Задания заключительного этапа XI Всероссийской олимпиады школьников по литературе
Как обычно, публикуем задания заключительного, V этапа XI Всероссийской олимпиады школьников по литературе, прошедшей в Казани.
Заключительный этап состоял из трех традиционных туров, отдельно для учащихся 9-х, 10-х и 11-х классов.
В первом туре участники провели “комплексный анализ художественного текста”: В. Ф. Одоевский “Привидение” (9-й класс), Н. С. Лесков “Путешествие с нигилистом” (10-й класс), В. М. Шукшин “Ораторский прием” (11-й класс).
Во втором туре требовалось “сопоставить стихотворения”: Е. А. Баратынский
Задания третьего тура печатаются в том исполнении, в каком они были получены редакцией от председателя жюри и методической комиссии Олимпиады (распечатка).
Ответы на задания третьего тура, по традиции, опубликуем в одном из ближайших номеров.
Задания III тура
9-й класс
1. Пo данному отрывку назовите автора и его произведение.
А)
Обеспокоен дурною дорогою, я, встав из кибитки, вошел в почтовую избу, в намерении отдохнуть”.
Б) “В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которые летели белые хлопья снегу; небо слилося с землею (…) очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу; лошадь ступала наудачу и поминутно то взъезжала на сугроб, то проваливалась в яму; сани поминутно опрокидывались”.
В) “До станции оставалось еще с версту. Кругом было тихо, так тихо, что по жужжанию комара можно было следить за его полетом. Налево чернело глубокое ущелье; за ним и впереди нас темно-синие вершины гор, изрытые морщинами, покрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне, еще сохранявшем последний отблеск зари.
На темном небе начинали мелькать звезды, и странно, мне показалось, что они гораздо выше, чем у нас на севере. По обеим сторонам дороги торчали голые, черные камни; кой-где из-под снега выглядывали кустарники, но ни один сухой листок не шевелился, и весело было слышать среди этого мертвого сна природы фырканье усталой почтовой тройки и неровное побрякиванье русского колокольчика”.
Г) “И точно, дорога опасная; направо висели над нашими головами груды снега, готовые, кажется, при первом порыве ветра оборваться в ущелье; узкая дорога частию была покрыта снегом, который в некоторых местах проваливался под ногами, в других превращался в лед от действия солнечных лучей и ночных морозов, так что мы с трудом сами пробирались; лошади падали; налево зияла глубокая расселина, где катился поток, то скрываясь под ледяною корою, то с пеною прыгая по черным камням”.
Д) “Но нигде не было слышно отдаленного петушьего крика: ни в городе, ни в разоренных окрестностях не оставалось давно ни одного петуха. По небольшому бревну перебрались они через проток, за которым возносился противоположный берег, казавшийся выше бывшего у них назади и выступавший совершенным обрывом. Казалось, в этом месте был крепкий и надежный сам собою пункт городской крепости…”
2. Назовите авторов и адресатов следующих посланий.
А)
Певец-гусар, ты пел биваки,
Раздолье ухарских пиров,
И грозную потеху драки,
И завитки своих усов.
Б)
Любовью, дружеством и ленью
Укрытой от забот и бед,
Живи под их надежной сенью;
В уединении ты счастлив: ты поэт.
В)
Струн вещих пламенные звуки
До слуха нашего дошли,
К мечам рванулись наши руки
И – лишь оковы обрели.
Г)
Когда увидит кто, что в царском пышном доме
По звучном громе Марс почиет на соломе,
Что шлем его и меч хоть в лаврах зеленеют,
Но гордость с роскошью повержены у ног,
И доблести затмить лучи богатств не смеют, –
Не всяк ли скажет тут, что браней страшный бог…
Д)
Так из глуши моей стремлю
Я к вам заботливые взгляды,
Вам высшей благости молю…
3. Дайте историко-литературный комментарий к стихотворению Д. Давыдова “Бородинское поле”.
Д. Давыдов
Бородинское поле
Элегия
Умолкшие холмы, дол, некогда кровавый!
Отдайте мне ваш день, день вековечной славы,
И шум оружия, и сечи, и борьбу!
Мой меч из рук моих упал. Мою судьбу
Попрали сильные. Счастливцы горделивы
Невольным пахарем влекут меня на нивы…
О, ринь меня на бой, ты, опытный в боях,
Ты, голосом своих рождающий в полках
Погибели врагов предчувственные клики,
Вождь гомерический, Багратион великий!
Простри мне длань свою, Раевский, мой герой!
Ермолов! Я лечу – веди меня, я твой:
О, обреченный быть побед любимым сыном,
Покрой меня, покрой твоих перунов дымом!
Но где вы?.. Слушаю… Нет отзыва! С полей
Умчался брани дым, не слышен стук мечей,
И я, питомец ваш, склонясь главой у плуга,
Завидую костям соратника иль друга.
(1829)
4. В творчестве каких художников нашли образное воплощение следующие литературные произведения?