-х годов. Возникли жанрово-стилевые течения, которых не было прежде. Так, например, расширение этического диапазона, углубление исторического мышления привели к более органическому проникновению эпического содержания во все поэтические роды и, как следствие этого, к насыщению стилевой ткани произведений философским началом. […]...
- Урок для 11 класса по теме: “Возрастание и убывание функции” – скачать бесплатно Муниципальное общеобразовательное учреждение Копорская средняя общеобразовательная школа Ленинградской области КОНСПЕКТ УРОКА По алгебре и началам математического анализа. Класс: 11 Учитель: Ефремова Анна Егоровна 2012/2015 учебный год Рано или поздно всякая правильная математическая Идея находит применение в том или ином деле. А. Н. Крылов Урок алгебры и начал математического анализа в 11 классе Тема урока: Возрастание […]...
- Тема сочинения. об эпизоде как методическая проблема. в старшей. школе Не секрет, что формулирование тем Сочинения, в особенности выпускного, никогда не было задачей сугубо методической. На протяжении как минимум последних двадцати лет кое-что в подходах неоднократно менялось, порой принципиально, хотя и ненадолго. Те, кто предложил несколько лет назад включить в число экзаменационных тем анализ эпизода, тем самым обозначили важный поворот в текстуальном изучении эпического и […]...
- Тест по теме “Обратные тригонометрические функции” для 10 класса Тест по теме “Обратные тригонометрические функции” Составлен Макаровой Татьяной Павловной, Учителем математики высшей категории ГБОУ средней общеобразовательной школы № 618 Г. Москвы На основе учебника Алгебра и начала анализа. 10 класс в 2 частях (профильный уровень) Мордковича А. Г., 2012 г. Пояснительная записка. Задачи теста “Обратные тригонометрические функции ” соответствуют программным требованиям. Тест предназначен для […]...
- Краткая информация об изменении экзаменационной модели по литературе в формате ЕГЭ на 2011 год Версия ЕГЭ по литературе – результат многолетней экспериментальной работы, цель которой – поиск экзаменационной модели, наиболее адекватной специфике предмета. Экзаменационная модель ЕГЭ по литературе 2009 года существенно не изменяется по сравнению с версией 2008 г., являющейся по существу принципиально новой по отношению к экзаменационным моделям прошлых лет. На основании анализа результатов ЕГЭ по литературе 2008 […]...
- Сочинение на тему: ЧТО ПРИВЛЕКАЕТ МЕНЯ В ЗИМНЕМ ЛЕСУ ЧТО ПРИВЛЕКАЕТ МЕНЯ В ЗИМНЕМ ЛЕСУ Я очень люблю приходить в зимний лес. Остановившись возле любимой березы, сначала закрываю глаза и слушаю. Божественная тишина! Затем оглядываюсь и в который раз всматриваюсь в знакомые места. На верхушке сосны, подняв пушистый хвост, сидит белка, весело подмигивая мне. Старая знакомая. Скок с ветки на ветку. Сверху посыпался снег. […]...
- Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков Вопрос 1. Как вы думаете, часто ли в природе встречается дигибридное скрещивание? Если экспериментатор выбирает для последующего анализа две пары признаков и скрещивает между собой организмы, четко различающиеся по этим двум признакам, то он осуществляет дигибридное скрещивание. На самом деле каждый организм – носитель множества разнообразных признаков. В природе никто не отбирает признаки для анализа. […]...
- Сказание о лыжном походе Как-то раз собрался Наш весь класс, Наш весь класс, На досуге от учебы В рощу погулять, В рощу погулять, На лыжах покататься. Собирались, собирались, Только двое собрались. Самые отважные, самые умелые, Стойкие да смелые. А учитель физкультуры На морозе коченел, На морозе коченел, Ожидая, как весь класс, Как весь класс к нему придет. Добры молодцы […]...
- Салтыков-Щедрин, Анализ произведения История одного города, План Анализ произведения Это произведение является пародией на русский государственный социальный строй, сатирой на крепостничество, самодержавие и бюрократизм. От имени рассказчика выступает архивариус, причем в нескольких лицах. Его задача – описать историю города Глупова, рассказать о правителях и о том, как они жили “в соответствии с народом”. Начинается роман в торжественной высокой летописной манере, которая сразу […]...
- Содержание и форма Содержание и форма Содержание и форма – внутренняя и внешняя стороны художественного произведения, которые выделяются в процессе литературного анализа и представляют собой единое целое. Содержание и форма присущи любому явлению природы и общества, поскольку в каждом явлении можно выделить внешние, формальные, и внутренние содержательные элементы (суть явления). Но в искусстве вообще и в литературе в […]...