Чехов в школьном изучении: pro et contra

Изучение творчества Чехова в школе – было, есть и, наверное, еще долго будет наиболее слабым звеном в преподавании литературы. Заявляю это как человек, многие годы соприкасающийся непосредственно с педагогической практикой. Не любят его школьники: то ли потому что пройти не успевают, только проехать мимо или пробежать галопом (в старших классах, где “Вишневый сад” выпадает на последние дни мая, гораздо приятнее ощутить аромат реального сада где-нибудь на даче), то ли потому, что устарел писатель с его юмором, который и не воспринимается

уже как юмор в нашем абсурдном мире.

Даже “Каштанка” сейчас “не идет”, не говоря уж об “Унтере Пришибееве” или “Лошадиной фамилии”.

И всегда Чехов оказывается трудным для детей любого возраста. Составители школьных программ тем не менее из года в год предлагают для анализа одни и те же, изрядно надоевшие прежде всего самому учителю произведения: в 5-м классе – рассказ “Хирургия”, в 6-м – “Лошадиная фамилия” и “Пересолил”, в 7-м – “Хамелеон”, “Тоска”, “Злоумышленник”, в 8-м –

“Толстый и тонкий”… Объединяющей теоретической основой подобного ряда произведений должно служить, по мнению методистов, “комическое”: “понятие юмора” – 5-й класс, “развитие понятия юмора” – 6-й класс, где методисты всерьез советуют учителю разъяснить детям смысл фразы “Живет не с женой, а с немкой”, “сатира” – 7-й класс и т. д. Посещение таких уроков удручает, советы методистов “добиться, чтобы до начала детальной работы над рассказом у школьников возникла определенная установка на анализ”, не работают, и все дружно ждут конца урока.

Студенты филфака педуниверситета за пять лет обучения дважды выходят на практику в среднюю школу.

И дважды – сначала в “среднем звене” (5-8-е классы), а потом в “старшем” (9-11-е классы) – бедный студент судорожно начинает искать “методички” в виде отдельных сборников (Преподавание Пушкина, Толстого, Чехова… в школе) либо (кто поумнее или просто подобросовестнее) книги, статьи по изучаемому автору.

Что же они находят в школьных библиотеках? Прежде всего – пособия для учителя. Среди них чаще встречаются книги “А.

П. Чехов в школьном изучении” (сост. М. И. Мещерякова)


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Чехов в школьном изучении: pro et contra