Возникновение жанрово-стилевого течения
Многое из того, что впервые заявило о себе в 20-е годы, получило мощный импульс в период 30-х годов. Возникли жанрово-стилевые течения, которых не было прежде. Так, например, расширение этического диапазона, углубление исторического мышления привели к более органическому проникновению эпического содержания во все поэтические роды и, как следствие этого, к насыщению стилевой ткани произведений философским началом.
Не случайно именно на 30-е годы приходится расцвет эпического искусства, философского романа и драмы.
Утверждение нового
Отрыву буржуазно-модернистского искусства от жизни, его курсу на деэстетизацию и дегуманизацию противостояли крепнущие связи литературы социалистического реализма с жизнью народа.
Советское искусство, интенсивно формирующее собственную
Как известно, тема дворянства в русской литературе отразила несколько основных этапов. Пушкин и Лермонтов воссоздали образы “лишних людей”, воплотивших противоречивый процесс эволюции представителей господствующего класса. У Гоголя уже показано начало оскудения поместного дворянства. У Тургенева поэзия цветущих садов, акварельная дымка золотой осени усиливают грусть писателя об угасании “дворянских гнезд”.
Салтыков-Щедрин и Чехов с неумолимостью и точностью социальных диагностов показывают распад, разложение дворянства – физическое и нравственное.
А. Толстой в цикле “Под старыми липами”, в романах “Чудаки” и “Хромой барин” фиксирует конечную стадию разложения помещичьего быта и нравственного опустошения последнего поколения российского дворянина. Если И. Бунин воспринял уход с исторической арены дворянства трагически, то А. Толстой воссоздает с большой сатирической силой вереницу самодуров, насильников, пьяниц и тунеядцев.
- Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения Историко-литературный процесс – совокупность общезначимых изменений в литературе. Литература непрерывно развивается. Каждая эпоха обогащает искусство какими-то новыми художественными открытиями. Изучение закономерностей развития литературы и составляет понятие ” историко-литературный процесс “. Развитие литературного процесса определяется следующими художественными системами: творческий метод, стиль, жанр, литературные направления и течения. Непрерывное изменение литературы – […]...
- Жанрово-композиционные особенности Романа “Мастер и Маргарита” Жанрово-композиционные особенности. Булгаков создал необыкновенный роман, тайна которого не разгадана до сих пор. Писатель, по наблюдению Е. А. Яблокова, сумел слить в нем воедино поэтику романтизма, реализма и модернизма. Необычность булгаковского творения во многом связана также с его сюжетножанровым своеобразием. Сам писатель жанр своего произведения определил как роман. Литературоведы называют его романом – мифом, философским […]...
- ЛИТЕРАТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ (МЕТОДЫ) И ТЕЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ (МЕТОД) – совокупность основных особенностей творчества, сформировавшихся и повторяющихся в определенный исторический период развития искусства. При этом черты данного направления могут прослеживаться у авторов, творивших в эпохи, предшествовавшие формированию самого направления (черты романтизма у Шекспира, черты реализма в “Недоросле” Фонвизина), а также в последующие эпохи (черты романтизма у Горького). Выделяются четыре основных литературных […]...
- Возникновение летописи (Литература XI-XII веков) Летопись является одним из самых древних видов светской (не церковной) литературы Руси. Первые летописные записи появились в Новгороде в начале XI века. Ранние новгородские записи, ведшиеся по годам (слово “лето” в древнерусском языке означало год; отсюда и название -“летопись”), представляют собой краткие сообщения о каких-либо необычных случаях из жизни Новгорода: о битвах, о пожарах, о […]...
- Создание и анализ течения “Символизм” в поэзии Символизм – первое и самое значительное из модернистских течений в России. По времени формирования и по особенностям мировоззренческой позиции в русском символизме принято выделять два основных этапа. Поэтов, дебютировавших в 1890-е гг., называют “старшими символистами” (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, Ф. К. Сологуб и др.). В 1900-е гг. […]...
- Жанрово-стилистическая структура пьес < p>В 1960-90-е годы в современной драматургии отчетливо усилились публицистическое и философское начала, что отразилось в жанрово-стилистической структуре пьес. Так, “политические” и “производственные” пьесы апеллируют к активности зрителей. Для них характерна конфликтная острота, столкновение противоположных друг другу сил и мнений. В публицистической драме мы чаще всего встречаемся с героями энергичной жизненной позиции, героями-борцами, которые не […]...
- Возникновение литературы на Руси (Литература XI-XII веков) В родовом, доклассовом обществе существовала только устная народная поэзия, письменной литературы еще не было. Устное творчество выражало мысли и настроения всего народа, обслуживало все общество. В классовом, феодальном обществе устное творчество стало по преимуществу достоянием трудового народа, выразителем его идей (мыслей) и настроений. Господствующий класс – феодалы-землевладельцы – лишь частично использовал устную поэзию, создавая свои […]...
- Возникновение реализма в Европе, новые возможности реалистической литературы Реализм – третий по счету метод. Возник в Европе в 30-е годы. Прежде всего во Франции. На это время приходится творчество пожилого Стендаля (Анри Мари Бейль). В 30-е годы Стендаль пишет романы: “Красное и черное”, “Пармская обитель”, “Красное, или Белое” (не завершен). Одновременно со Стендалем во Франции работают Бальзак и Проспер Мериме. Проспер Мериме – […]...
- Песни возникновение колядок фольклор (Детские народные сказки) Несказанно прекрасен мир бытовой народной песни. Песни разнообразны, как труд людей, их обычаи и обряды. “У нас народ, – писал Н. А. Добролюбов, – сопровождает пением все торжественные случаи своей жизни, всякое дело, всякое веселье и печаль”. Бытовые песни можно разделить на несколько групп. Обширна группа календарных песен – их пели в определенные дни года, […]...
- История древнего мира. 6 класс. Тема: “Природные условия Италии и возникновение города Рима” Тема: “Природные условия Италии и возникновение города Рима” Ожидаемые результаты: 1) обучающие цели урока – после изучения темы ученики будут иметь представление о географическом положении и природно-климатических условиях Италии, определить их влияние на развитие хозяйственной деятельности населения Аппенинского полуострова; – передать содержание легенды об основании Рима, объяснить происхождении названия города; – рассказать о составе населения […]...
- Символ течения Времени в поэзии Ахматовой Ощущение конкретного, почти телесного и плотского течения Времени – вообще характерная особенность художественного мировоззрения поздней Ахматовой. Она стала пристрастна к числам, наименованиям эпох, веков, столетий. Все существующее или существовавшее на земле отныне представляется ей помещенным в тот или иной определенный отрезок времени. Она не признает ничего, что претендует самонадеянно находиться вне времени и пространства. Оттого […]...
- Модернистские течения < p>Модернистские течения 1920-х гг. поставили перед собой задачу создать иную, чем в реализме, концепцию человека, иначе обозначает координаты его характера и иначе воспринимает действительность. Неправомерно видеть в нем лишь формальные приемы – нежизнеподобную поэтику, алогизм образов, “заумь” и т. п. За формой кроется и новое содержание: модернизм предлагает иные мотивации характера, воспринимает действительность как […]...
- “Серебряный век” русской поэзии. Литературные направления, течения в поэзии На рубеже XIX-XX веков в русской литературе, как в большинстве европейских литератур, ведущую роль играют модернистские течения, которые наиболее ярко проявились в поэзии. Эпоху модернизма в русской литературе называют “серебряным веком”. Специфика “серебряного века” заключается в том, что, осуществляя творческие поиски на общих принципах модернизма в конце XIX в., писатели в начале XX века, должны […]...
- Течения в русской литературе :: Футуризм Футуризм (от лат. futurum – будущее) возник почти одновременно в Италии и России. Впервые русский футуризм проявил себя публично в 1910 г., когда вышел в свет первый футуристический сборник “Садок судей” (его авторами были Д. Д. Бурлюк. В. В. Хлебников и В. В. Каменский). Вместе с В. В. Маяковским и А. Е. Крученых эти поэты […]...
- Создание и анализ течения “Акмеизм” в поэзии Акмеизм (от греч. акте – высшая степень чего-либо; расцвет; вершина; острие) возник в 1910-е гг. в кружке молодых поэтов, поначалу близких символизму. Стимулом к их сближению была оппозиционность к символистской поэтической практике, стремление преодолеть умозрительность и утопизм символистских теорий. В октябре 1911 г. было основано новое литературное объединение – “Цех поэтов”. Название кружка указывало на […]...
- Классный час. Этикет. Возникновение и история этикета Учитель. Успех в жизни, удовлетворенность, уверенность в себе зависит от многих факторов. К ним, безусловно, можно отнести умение человека вести себя в обществе, т. е. знание этикета. Весь секрет в том, что только к вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся всегда по-доброму. Только такого человека все любят, уважают. И у него есть верные […]...
- Возникновение римской поэзии и драмы в середине II в. до н. э Первые шаги римской художественной литературы связаны с распространением в Риме греческой образованности Ранние римские писатели подражали классическим образцам греческой литературы, хотя ими были использованы римские сюжеты и некоторые римские формы. Нет основания отрицать наличие устной римской поэзии, возникшей в отдаленную эпоху. Самые ранние формы поэтического творчества связаны, несомненно, с культом. Так возник религиозный гимн, священная […]...
- Жанрово-композиционное своеобразие поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души” Н. В. Гоголь – выдающийся писатель критического реализма, продолжающий традиции А. С. Пушкина и углубляющий критическое отношение к современной действительности. Задумывались “Мертвые души” таким образом, чтобы в произведении “явилась” вся Русь. Естественно, что такой колоссальный замысел не укладывался в существующие жанровые рамки; композиционное строение тоже должно было стать чем-то особым. До сих пор вызывает споры […]...
- Тема. Жанрово-тематическое разнообразие лирики А. Пушкина Цель: углубить знания учеников о лирике А. Пушкина; формировать читательские навыки исследовательского характера, умение формулировать и высказывать собственные суждения, анализировать лирические произведения; оказывать содействие формированию гуманной личности. Оборудование: портрет А. Пушкина, гроздь на тему “Пушкин”. Тип урока: усвоение новых знаний и формирование на их основе умений и навыков. …И думы в голове волнуются бессонные, и […]...
- Жанрово-композиційна своєрідність поеми Н. В. Гоголя “Мертві душі” Твір по літературі: Жанрово-композиційна своєрідність поеми Н. В. Гоголя Мертві душі Н. В. Гоголь – видатний письменник критичного реалізму, що продовжує традиції А. С. Пушкіна й углубляющий критичне відношення до сучасної дійсності Замислювалися “Мертві душі” таким чином, щоб у добутку “з’явилася” вся Русь. Природно, що такий колосальний задум не укладався в існуючі жанрові рамки; композиційна […]...
- Литературные направления и течения ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ Литературные направления и течения 1. Литературное направление – часто отождествляется с художественным методом. Обозначает совокупность фундаментальных духовно-эстетических принципов многих писателей, а также ряда группировок и школ, их программно-эстетических установок, используемых средств. В борьбе и смене направлений наиболее отчетливо выражаются закономерности литературного процесса. Принято выделять следующие литературные направления: А) Классицизм, Б) Сентиментализм, В) Натурализм, […]...
- Биография Толстой Алексей Николаевич (1883 – 1945) Алексей Николаевич Толстой [29.12.1882 (10.1.1883), г. Николаевск, ныне г. Пугачев Саратовской области, – 23.2.1945, Москва. Родился в семье аристократа, по отцу приходился дальним родственником Л. Н. Толстому. Окончил Санкт-Петербургский машиностроительный институт. В литературе дебютировал в 1907 году поэтическим сборником “Лирика”. В 1910-1912 гг. опубликовал романы “Чудаки”, “Хромой барин” и цикл рассказов и […]...
- А Мы делаем ТАК! Мне довелось участвовать в подготовке заданий, организации и проведении всех тринадцати областных этапов Всероссийской олимпиады школьников по литературе в Тверской области и написать об этом. Этот опыт побудил меня откликнуться на материалы, присланные в редакцию “Литературы” словесниками из Новосибирска. Убеждена, что на всех этапах олимпиады нельзя отказываться от комплексного анализа эпического произведения и интерпретации лирики […]...
- Отражение эпохи по роману Анна Каренина (Толстой Лев Н.) Одним из самых величайших произведений всей мировой литературы является роман Льва Николаевича Толстого “Анна Каренина”. Его историчность и социальность поражает своей глубиной и достоверным отражением взглядов и мыслей описанного времени. “Анна Каренина” стала открытием современности конца 19 века, его закономерностей и скрытых в глубине происходящих событий. Герои романа – это люди, которые выросли при крепостном […]...
- Творческое наследие А. Н. Толстого Алексей Николаевич Толстой прошел сложный жизненный путь. В годы первой русской революции он – студент Петербургского технологического института. Тут он столкнулся с революционными настроениями, участвовал в студенческих сходках, демонстрациях, хотя в политике разбирался слабо. Столица давала ему много культурных впечатлений, знакомств с литераторами, людьми искусства. Все сильнее сказывается влечение к литературе, и поэтому после окончания […]...
- “Петр Первый” А. Н. Толстого – исторический роман Эпоха Петра I давно привлекала А. Толстого своей прямой перекличкой с эпохой революционных преобразований послеоктябрьской России. “Чтобы понять тайну русского народа, его величие, нужно хорошо и глубоко узнать его прошлое: нашу историю, коренные узлы ее, трагические и творческие эпохи, в которых завязывался русский характер”, – объяснял свой интерес к истории А. Толстой. Подступами к большому […]...
- Вопросы и ответы к роману “Петр I” А. Н. Толстого 1. Как эволюционировала “петровская” тема в творчестве А. Толстого? В первых рассказах о петровском времени: “Наваждение”, “День Петра”, “Марта Рабе” – А. Толстой (частично под влиянием трактовки Петра как антихриста Д. Мережковским) создал отрицательный образ царя-ирода, фанатичного и жестокого правителя, силой насаждающего свои реформы. Главным его противником был народ. В романе личность Петра представлена противоречивой, […]...
- План сочинения – Народ и дворянство в романе Толстого “Война и мир” Народ и дворянство в романе Л.Н. Толстого “Война и мир” I. Вступление 1. Народ и дворянство – основные сословия в России первой половины XIX века, поэтому внимание к ним Толстого не случайно. 2. И народ и дворянство были неоднородны; в “Войне и мире” эта неоднородность отражена в полной мере. II. Главная часть 1. Образ народа […]...
- Проблема жанра “Анны Карениной” На примере “Анны Карениной” хотим показать, как неправильное восприятие жанра художественного произведения может привести к ошибочному истолкованию его содержания. Многие современники Толстого, даже такие, как М. Е. Салтыков-Щедрин и Н. А. Некрасов, с немалым удивлением восприняли начальные главы нового романа прославленного писателя. Странным казалось, что после “Войны и мира” Толстой пишет произведение с обычным, казалось […]...
- Рассуждение о настоящем искусстве по тексту Толстой В детстве я очень, очень старалась полюбить театр, как мне велели: ведь это Большое Искусство, Храм (ЕГЭ по русскому) Искусство представляет собой отображение действительности глазами творческой личности. Художественные образы и звуки волнуют душу, наполняют сердце счастьем. Настоящее искусство отвлекает от будничности, переносит в мир грез и фантазий, вселяет веру в чудеса. Справедливость этих слов можно подкрепить конкретными примерами. С давних времен театр радует зрителя, волнует и заряжает добром душу. Недаром его считают храмом искусства. […]...
- ВИКТОР МАРИ ГЮГО ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА ВИКТОР МАРИ ГЮГО (1802-1885) Родился в Безансоне, получил классическое образование. В 1822 году опубликовал первый сборник стихов. Начинал как классицист, но к началу 30-х годов стал вождем нового литературного течения – романтизма. Тогда же вышел в свет роман “Собор Парижской богоматери”. Гюго активно участвует в политической жизни, он поддержал революцию 1848 года. После […]...
- Повесть как эпический жанр В лирических стихотворениях необходимо почувствовать их настроение, переданное автором, понять секреты их красоты. Особенностями произведений этого рода является жизнь, которая в них изображается и она имеет отличие от лирического произведения. Описание, монологи, повествование, диалоги, рассуждения, герои, которые совершают поступки, – все это элементы эпического жанра – рассказа. Во многом Повесть схожа с ним. Но в […]...
- Искусство в моей жизни Есть 3 вида искусства: пространственные, временные и пространственно-временные. В пространственные виды искусства входят такие направления как: ИЗО, архитектура, декоративно-прикладное искусство, дизайн и другие. Во временные виды искусства входят такие направления как: литература, музыка. В пространственно-временные виды искусства входят такие направления как: кино, театр, цирк. Для меня из выше перечисленных направлений наиболее близка литература. Я с […]...
- Статья Толстого “Кому у кого учиться писать…” Статья “Кому у кого учиться писать…”, как мы видим, ставила не только педагогические, по и философские, эстетические, наконец, социальные вопросы. Но только ставила, а не решала их: заключающие статью философские “выводы” были крайне спорными. Зато рекомендации Толстого – художника и педагога – по развитию у детей творческого воображения и эстетического вкуса н сегодня не могут […]...
- Анализ сборника стихотворений Символы Мережковского Д. С. (*Общие критические статьи) В 1892 году Мережковский опубликовал сборник “Символы”. “Все начали читать “Символы”, – такую примечательную реакцию интересующейся искусством молодежи на сборник, заглавие которого демонстративно отсылало к новейшему французскому литературному течению, зафиксировал в своем дневнике В. Брюсов. Главенствующими и композиционно доминирующими в “Символах” стали прямые утверждения нужды в религиозном мироощущении. Мережковский в работе “О причинах упадка…” писал […]...
- Кто из героев романа Льва Толстого “Анна Каренина” вам ближе и почему? Роман Льва Николаевича Толстого “Анна Каренина” – один из самых читаемых книг по всему миру. Его неоднократно экранизировали. О нем много писали, его часто критиковали, но, скорее, не за суть и содержание, а за его структуру. Ведь, главная героиня погибает в седьмой главе, а в романе их восемь. В центре сюжета – семейное ценности и […]...
- Л. Н. ТОЛСТОЙ (1828-1910) Л. Н. Толстой родился в имении Ясная Поляна Тульской губернии в аристократической семье. В 1830 г. умирает мать, в 1837 г. – отец, и с 1841 г. детей воспитывает родная сестра отца, П. И. Юшкова, жившая в Казани. В 1844 г. Толстой поступает на факультет восточных языков Казанского университета, не выдерживает экзаменов за первый курс, […]...
- Маяковский и революция “О, четырежды славься, благословенная! “; – такими Маяковский и революция “О, четырежды славься, благословенная! ” – такими словами встретил Маяковский Великую Октябрьскую социалистическую революцию. С Октября 1917 года начинается новый этап в его творчестве, этап, обусловленный, прежде всего, изменениями действительности. Резко меняется тональность стихов. Господствующий в дооктябрьском творчестве поэта пафос решительного отрицания враждебной человеку действительности, саркастическое, гротескное ее изображение (персонажи сатирических гимнов, […]...
- Тема войны по роману эпопее Война и мир (Толстой Лев Н.) Роман “Война и мир” – это действительно шедевр мировой литературы, где образы и события захватывают читателя в плен размышлений о важных и великих вещах. Толстой, как настоящий мастер своего дела, смог описать те дни Отечественной войны, когда единственным, что придавало жизни, был патриотизм и неугасимое чувство долга перед своей Родиной. В центре романа находится жизнь […]...
- Сочинение на тему: “Чацкий в “Горе от ума” После 1812 года в дворянской прослойке общества настало время напряженной борьбы. Все люди заняли две противоположные позиции. Первая часть общества – передовая, прогрессивная, представители так называемого “века нынешнего”. Второй лагерь – представители эпохи “века минувшего”. Это противоборство нашло отражение в комедии А. С. ГрибоедовА “Горе от ума”, в которой описывается жизнь московского дворянства 19 века. […]...